Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Многие учителя сталкиваются в своей работе с низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. Одним из эффективных средств, способствующие познавательной деятельности учащихся, а также формированию УУД, является создание проблемных ситуаций на уроке.Образовательная система "Школа 2100", которая реализует технологию проблемно-диало...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Можгинская средняя общеобразовательная школа аграрного профиля»



















«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»

(Тема «Методические рекомендации»)




Пантелеева Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы

















Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной социальной жизни. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. На сегодняшний день перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, навыков и компетенций, включая умение учиться. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения.

УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2].

Выделяются следующие виды УУД (общеучебных умений):

Личностные

УУД

Регулятивные (учебно-организационные) УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Обеспечивают организацию регуляцию и коррекцию учащимися своей учебной деятельности.

Включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, и на сегодняшний день учителю предстоит отойти от традиционного урока, на котором знания передаются от учителя к ученику, а включить самого ученика в учебную деятельность.

Многие учителя в своей работе сталкиваются с низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.

Одним из эффективных средств, которые способствуют познавательной мотивации, а также формированию УУД, является создание проблемных ситуаций на уроке. Здесь ребёнок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок и нужен сегодняшнему ученику. В процессе работы формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. На таких уроках ученик учиться фиксировать затруднения в своей деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Здесь он учится сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение и позицию. Такой приём развивает у учащихся способность лаконично излагать свои мысли в устной и письменной форме, активизирует их мыслительную деятельность, одним словом, способствует формированию различных компетенций.

Вот уже второй год я работаю по образовательной системе «Школа 2100». Данная система реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания. Новизна информации, необычность, неожиданность, несоответствие прежним знаниями являются сильными возбудителями интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы. Они заставляют наблюдать, искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации. Создавая проблемные ситуации, учитель находит приёмы усиления мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме.

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. [1:5]. Первая часть данного слова означает, что на уроке нового изучения материала должно быть проработано 2 звена - постановка учебной проблемы (этап формулирования темы урока или вопроса для исследования) и поиск решения (формулирование нового знания). Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляется в ходе специально организованного учителем диалога (побуждающего или подводящего). Побуждающий диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, развивая его творческие способности. Подводящий диалог представляет систему посильных ученикам вопросов и заданий, который активно задействует и развивает логическое мышление.

Таким образом, используя на уроке проблемно-диалогическое обучение посредством диалога, учитель помогает ученикам разрешить учебную проблему, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу.

Хочу представить четыре приёма создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог, которые я использую на своих уроках в 5-6 классах.

Приём первый. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создаётся одновременно предъявлением классу противоречивых фактов (как единичная научная информация), теорий (как система научных взглядов), мнений (как позиция отдельного человека). Побуждение к формированию проблемы осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Урок литературы в 6 классе по теме «Образ Бирюка»

Анализ

Учитель

Ученики

- Кто главный герой рассказа «Бирюк?»

- Лесник, которого все называли «Бирюк»

Предъявление первого факта

- Это слово устаревшее, а что оно обозначает?

- Угрюмый, нелюдимый, злой человек.

Предъявление второго факта

- Ребята, а вам самим понравился Бирюк?

- Да, он нам понравился. (Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию

- Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо?

- Бирюк нам понравился, но само слово обозначает плохие качества. (Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

- Какой возникает вопрос?

- Точнее, тема урока…?

_ Почему нам понравился Бирюк?

- Образ Бирюка (тема)

Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы а-о в корнях -лаг- - -лож-»

Анализ

Учитель

Ученики

- На слайде слова:

положение

сложить

предлагать

излагать

Предъявление первого факта

- Что их объединяет?

- Назовите корни.

- Что вы заметили?

- Однокоренные слова

- Лаг-, -лож-.

- В корнях разные буквы.

Предъявление второго факта

положить - положит;

сложить - сложит;

предлагать - предложит;

излагать - изложит.

- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре?



- Проверочное, п.ч. гласный звук находится под ударением (Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию

- Сравните две последние пары. Что вас удивляет?

Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении (Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

- Работает ли здесь проверочное слово?

- Какую проблему будем решать?

- Нет, не работает.


- Почему пишутся разные буквы - а или о в корне ­лаг­ - ­лож­ ?

(Формулирование проблемы)

Приём второй. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создаётся вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А сколько мнений?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?» побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)

Анализ

Учитель

Ученики

Практическое задание на новый материал

- Поработайте в парах. Прочитайте слова (на слайде). Определите форму глаголов, их вид.

- Что получилось?

- Выделите суффиксы. Что обнаружили?

- А какую букву вы вставили бы на месте пропусков в этих словах:

Запрыг…вать

Завид…вать

Раздум…вал

Ночев…л

Работают с глаголами:

исследовать

докладывать

подравнивал

танцевал

- Неопр. форма и форма пр.вр. несов.вида

- В глаголах неопр. формы суффиксы -ова- (-ева-), а в формах пр.вр. -ыва-(-ива-)

Проверка задания

- Проверяем глагол «запрыгивать». Какую букву вставили? (Аналогично проверяем остальное)

- о,е и ы,и (Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию

- Задание было одно? А как вы его выполнили?

- Задание было одно, а выполнили по-разному. (Осознание противоречия).

Побуждение к проблеме

- Почему так получилось?

- С какой проблемой вы столкнулись?

- Не знаем, какую гласную писать в этих суффиксах.

- Какую букву о-е или ы-и нужно писать в суффиксах глаголов

-ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)? (Формулирование проблемы)

Аналогично можно провести урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Для русского языка этот приём является основным, т.к. подобные задания обычно выполняются по-разному, поэтому возникает проблема ситуация со столкновением мнений.

Приём третий. Проблемная ситуация создаётся противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом:

Шаг 1. Учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Затем сообщение, экспериментом, расчётами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулировке проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Урок русского языка в 6 классе «Предложения с обращениями и вводными словами».

Анализ

Учитель

Ученики

Практическое задание на ошибку

- Я диктую вводные слова, а вы записываете: один человек у доски, остальные в тетрадях.

Ученики пишут вводные слова: конечно, однако, видимо, по-твоему, по-моему и др. (Житейское представление).

Предъявление научного факта сообщением

- Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти вводные слова (открываю доску; либо дети сами в словарях находят эти слова)

Видят дефисное написание слов по-твоему, по-моему

Побуждение к осознанию

- Вы как написали сначала?

- А как на самом деле?

- Мы написали эти слова как орфограмма-пробел.

- Эти вводные слова пишутся через дефис (Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

- Какая проблема возникла?

- Как пишутся вводные слова по-твоему, по-моему. Новое орфографическое правило (Формулирование проблемы)

Приём четвёртый. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаётся с практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?» побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Слово как член предложения. Главные члены предложения»

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

На слайде представлены следующие схемы:

[ ___ ____].

[ ___ ], и [ ____].

[ ___ О, О и О].

- Назовите предложения.

Называют предложения:

  1. Простое.

  2. Сложное.

  3. Простое предложение, осложнённое однородными членами предложения.

Задание на новый материал

На слайд добавляются ещё две схемы:

[ ___].

[ ____].

- Назовите эти предложения.

Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы

- Смогли выполнить задание?

- В чём затруднение?

- Нет, не смогли.

- Мы ещё не знаем, как называются предложения с одним главным членом.

(Осознание проблемы).

Побуждение к проблеме

- Что нового предстоит узнать?

Как называются предложения с одним главным членом?

(Формулирование проблемного вопроса)

По образовательной системе «Школа 2100» я работаю только второй год и, может, ещё рано делать какие-либо выводы, но могу с уверенностью сказать, что логическое мышление моих учеников значительно выросло, они учатся рассуждать и пользоваться различными источниками информации. Свои уроки считаю удачными, если ученики смогли самостоятельно обозначить проблемы и сделать один или несколько выводов; смогли установить связи между явлениями, а в поиск проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики.





Список использованной литературы:

  1. Образовательные технологии. Сборник материалов. - М.: Баласс, 2008.

  2. Поташник М.М., Левит М.В. как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014.

  3. Свечкова А.Н. Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. / nsportal.ru//

  4. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. /www/zankov.ru/

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.] - М.: Просвещение, 2011.



© 2010-2022