Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы Экология слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Новогородковская СОШ


Литовченко М.С.

Одинцовский р-н, п. Новый городок,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Новогородковской СОШ


ЭКОЛОГИЯ СЛОВА В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

И с каждым днём

Сильнее ценим все мы

Покой лесов и чистоту воды,

В кругу экологической проблемы,

Охраны окружающей среды

И наш язык.

Он - часть большой природы!

(Е.Винокурова)

В последнее время вопросы развития языка, проблемы культуры русской речи рассматриваются в плане лингвистической экологии. И это вполне понятно.

Язык любого народа - исторический аккумулятор его культуры. В литературном языке закрепляется историческая память народа, в нём формируется его историческое сознание, которое является «осознанием прошлого, пропорционально будущему»1.

Предметом изучения лингвистической экологии является как сам литературный язык (в его прошлом и настоящем), так и говорящие и пишущие на нём, т.е. носители языка. И в этом смысле можно говорить о лингвоэкологическом воспитании личности.

Чисто экологические рассуждения, связанные с чистотой русского языка, встречаются во многих статьях современных критиков и писателей. Лев Иванович Скворцов считает, что все мы сегодня больны языковым дальтонизмом1. А ведь стоит задуматься, например, что всякое потерянное нами слово - это потерянный для нас мир, мир нашей культуры. Мы отучаемся от красоты слова, как отучаемся от красоты дома своего, от красоты напевной русской мелодии.

Под экологией слова мы понимаем сохранение культурных основ языка в современном изменяющемся мире. Происходящие в мире процессы глобализации часто негативно сказываются на состоянии не только русского языка, но и многих других языков мира. Любовь к родному языку, обострённое чувство ответственности каждого из нас за прошлое, настоящее, а значит, и будущее языка - в этом и состоит существо экологического аспекта культуры речи.

Среди нормативных и коммуникативных аспектов культуры речи нравственный элемент занимает особое место. Нужно стремиться к созданию такой обстановки общения, которая не оскорбляет нравственных чувств собеседника, не противоречит этико-социальным принципам и понятиям.

На уроках по развитию речи со старшеклассниками анализируем ведущие газеты страны, намеренно не обращаясь к молодёжным. С горечью наблюдаем, что в СМИ идёт искажение языка, употребление сленга и, что самое страшное, создание психологической обстановки - говорю, как могу; живу, как хочу. Находя журналистские ошибки, изучаем нормы современной русской речи. Так в газете «Подмосковная правда» от 5 мая 2011 года под №20 в статье «Солидарность трудящихся - залог победы» читаем: «олигархов-упырей», «а что притащил Путин и Фурсенко». Наверное, сегодня господа журналисты не знают, что такое этические ошибки. Читаем дальше: «И такую, с позволения сказать, «лажу» они притащили в Госдуму! А там «Единая Россия» аплодирует каждому из этих дурацких предложений». К политике «единороссов» можно относиться по-разному: соглашаясь или не соглашаясь. Но вообще к человеку, каков бы он ни был, должно относиться уважительно.

Нравственное чувство, отмечал академик Ф.И.Буслаев в статье «О воспитании в начальном обучении родному языку», возбуждается в человеке словом и приводится в действие также словом: «Слово само по себе уже должно быть для человека подвигом нравственным, ибо всякое слово есть дело и всякое доброе дело вызывается словом»1.

Зачем нужна каждому из нас высокая культура речи? На этот вопрос Н.Рерих отвечает так: «В ответственности за чистоту и красоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложенные понятия, которые стучатся в новую жизнь»2. Следуя советам Н.Рериха о том, что в наших школах надо больше говорить о красоте русского языка, собственно, начинать с этого обучение3, ежедневно на уроках русского языка уделяем особенное внимание лексической и грамматической стилистике. Говоря о правильности, точности, выразительности, лаконичности и эмоциональности публичной речи, нередко на уроках проводим языковые игры, в которых ребята намеренным нарушением правильности речи создают комический эффект. Однако для подобных игр требуется важное условие - точное представление и говорящего, и слушающего о норме, которая нарушается, иначе языковая игра не будет иметь желаемого результата.

Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как индивидуальности и как социально-нравственной личности.

Накопление обществом культуры, продвижение его в духовной сфере предполагает подчас расчищение засыпанных истоков и поисков новых, восстановление забытого и разрушенного, возвращение к подлинной научности и историчности. С чего же сегодня следует начинать?

Прежде всего - возродить уважение к самоценному, доброму и честному, яркому и правдивому Слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. Далее, укрепить доверие к самой языковедческой науке, к знаниям и компетентности специалистов-языковедов, проникнуться важностью и нужностью их работы, направленной на актуальные нужды лингвистического воспитания и просвещения. И, наконец, наше время требует в области языка - впрочем, как и в любой другой сфере деятельности - настоящего профессионализма и подлинных знаний.

Одна из задач лингвистической экологии состоит в том, чтобы пробуждать в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения. Человек не должен терять веру в будущее. Чувство защищённости, уверенности надо искать в истории своего народа, в его нравственной высоте и силе духа, в величии родного языка. Всё это вместе и есть чувство родной страны, Родины, всё это и есть подлинный, содержательный, а не показной патриотизм.

Литература:

  1. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: 2003

  2. Селезнёв Ю.К. Златая цепь. М.: 1985

  3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: 1992

  4. Рерих Н. Зажигайте сердца! Статьи о культуре, искусстве и Родине. - 2-е изд. М.: 1978

  5. Дунев А.И., Дымарский М.Я. Русский язык и культура речи. М.: 2002

1 Селезнёв Ю. К. Златая цепь. М.: 1985.С. 23.

1 Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: 2003. С. 9.

1 Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.:1992. С.44-46.

2 Рерих Н. Зажигайте сердца! Статьи о культуре, искусстве и Родине. - 2-е изд. М.: 1978. С. 54-61.

3 Там же. С. 61-69.

© 2010-2022