Пути и методы совершенствования грамотности и культуры речи обучающихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любовь Владимировна Гребенникова

старший методист Бахчисарайского

колледжа строительства, архитектуры

и дизайна «Крымского федерального

университета имени В.И. Вернадского»,

г. Бахчисарай, Республика Крым


Пути и методы совершенствования грамотности и культуры речи обучающихся

Культура речи - это духовное лицо человека. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени привязанности её к духовным богатствам родного народа и достоянию всего человечества.

Основой речевой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в использовании лексических, фонетических, морфологических, синтаксических средств речи.

Развитие речи личности - это сложный процесс. Только человек, который постоянно работает над развитием речи, желает правильно разговаривать, проявлять в устной и письменной речи свою индивидуальность, может приблизиться к речевому совершенству. Достичь его - иллюзорная мечта, поскольку речь - это океан, который не имеет границ. Неразумно считать, что знаешь язык в совершенстве.

Постоянно мотивирую обучающихся к изучению русского языка на каждом занятии. Мотивация усиливается позитивным отношением к теме, которая изучается. Этого можно достичь при помощи разных форм:

- фрагмент кино, видео;

- раскрытие практического значения определённой темы;

- создание ситуации неожиданности;

- создание проблемной ситуации.

Во время обучения русскому языку в любом учебном заведении главной является проблема речевой культуры, поскольку культура речи непосредственно связана с общей культурой человека. Обучающиеся очень часто на уровне общения пользуются суржиком, молодёжным сленгом, что очень режет слух и заставляет ставить вопросы: Что мы делаем не так, почему не научили говорить красиво и правильно? Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Конечно, формирование образного мышления чаще всего происходит на занятиях по литературе, когда исследуются особенности художественного стиля писателей, хотя всем обучающимся на первом занятии даю задание: читать, ни одного дня без художественной литературы. Хотя бы 15 минут каждый день обращаться к произведениям писателей-классиков, читать их произведения, записывать мысли, которые понравились, и ваш разум незаметно, но неизбежно обогатится, ваш способ выражать свои мысли будет, в некоторой степени, отображать способ выражения мыслей мастеров слова.

К сожалению, в отечественных образовательных организациях делается акцент на изучение конкретных предметов (истории, биологии и т.д.), но совсем не уделяется внимания тому, как научить учиться. Эффективные техники чтения и быстрочтения не преподаются ни в государственных, ни в большинстве частных образовательных учреждениях. В результате выпускники школ и даже высших образовательных организаций читают иногда на уровне начальных классов, медленно передвигаясь по горизонтали от слова к слову со скоростью 100-150 слов в минуту. Однако каждый обучающийся должен уметь воспринимать информацию, запоминать и обрабатывать её, работать с длительной памятью, накапливать знания не путём временных усилий, а легко и с интересом. Поэтому чтение стоит на первом месте.

Во время изучения темы «Язык и речь. Основные требования к речи» обращаюсь к народному творчеству: а что оно говорит о правилах общения? Обучающиеся подбирают пословицы и поговорки на эту тему, осваивают правила общения, но важен и воспитательный момент: «От меча рана заживает, а от плохого слова - никогда», «Вежливость ничего не стоит, но всё покупает» и т.д. Можно практиковать на каждом занятии «минутку народной мудрости». Таким образом формируется духовный мир молодого человека и обогащается его словарный запас.

Работа со словарями - толковыми, орфографическими, этимологическими, специальными, словарями синонимов, антонимов - это ещё одна форма работы, которая развивает культуру речи. Если встречаются непонятные слова, обучающиеся их выписывают, им предлагается задание - объяснить значение, ввести в предложение, чтобы закрепить понимание значения. Не все обучающиеся выполняют задания полностью. Мои группы сильными не назовёшь, но среди обучающихся есть талантливые и трудолюбивые.

Практикую занятия риторики, выступления с докладами, особенно на морально-этические темы, например: «Спеши творить добро!», «Красота спасёт мир», «Поэтами рождаются, ораторами становятся», «Моё увлечение». Во время выступления одного обучающегося все другие - слушатели, которые потом оценят и содержание выступления, и искусство выступающего, проанализируют, прорецензируют, обратят внимание на позитивные моменты выступления, укажут на недостатки. Вот здесь-то как раз взаимодействуют все участники общения, в них формируются коммуникативные качества, участники этого процесса стают более мобильными, открытыми и активными. Они учатся слушать, давать оценку, анализировать. Они находятся в условиях, максимально приближённых к реальным, имеют возможность также адекватно оценить и себя, и свои знания и умения, сравнить себя с другими, убедиться в необходимости обогащения собственных знаний, совершенствования коммуникативных умений и навыков.

Применение интерактивных упражнений (дискуссия, работа в группах, «микрофон», «неоконченное предложение», «карусель»), которые практикую на занятиях по русскому языку, также помогают сформировать необходимые для современного человека речевые умения: развитие умения формулировать мысль, отстаивать собственное мнение, находить аргументы, вести диалог, использовать собственный опыт социализации.

Но, думается, главный вопрос, который ставит каждый педагог-словесник, это - что нужно сделать, чтобы научить обучающихся писать грамотно? Сколько приходится перепробовать разных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели. Сложность в том, что обучающиеся пришли обучаться русскому языку в течение одного года, на протяжении которого следует совершенствовать их грамотность как орфографическую, так и пунктуационную.

С чего начинать? Конечно, начинаю с диагностирования, с проверочной диагностической работы, чтобы выявить ошибки на начальном этапе, чтобы дальше отслеживать частоту и причину их повторения. Вид деятельности: текст для диктанта или списывания, текст с набором орфограмм. А дальше работа над этими пробелами в знаниях каждого обучающегося - это обязательно словарная работа. Постоянно на занятиях даю обучающимся группу сложных для написания слов (приблизительно 15), следующее занятие - проверка правописания слов под диктовку; после изучения 4-5 групп даю словарный диктант (выборочный) приблизительно на 40-50 слов. Важный момент: домашнее задание состоит из 5-10 предложений или словосочетаний с этими словами.

Существует ещё проблема написания диктантов. Поэтому для достижения цели по повышению грамотности, орфографической зоркости провожу учебные диктанты или предупреждающие. Использую для этого мини-диктанты, насыщенные орфограммами и пунктограммами. Методика проста и всем известна: сначала обучающиеся устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством преподавателя) с орфографической и пунктуационной точки зрения. Потом обучающиеся записывают текст под диктовку.

Другая методика - обучающиеся знакомятся с текстом самостоятельно, читают, обращают внимание на правописание слов и знаки препинания. Потом тексты собираются, а обучающиеся его записывают под диктовку. Вновь-таки развивается орфографическая и пунктуационная зоркость. Повышению грамотности также содействует правильное проведение работы над ошибками. Типичные ошибки рассматриваем вместе. Потом каждый выполняет работу над индивидуальными ошибками.

Выборочный, творческий, зрительный, объяснительный диктанты, разноуровневые задания с правом выбора - это также формы работы, которые формируют грамотность, закрепляют изученные правила. Метод упражнений содействует выработке орфографических умений и навыков, реализации принципа сознательности и автоматизма. Считаю, что для успешного обучения орфографии большое значение имеет качество дидактического материала. Интересные, разнообразные по содержанию предложения и тексты укрепляют орфографические навыки и вместе с тем повышают уровень знаний и общее развитие обучающихся.

Считаю, что изучение орфографии должно носить проблемный характер, чтобы постоянно заинтересовывать обучающихся, привлекать их к творческому труду, искать и находить решение этих и других поставленных задач. Применяю в своей работе во время изучения орфографии и пунктуации алгоритмы, при помощи которых обосновывается правильное написание слов или постановка знаков препинания.

Под алгоритмами понимают перечень элементарно простых, взаимно связанных операций, последовательное выполнение которых приводит к правильному решению заданий данного типа. В обучении языку алгоритмы чаще всего применяются на занятиях грамматики и правописания. Я применяю их и во время изучения пунктограмм, например: знаки препинания при обособленных определениях, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Для выработки навыков нужна система сопровождения применения грамматических правил. (Как их применять? В какой последовательности? Какое принять решение при похожих случаях?). То есть, необходимо руководить умственными операциями, которые сопровождают выработку навыков. Это имеет большое значение особенно на первом этапе изучения правила, когда обучающиеся только с ним познакомились, а применять практически не умеют.

Применение информационных технологий также содействует формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся; мультимедийные презентации по русскому языку содействуют лучшему усвоению основных правил и исключений из правил, вызывают интерес, делают работу преподавателя на учебном занятии более лёгкой, содействуют экономии учебного времени. Динамичность изображения, изменение слайдов, возвращение к предыдущему слайду, быстрая проверка выполненного задания содействует лучшему усвоению изученного материала. Следует понимать, что грамотное письмо вырабатывается не правилами-формулировками, а скорее правилами-формулами. На современном этапе разработано много вариантов проведения занятий, дидактических материалов, пособий для преподавателей. Считаю, что необходимо использовать в своей практике опыт коллег. Тогда обязательно создаётся своё, индивидуальное видение.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе на занятии. Поскольку не всегда есть учебники, то формирую систему упражнений для самостоятельной работы каждому обучающемуся. Когда задания не имеет аналогии, следует подумать, с какой стороны подойти, чтобы выполнить. Но это даёт возможность каждому проявить творчество. Тогда обучающиеся учатся думать сами, а не просто получать знания в готовом виде. И тогда видно, что менее грамотные обучающиеся проявляют больше творчества и нестандартности, чем те, кто учится хорошо. Создаётся ситуация успеха для менее успевающих обучающихся, а это и есть большим стимулом, который мотивирует их к изучению дисциплины.

В развитии навыков орфографической, пунктуационной грамотности очень важна заинтересованность и помощь преподавателей других дисциплин. Писать и разговаривать грамотно необходимо не только на занятиях по русскому языку. Ведь только в комплексе, в совместной работе можно достичь результатов. Ведь именно культура речи и общения является основой формирования общей культуры личности.

© 2010-2022