- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дюкина Г.Р. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки».
Дата: 13.10
Цель урока: УУД
-
Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
-
Регулятивные:формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
-
Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
-
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
-
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
-
Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.
-
Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».
Оборудование и материалы:
-
Мультимедийная презентация и фильм о творчестве И.А. Крылова
-
компьютер;
-
экран для демонстрации презентации;
-
мультимедийный проектор;
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
-
Целеполагание. Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся вновь к жанру басни, конкретно на примерах трех басен разберем основные особенности данного жанра и еще раз убедимся в мастерстве Крылова-баснописца.
-
Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе урока. На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким жанром как басня, зафиксировали основные признаки басни. Давайте проверим, как же вы усвоили материал прошлого урока (задание из р/т, 2 чел у доски).Проверка.
-
Изучение нового материала.
А) Знакомство с биографией Крылова (просмотр видео) А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.
Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да - нет появляются по щелчку мыши).
1.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.
да
2.
Он родился в городе Самаре.
нет
3.
Его семья жила бедно.
да
4.
Иван Андреевич Крылов начал лит. деятельность в Петербурге.
да
5.
Он работал продавцом.
нет
6.
Крылов выучил несколько языков.
да
7.
Он начал писать в 16 лет.
нет
8.
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.
да
9.
В первой книге Крылова были рассказы.
нет
10.
Фраза «Басня - книга мудрости» принадлежит Гоголю.
да
Б) Знакомство и анализ басни «Ворона и лисица»
Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова - значит узнать что - то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
- Что знаете об этих животных? Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)
Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами. Прослушивание басни (видео).
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)
Словарная работа.Объяснение лексического значения слов.
Лесть - угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Не впрок - не на пользу
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить - очаровать, покорить чем - либо.
Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) - нежный, добрый.
Царь - птица - главная среди птиц.
Вещуньина (голова) - от слова вещунья - предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
-
глаз не сводит - смотрит пристально, не отрываясь;
-
на цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно;
-
вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать;
-
во всё горло - каркнула очень громко;
-
была такова - исчезла, скрылась;
-
дыханье спёрло - трудно стало дышать;
-
бог послал - нашёл случайно, без особого труда.
Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]
Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
- Не зря Крылов назвал ее так метко - плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
- А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
- А что говорила о голосе Вороны Лиса?
- Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
Работа над моралью басни. Инсценировка басни
- В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
- Чем интересна эта мораль?
- Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
Выводы зафиксировать в виде синквейна. 1в.- лисица, 2 в. - ворона
Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (резерв)
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.
В) Знакомство и анализ басни «Мартышка и очки»
Просмотр видео.
Словарная работа.Чтобы текст басни был понятен, определим значение слов:
-
Дюжина- 12;
-
Полдюжины- 6;
-
Темя - верхняя часть головы;
-
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
-
Нет проку - нет толку;
-
Невежда - необразованный, несведущий человек;
-
К худу клонит - к плохому клонит;
-
Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
-
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
-Что нас в басне забавляет, смешит?
- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
- Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте.
- Что обычно делают с очками?
- Почему мартышка решила, что ее обманули?
Инсценировка басни.
Г) Знакомство и анализ басни «Свинья под дубом»
Просмотр видео
5) Итоги урока
6) Рефлексия.
1.Сегодня на уроке я повторил….
2. Сегодня на уроке я узнал….
3.Что ещё я хочу узнать…….
4.Мне понравилось на уроке….
5. Мне не понравилось на уроке………
VII. Домашнее задание:
Выучить басню, иллюстрация, подобрать пословицы к басне (по желанию)