Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания литературного образования при учебной нагрузке 3 часа в неделю, 102 часа в год. Плановых контрольных уроков – 1, обобщающих – 3, по р/р – 7. В программу включен региональный компонент по изучению творчества писателей Дона и о Доне.Отличительной особенностью программы является использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса и принцип вариативности, который дает право выбора авторо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Прохоровская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено: Утверждаю:

Методический совет школы Директор МОУ Прохоровской ООШ

Протокол №__то «___» ___2013 Приказ № 170 от «1» 09 2014

Руководитель МС _____Вербицкая Е.П. _______Клименко О.Н.

Рабочая программа

по литературе

8 класс





Учитель: Супрунова Е.О.





2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 8 класса составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания литературного образования при учебной нагрузке 3 часа в неделю, 102 часа в год. Плановых контрольных уроков - 1, обобщающих - 3, по р/р - 7. В программу включен региональный компонент по изучению творчества писателей Дона и о Доне.

Отличительной особенностью программы является использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса и принцип вариативности, который дает право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Особое внимание в 8 классе уделяется проблеме времени на страницах литературных произведений, проблеме воспроизведения исторических событий в литературе. Это готовит учеников к восприятию курса на историко - литературной основе. Важно понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях. Довольно широкое изучение лирики обусловлено тем, что авторская позиция наиболее ярко проявляется именно в лирических произведениях. Учащиеся 8 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.

Литературное образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально - трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цели обучения:

  • Осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • Формирование эстетических и теоретико - литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно - художественных произведений.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления) классицизм, историзм художественной литературы (начальные представления) поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы, (развитие представлений ); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирического произведения , авторское отступление как элемент композиции (начальное представление) герой-повествователь (развитие представлений ).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой:

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчествам;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;

  • выделять общие свойства произведений, объединённых жанром , и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой роле актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



Тематическое планирование курса литературы в 8 классе

п/п

Название раздела

Кол - во

часов

1

Введение.

2

2

Фольклор.

3

3

Древнерусская литература.

11

4

Литература 18 века.

3

5

Литература 19 века.

53

6

Литература 20 века.

26

7

Итоговая контрольная работа.

1

8

Итоговый урок.

1









Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе.

№ п/п

Тема

Цели

Виды и формы работы

Понятия и термины

Кол - во часов

Дата

Введение

1

Литература и время в произведении.

Раскрыть значение изучения литературы. Определить связь литературного произведения со временем.

Беседа, рассказ, работа в тетради, знакомство с учебником.

Литература и история, эпиграф, тезис.

1

1.

09

2

Х.Г. Андерсен. Сказка «Калоши счастья».

Раскрыть основные проблемы, поставленные автором; позицию автора; связь человека со своим временем.

Беседа, анализ художественного произведения, устное сочинение.

1

5.

09

Фольклор

3

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня.

Показать, как преобразуются исторические сюжеты, герои в народном толковании; отношение народа к героям исторических песен.

Чтение и анализ художественного произведения, словарная работа.

Историческая народная песня.

1

7.

09

4

Народный театр. Пьеса «Как француз Москву брал».

Охарактеризовать особенности подхода к изображению истории в народной драме; причины популярности пьесы в России и за рубежом; роль внесценических персонажей в пьесе; патриотический пафос в народной драме.

Выразительное чтение, определение изобразительно-выразительных средств, чтение в лицах, работа над образами.

Народная драма.

1

8.

09

5

Итоговый урок по фольклору.

Раскрыть значение фольклорных произведений на историческую тему для народного самосознания.

Сопоставление произведений разных жанров на историческую тему. Анализ фольклорных произведений.

1

12.

09

Древнерусская литература

6

История на страницах древнерусской литературы.

Раскрыть значение древнерусской литературы и ее изучения; задачи древнерусской литературы.

Выразительное чтение, анализ текста, сопоставительный анализ, беседа, вопросы и задания первого уровня.

Летопись, канон.

1

14.

09

7-8

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Определить патриотический пафос произведения; отношение неизвестного автора к герою.

Работа с историческим источником, комментированное чтение текста, анализ текста, работа над образом, словарная работа, творческий пересказ.

Воинская повесть, анафора, гипербола.

2

15.

09

19.

09

9-10

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

Показать религиозно-назидательный смысл житийной литературы; эмоциональность воинской повести; отношение автора к герою.

Словарная работа, выразительное чтение, пересказ, анализ текста, работа над образом.

Воинская повесть, житие, агиографическая литература.

2

21.

09

11-12

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

Раскрыть религиозно-патриотический смысл произведения; отношение автора к герою.

Комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам учебника, словарная работа, работа над образом.

2

28.

09

26.

09

13-14

Традиции древнерусской словесности в преданиях об Игнате Некрасове в его «Заветах». (р.к.)

Раскрыть религиозно-назидательный смысл в преданиях древнерусской литературы.

Комментированное чтение, анализ текста, работа над идеей произведения, словарная работа.

Предание.

2

3.

10

15-16

Сочинение по произведениям древнерусской литературы.

Раскрыть основные темы сочинений, оказать помощь в подборе материала.

Написание сочинения.

2

5.

10

6.

10

Литература 18 века.

17

События истории в произведениях 18 в.

Раскрыть причины обращения писателей 18 в. к сюжетам античной и русской истории.

Работа с учебником, словарная работа, беседа, рассказ учителя.

Историческая драма, историческая повесть.

1

10.

10

18-19

Н.М. Карамзин. Историческая повесть «Марфа-посадница», художественные особенности повести.

Раскрыть значение научного и литературного творчества Н.М. Карамзина. Определить смысл предисловия к повести; цель обращения ораторов к отечественной истории. Определить роль художественных средств.

Комментированное чтение отрывков произведения, анализ текста, работа над историческими образами, беседа по вопросам учебника, словарная работа.

2

12.

10

13.

10

Литература 19 века.

20

Проблема человека и времени в произведениях 19 века.

Раскрыть смысл эстетических и нравственных уроков по изучению произведений на исторические темы.

Работа с учебником, рассказ учителя, запись лекции, беседа.

1

17.

10

21

Былины и их герои в произведениях 19 в. А.К. Толстой. Стихотворение «Илья Муромец».

Раскрыть причины обращения Толстого к русским былинам. Выяснить позицию автора и значение фольклорных мотивов в стихотворении.

Выразительное чтение, анализ художественного произведения, беседа по вопросам учебника, работа над образом.

Былина.

1

19.

10

22

А.К. Толстой. Стихотворение «Правда».

Раскрыть смысл поучения; позицию автора; значение былин в русском искусстве.

Слушание сообщения, выразительное чтение, анализ поэтического текста, словарная работа, прослушивание фрагментов оперы.

Баллада.

1

20.

10

23-24

Г.У Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Раскрыть гуманистический пафос произведения; призыв автора к гармонии человека и природы. Указать заслугу Лонгфелло в создании американского эпоса.

Слушание биографии Лонгфелло, выразительное чтение, беседа по вопросам учебника, анализ текста, работа над образом, словарная работа.

Песнь как жанр.

2

24.

26.

10

25-26-27

В. Скотт. Роман «Айвенго».

Раскрыть позицию автора; заслугу Скотта в создании жанра исторического романа; влияние писателя на создание художественной литературы.

Слушание сообщения, комментированное чтение фрагментов текста, выборочный пересказ, анализ произведения, словарная работа, работа над образами, устное словесное рисование.

Исторический роман.

3

27.

10

7.

9.

11

28

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».

Раскрыть аллегорический смысл басни, ее патриотический пафос; значение басни во время наполеоновского значения.

Выразительное чтение, анализ басни, работа над образами героев, сопоставительный анализ, работа в тетради.

Олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль.

1

10.

11

29

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Раскрыть позицию автора, его отношение к героям.

Выразительное чтение, пересказ по плану, анализ текста, сопоставительный анализ, словарная работа

.

1

14.

11

30-31

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава».

Объяснить смысл названия поэмы. Раскрыть патриотический пафос произведения, позицию автора, роль звукописи в поэме.

Комментированное чтение и анализ худ. произведения, работа со словарем, работа над образом, словарная работа.

Звукопись, аллитерация, афористичность.

2

16.

17.

11

32-33

А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

Раскрыть смысл противопоставления образов Пимена и Григория; гуманистический пафос трагедии; позицию автора.

Выразительное чтение в лицах, сопоставительная характеристика героев, анализ текста, словарная работа, беседа по вопросам учебника.

2

21.

23.

11

34-35-36

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Показать историческое значение труда и исторической повести А.С. Пушкина. Раскрыть смысл эпиграфа к главам; показать отношение автора к героям. Дать оценочную характеристику главным героям (Гринев, Маша, Пугачев).

Чтение, анализ текста, творческий пересказ, сопоставительная характеристика героев и прототипов, анализ эпизода по плану, работа над образами.

Повесть, хроника, прототип, историзм.

3

24.

28.

30.

11

37

Портрет и пейзаж на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Показать роль портрета и пейзажа в сюжете и характеристике героев повести.

Чтение эпизодов худ.произведения, анализ текста, составление словесных портретов героев, сопоставительный анализ пейзажа.

Портрет, пейзаж.

1

1.

12

38

Второстепенные персонажи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Показать роль второстепенных персонажей в повести; роль худ. средств в создании образов; позиция автора, его отношение к героям.

Работа с текстом, устное словесное рисование портретов героев, беседа по вопросам учебника, работа над образом.

1

5.

12

39-40

Сочинение по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка».

Обсудить темы сочинений с учащимися; оказать помощь в составлении плана сочинения и подборе дополнительной литературы.

Беседа, работа с текстом учебника, написание сочинения.

2

14.

15.

12

41-42

Д.Л. Мордовцев. Повесть «Царь Гетман».

Определить сходство и различие в трактовке и художественном изображении событий времен Петра 1 в поэме Пушкина «Полтава» и повести Д.Л. Мордовцева «Царь и гетман».

Чтение худ.текста, анализ произведения, сопоставительный анализ, словарная работа, работа над образом, работа с иллюстрацией.

2

19.

21.

12

43-44

П.А. Шестаков. Повесть «Самозванец».

Сравнить пушкинскую традицию и своеобразие в худ.изображении «смутного времени» и его участников в повести П.А. Шестакова «Самозванец».

Комментированное чтение, анализ текста, беседа, работа над образом, словарная работа, анализ эпизода по плану.

2

22.

26.

12

45-46

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича».

Раскрыть роль худ. средств, характерных для фольклорных произведений в создании образов; драматический пафос произведения.

Выразительное чтение, анализ текста, работа над образами героев, словарная работа, работа с иллюстрациями, сопоставительный анализ.

Историческая поэма.

2

28.

29.

12

47

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои повести.

Показать роль портрета, интерьера в создании характеров; отношение автора к героям.

Работа над биографией писателя, выразительное чтение, выборочный пересказ, беседа.

Историческая повесть.

1

16.

01

48

Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Показать роль деталей в создании образов; позиция автора, его отношение к героям.

Комментированное чтение, выборочный пересказ, анализ текста, работа со словарем.

1

18.

01

49

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Показать отношение автора к своим героям.

Выборочный пересказ, работа над образами, сопоставительный анализ героев.

Романтический герой, портрет.

1

19.

01

50

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Раскрыть смысл финала повести; патриотический пафос произведения.

Выразительное чтение, художественный пересказ, просмотр фрагментов видеофильма.

1

23.

01

51-52

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Обсудить темы сочинения, оказать помощь в составлении плана и подбора необходимой литературы.

Беседа, работа с худ. текстом, написание сочинения.

2

28.

26.

01

53-54

Повесть Д.И. Петрова «Степные рыцари».

Сравнить гоголевские традиции в прославлении боевого товарищества и героизма казачества с казачьей вольницы в «Степных рыцарях» Д.И. Петрова.

Чтение, анализ текста, беседа, работа над образом, сравнительный анализ, работа по картине, устное словесное рисование.

2

30.

01

1.

02

55

Стихотворения И.С. Никитина «Донцам» и Ф.И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался…».

Показать призыв к спасению братьев-славян в стихотворениях донских поэтов. Раскрыть близость идейно-художественного своеобразия к «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя.

Выразительное чтение стихотворений, анализ, чтение наизусть, беседа.

1

2.

02

56-57-58

Мотивы былого в лирике поэтов 19века.

Показать своеобразие отражения истории в лирических произведениях; философскую глубину и лирический пафос стихотворений.

Выразительное чтение, анализ поэтического текста, словарная работа, чтение наизусть, беседа по вопросам учебника.

Риторические фигуры.

3

6.

8.

9.

02

59-60-61

А. Дюма. Роман «Три мушкетера».

Объяснить смысл названия романа. Раскрыть позицию автора, его нравственные идеалы; причины популярности романа.

Слушание сообщений, чтение худ.текста, выборочный пересказ, анализ текста, беседа по вопросам, словарная работа.

Авантюрно-исторический роман.

3

13.

15.

16.

02

62-63

А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов».

Раскрыть позицию автора, его нравственные идеалы.

Выразительное чтение, анализ текста, работа над образом, работа со словарем.

Элементы композиции.

2

20.

22.

02

64-65-66

А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный».

Показать связь исторического романа с фольклором; патриотический пафос, позицию автора, его нравственные идеалы.

Выразительное чтение, творческий и выборочный пересказ, работа над образами произведения, беседа по вопросам учебника, словарная работа.

Исторический роман.

3

27.

29.

02

1.

03

67

Вымысел и реальность в худ произведении. Научная речь в литературном тексте.

Раскрыть роль народной речи в произведении. Показать мастерство писателя в изображении эпохи.

Анализ произведения, монологический рассказ, работа с текстом произведения, беседа.

1

5.

03

68

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».

Раскрыть смысл названия рассказа, гуманистический пафос произведения, позицию автора.

Слушание сообщения, комментированное чтение, анализ текста, работа с эпизодом, анализ образа главного героя, работа с учебником.

1

7.

03

69

Сочинение- миниатюра по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

Обсудить темы сочинений; оказать помощь в подборе необходимой литературы.

Беседа, составление плана сочинения, написание сочинения.

1

12.

03

70

Контраст как композиционный прием.

Раскрыть роль приема контраста, антонимов в рассказе, правдивость произведения, художественное мастерство писателя.

Чтение текста, сопоставительный анализ частей рассказа, беседа по вопросам учебника.

1

14.

03

71

Время и пространство в художественном тексте.

Показать роль деталей в рассказе, правдивость произведения, художественное мастерство писателя.

Работа с текстом, работа в тетради, словарная работа, обсуждение тем сочинений.

Художественное время, художественное пространство.

1

15.

03

72-73

Поэты 19 века о родной природе.

Раскрыть образ донской природы в стихах А.В.Кольцова, Н.П. Огарева, Н.Ф.Щербина. Показать созвучность лирических пейзажей Н. Дубовского изучаемым произведениям.

Выразительное чтение, анализ лирического произведения, чтение наизусть, работа со словарем, слушание сообщений, работа с иллюстрациями.

2

19.

20.

03

Литература 20 века.

74

Автор и время на страницах произведений 20 века.

Раскрыть эстетическую и нравственную основу произведений исторической тематики.

Рассказ учителя, беседа по вопросам учебника, конспектирование лекции.

1

22.

03

75-76

Былины и их герои в поэзии 20 века.

Выяснить смысл названий стихотворений. Раскрыть своеобразие отражения прошлого в поэзии 20 века.

Выразительное чтение, анализ стихотворений, работа над образами лирических героев, беседа по вопросам учебника.

2

2.

4.

04

77-78

Ю.Н. Тынянов. Рассказ «Подпоручик Киже».

Показать роль иронии и гротеска в произведении.

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, работа над эпизодом, словарная работа, беседа по вопросам учебника.

Гротеск, ирония.

2

5.

9.

04

79-80

Ю.Н. Тынянов. Повесть «Восковая персона».

Рассмотреть позицию автора, его отношение к героям. Выяснить смысл названия произведения и роль эпиграфов к главам.

Выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, словарная работа, работа над образом.

2

11.

12.

04

81-82-83

М. Алданов. Роман «Чертов мост».

Определить смысл названия произведения. Раскрыть позицию автора и его отношение к героям.

Слушание сообщения, комментированное чтение, выборочный пересказ, анализ произведения, беседа, работа над образом.

Тетралогия.

3

16.

18.

19.

04

84-85

С. Цвейг «Невозвратимое мгновение»

Раскрыть философскую позицию автора, его отношение к героям. Определить смысл названия произведения.

Выразительное чтение произведения, анализ текста, беседа по вопросам учебника, работа над образом.

Историческая миниатюра.

2

23.

25.

04

86-87-88

Б.Л. Васильев. Роман «Утоли мои печали».

Раскрыть исторический и художественный смысл символов в описании ходынской трагедии, зависимость жизни человека от хода истории; позицию автора, его отношение к героям.

Рассказ учителя, чтение произведения, анализ текста, творческий пересказ, беседа по вопросам учебника, работа над образами главных героев.

2

26.

30.

04

89-90-91-92

Великая Отечественная война в лирике 20 века.

Раскрыть нравственную проблематику стихотворений, их патриотический, гуманистический пафос.

Выразительное чтение, анализ лирических произведений, чтение наизусть, беседа по вопросам учебника.

4

2.

3.

7.

05

93-94

Военная тема в стихах и прозе ростовских писателей: Д Долинского, И Ковалевского, В. Закруткина, О. Кожуховой.

Раскрыть нравственную проблематику стихотворений, патриотический пафос произведения. Показать созвучие ряда батальных сцен ростовского художника Н. Овечкина.

Слушание сообщений, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа, работа с иллюстрациями, работа со словарем.

2

10.

14.

05

95-96

Л.М. Леонов. Пьеса «Золотая карета».

Раскрыть суть конфликта в пьесе; смысл названия произведения; символические образы в пьесе. Выяснить позицию автора, его отношение к героям.

Рассказ учителя, выразительное чтение, чтение в лицах, анализ произведения, беседа, работа над образами, творческая лаборатория.

2

16.

17.

05

97-98-99

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века.

Раскрыть лирический пафос стихотворений; причины пристального внимания к осмыслению минувшего в лирике 20 века.

Рассказ учителя, конспектирование лекции, выразительное чтение стихотворений, анализ лирических произведений, беседа по вопросам учебника.

Риторические фигуры.

3

21.

23.

05

100

Подготовка к итоговой контрольной работе.

Повторить изученный ранее учебный материал.

Работа с учебником, работа в тетради, беседа-диспут.

1

24.

05

101

Итоговая контрольная работа.

Проверить уровень знаний учащихся по предмету.

Контрольное тестирование, литературоведческий диктант.

1

28.

05

102

Итоговый урок.

Показать необходимость и важность самостоятельного чтения.

Защита читательских дневников, беседа по самостоятельному чтению во время летних каникул.

1

30.

05













Учебно - методический комплекс

Т.Ф.Курдюмова «Литература. Учебник - хрестоматия в 2 -х частях», М.: Дрофа, 2010.

Н.В.Егорова «Поурочные разработки по зарубежной литературе», М.: Вако, 2007.

Н.П.Сухова «Мастера русской лирики», М.: Просвещение, 2005.

О.А.Финтисова «Литература 8 класс. Поурочные разработки», Волгоград, «Учитель», 2009.

«Литература Дона. Хрестоматия для чтения», Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.

В.Б.Гинзбург, А.Я.Резник «Конспект по зарубежной литературе», Минск, «Современное слово», 2004.

© 2010-2022