Урок по русскому языку для 5 класса «Общее значение имен существительных»

Данный конспект урока является одним из вводных по теме «Имя существительное». Он разработан в технологии развития критического мышления и соответствует её критериям составления урока (три фазы: вызов, осмысление, рефлексия; не более трех приемов за урок; цели и задачи ставят и реализуют сами учащиеся; учитель корректирует и направляет их). На протяжении урока ученики, с помощью различных приемов, пытаются понять, что грамматическое значение существительного бывает в узком и широком смысле. Прие...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока по русскому языку.


Класс: 5

Тема урока: Общее значение имен существительных.

Цели урока: 1) образовательная: добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного, формировать представление о широком и узком понятии общего грамматического значения имени существительного.

2) развивающая: развивать умение анализировать , выделять главное, развивать навыки критического мышления при усвоении информации, ставить цель и задачи урока, решать поставленные учебные задачи, самооценка, умение работать в коллективе.

3) воспитательная: воспитывать способность к мыслительной деятельности, формировать гуманное отношение к людям.

Тип урока: урок в системе.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, проектор.

І. Орг. момент

- Здравствуйте, садитесь. Проверьте еще раз свою готовность к уроку, все ли, что нам понадобится, лежит у вас на партах? Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IІ. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами определили основные этапы нашей дальнейшей работы, охарактеризовав имя существительное. Давайте еще раз вспомним эту характеристику, чтобы поставить цель урока.

Работа в группах (6 групп).

- Работать вы будете в группах, у вас на партах лежат карточки с кластерами. Вы должны будете заполнить кластер за определенное время. После этого мы сравним работу групп и увидим, кто быстрее и более точно заполнил кластер.

Урок по русскому языку для 5 класса «Общее значение имен существительных»

Группы показывают работу классу. Учащиеся ее оценивают на предмет точности, правильности заполнения кластера.

III. Целеполагание.

- Замечательно. Общую характеристику имени существительного вспомнили, теперь, опираясь на нее, определите тему нашего урока (Общее значение имени существительного)

- Совершенно верно. Темой урока будет первый пункт характеристики имени существительного. Запишите тему себе в тетрадь. В начальной школе вы уже знакомились с общим значением имени существительного. Какое это значение? (Существительное обозначает предмет)

- Хорошо! Определите часть речи и общее значение слов, написанных на доске.

Гроза, альбом, удивление.

(Это существительные. Гроза - явление природы, альбом - предмет, удивление - чувство).

- Так что же все-таки обозначает существительное? Только предмет или что-то еще? Поставьте цель урока. (Цель урока: выяснить, каково общее значение имени существительного)

IV. Осмысление

- Вы воспринимаем и познаем окружающий мир, получая представление о различных предметах, явлениях, людях. В этом нам помогают, как мы уже выяснили, имена существительные. Поэтому они занимают важнейшее место в ряду самостоятельных частей речи. Без существительных мы не могли бы выражать свои мысли, ведь человеку становится понятным и доступным прежде всего то, что получило имя, название.

- А разобраться в том, что изучает имя существительное, нам поможет прием «Фишбоун». У вас на столах лежат карточки, в которых перечислены существительные и их общие значения. Вам нужно в первую очередь сопоставить существительное со значением, а затем оформить все в целостную картину с помощью приема «Фишбоун». Напоминаю, правые косточки - это факты, а левые - доказательства. В данном случае фактами будут значения, а доказательствами - примеры. Работаете вы в парах.

Урок по русскому языку для 5 класса «Общее значение имен существительных»

- Итак, первая пара, какую проблему вы записали в голове скелета? (ОГЗ существительного)

Далее учитель по парам спрашивает учащихся о составе самого скелета, учащиеся друг друга поправляют, если видят неточность, постепенно скелет переносится на доску.

- А каким словом мы можем обозначить все эти существительные, имеющие разные значения? (Это все предметы)

- Запишите ответ в хвосте нашей рыбы. Ответили ли мы на поставленный вопрос? (Да)

- Сделайте вывод, каково же общее грамматическое значение имени существительного? (общее грамматическое значение имени существительного - предмет в широком смысле слова, но оно включает в себя разные значения)

V. Рефлексия

- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

Учащиеся отвечают на вопрос и оценивают свою работу и работу своего соседа с помощью карточек оценки. У каждого ученика карточка: левая половина - самооценка, правая - оценка соседа. Нужно закрасить квадратик цветным карандашом (красный, желтый, зеленый) соответственно деятельности на уроке.

Запишите домашнее задание (на выбор):


  1. § 53, упр. 527.

  2. § 53, упр. 528.

Составитель: Культиков Роман Александрович, МАОУ № 40 г. Екатеринбург.

© 2010-2022