Программа элективного курса Поэзия русского символизма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Варава Елена Александровна
Должность: учитель русского языка, литературы, риторики
Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 1»
Населённый пункт: п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: программа элективного курса «Поэзия русского символизма»
Раздел: среднее образование


Программа элективного курса «Поэзия русского символизма».

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначен для учащихся профильных классов (групп) и направлен на углубленное изучение, прочтение, интерпретацию произведений поэтов «серебряного века»: поэтов-символистов.

Цель элективного курса - дать учащимся целостное представление о литературном течении «Символизм» и творчестве поэтов русского символизма.

Основные задачи курса.

1. Образовательные:

1.1. познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ века;

1.2. учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;

1.3. содействовать целевой подготовке учащихся к единому государственному экзамену по литературе.

2. Развивающие:

2.1. совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);

2.2. совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;

2.3. формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;

2.4. учить грамотному построению высказывания в различных жанрах и формах;

2.5. развивать творческие способности, исследовательские умения и навыки.

3. Воспитательные:

3.1. приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.

По окончании курса учащиеся должна знать/понимать/уметь:

1) причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;

2) основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей литературного направления «Символизм»;

3) знать основные труды (как поэтические, так и монографические) поэтов, термины и понятия, сопряжённые с той или иной темой занятия;

4) понимать роль и значение поэзии русского символизма в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий.

5) определять принадлежность произведений к тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности;

6) выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений поэтов-символистов);

7) выполнять индивидуальную, групповую творческую, исследовательскую работу.

Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.

Принципы построения курса:

- доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;

- ориентированность на единство знаний и умений;

- индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.

Актуальность и практическая значимость данного элективного курса.

Элективный курс «Поэзия русского символизма» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 17 часов. Программа курса направлена на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, интересующихся русской литературой конца XIX - начала XX века и способствует формированию мировоззрения истинного патриота своей страны.

Содержание элективного курса.

Тема 1. Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.

Вехи социально-политической истории. Научная и философская мысль рубежа веков. Новые тенденции в развитии русского искусства.

Тема 2. Литературные направления эпохи рубежа веков.

Развитие реализма на рубеже веков. Русский символизм. Эстетика и поэтика акмеизма. Эстетика и художественная практика футуризма.

Тема 3. Русский символизм. Основные принципы символизма.

Философские истоки символизма. Искусство - «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я.Брюсов0, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И.Иванов); поэзия - «тайнопись неизреченного» (Вяч.Иванов), выражение «движений души» поэта. Символ - центральная эстетическая категория символизма. Категория музыки. Элитарность, ориентация на читателя-творца.

Тема 4. В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.

Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта.

Тема 5. «Старшие» символисты.

Д.С.Мережковский. Философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества.

Обоснование символизма. Д.Мережковский о М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине.

З.Н.Гиппиус. «Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские собрания. Журнал «Новый путь». Влияние первой русской революции на ее творчество. Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»). Эмигрантское творчество.

К.Д.Бальмонт. Мотив печали, одиночества, усталости в раннем поэтическом творчестве поэта.

Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта. Изысканная образность, музыкальность, противоречивость - как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.

Ф.К. Сологуб. Темы и мотивы ранней лирики. Главные книги стихов. Драматургическая и переводческая деятельность Ф.Сологуба.

В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество. Лучшие книги поэта. В.Брюсов - поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.

Тема 6. «Младосимволисты».

А.А.Блок. «Дневник» Блока - «исповедь правдивой души».Ст. «Интеллигенция и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).Символика поэта. Духовное завещание Блока потомкам («О назначении поэта»). А.А. Блок в воспоминаниях современников.

А.Н.Белый. Статьи А. Белого «Почему я стал символистом», «О теургии».Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого.

В.И.Иванов. Неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники стихов. Обоснование Вяч. Ивановым эстетической теории русского символизма.

Тема 7. Поэты, близкие символистам:

И.Ф.Анненский. Этическое и эстетическое в творчестве. Глубокий философский смысл поэзии И.Анненского. Влияние античности на творчество поэта. Внутренняя близость его поэзии символистам. Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Ф.Анненского.

М.А.Волошин. Поэт и художник Максимилиан Волошин. Коктебельский мудрец, отшельник и краевед. Дом Поэта - «один из культурнейших центров не только России, но и Европы» (А.Белый, 1933г.).

Тема 8. Двоящийся философский лик поэзии символистов.

Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов. Причины распада «символистской школы». Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской литературы ХХ века.

Тематическое планирование элективного курса (17 ч.)


Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.

1

Тема 2.

Литературные направления эпохи рубежа веков.

1

Тема 3.

Русский символизм. Основные принципы символизма.

2

Тема 4.

В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.

1

Тема 5.

«Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов.

5

Тема 6.

«Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Н.Белый, В.И.Иванов.

3

Тема 7.

Поэты, близкие символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин.

2

Тема 8.

Двоящийся философский лик поэзии символистов.

2


Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.

  1. Ардаматский В. Перед штормом (роман-хроника). - М.: Политическая литература, 1989.

  2. Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. - М.: Детская литература, 1979.

  3. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. - М.: Просвещение, 1993.

  4. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. - М.: 1994.

  5. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. - Париж, 1949.

  6. Богданов В.А. Самокритики символизма. - М.: Просвещение, 1986.

  7. Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. - М.: Советская Россия, 1989.

  8. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. - Л.: 1940.

  9. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. - М.: Мнемозина, 1996.

  10. Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. - М.: Правда, 1988.

  11. Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. - Казань, 1971.

  12. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. - М.: 1975.

  13. Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. - Л.: Просвещение, 1991.

  14. Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. - М.: Изобразительное искусство, 1989.

  15. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. - М.: 1913.

  16. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. - М.: Просвещение, 1990.

  17. Одоевцева И. На берегах Сены. - М.: Художественная литература, 1989.

  18. Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация).

  19. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.

  20. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. - М.: Детская литература, 1966.

  21. Иллюстрированный Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  22. Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.

  23. СЭС. - М.: Советская энциклопедия, 1968.

© 2010-2022