Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки».

Дата: 13.10

Цель урока: УУД

  • Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

  • Регулятивные:формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

  • Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

  • Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.

  • Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийная презентация и фильм о творчестве И.А. Крылова

  • компьютер;

  • экран для демонстрации презентации;

  • мультимедийный проектор;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

  2. Целеполагание. Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся вновь к жанру басни, конкретно на примерах трех басен разберем основные особенности данного жанра и еще раз убедимся в мастерстве Крылова-баснописца.

  3. Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе урока. На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким жанром как басня, зафиксировали основные признаки басни. Давайте проверим, как же вы усвоили материал прошлого урока (задание из р/т, 2 чел у доски).Проверка.

  4. Изучение нового материала.

А) Знакомство с биографией Крылова (просмотр видео) А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.

Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да - нет появляются по щелчку мыши).

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал лит. деятельность в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня - книга мудрости» принадлежит Гоголю.

да

Б) Знакомство и анализ басни «Ворона и лисица»

Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова - значит узнать что - то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
- Что знаете об этих животных? Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами. Прослушивание басни (видео).

- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)

Словарная работа.Объяснение лексического значения слов.
Лесть - угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Не впрок - не на пользу
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить - очаровать, покорить чем - либо.
Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) - нежный, добрый.
Царь - птица - главная среди птиц.
Вещуньина (голова) - от слова вещунья - предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:

  • глаз не сводит - смотрит пристально, не отрываясь;

  • на цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно;

  • вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать;

  • во всё горло - каркнула очень громко;

  • была такова - исчезла, скрылась;

  • дыханье спёрло - трудно стало дышать;

  • бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]

Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
- Не зря Крылов назвал ее так метко - плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
- А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
- А что говорила о голосе Вороны Лиса?
- Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

Работа над моралью басни. Инсценировка басни

- В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
- Чем интересна эта мораль?
- Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)

Выводы зафиксировать в виде синквейна. 1в.- лисица, 2 в. - ворона

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (резерв)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

В) Знакомство и анализ басни «Мартышка и очки»

Просмотр видео.

Словарная работа.Чтобы текст басни был понятен, определим значение слов:

  • Дюжина- 12;

  • Полдюжины- 6;

  • Темя - верхняя часть головы;

  • Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

  • Нет проку - нет толку;

  • Невежда - необразованный, несведущий человек;

  • К худу клонит - к плохому клонит;

  • Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

  • Невежа - грубый, невоспитанный человек.

-Что нас в басне забавляет, смешит?

- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

- Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте.

- Что обычно делают с очками?

- Почему мартышка решила, что ее обманули?

Инсценировка басни.

Г) Знакомство и анализ басни «Свинья под дубом»

Просмотр видео

5) Итоги урока

6) Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Что ещё я хочу узнать…….

4.Мне понравилось на уроке….

5. Мне не понравилось на уроке………

VII. Домашнее задание:

Выучить басню, иллюстрация, подобрать пословицы к басне (по желанию)

© 2010-2022