Урок литературы в 11 классе по лирике М. И. Цветаевой «Люби без мер. .. »

Данный материал можно использовать при проведении урока литературы в 11 классе. Тема: «Лирика М.И.Цветаевой», материал по теме «Любовная лирика».Данный материал представляет разбор стихотворений по теме «Люби без мер...«Это стихотворения«Попытка ревности», «Ятебя отвоюю у всех земель, у всех небес...«Материал позволяет повторить попутно материал по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»,что необходимо при подготовке к ЕГЭ .Материал урока предполагает проведение творческих работ, разн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Люби без мер…» ( тема любви в лирике М.Цветаевой )

Цели: через анализ стихотворений попытаться проникнуть в мир поэта, раскрыть тайны поэтического мастерства М.Цветаевой; в рамках подготовки к ЕГЭ закрепить умения определять художественные средства языка.

Оборудование: стихи на парте, портрет М.Цветаевой.

Предварительная подготовка к уроку: выразительное чтение стихотворений; творческое задание учащимся, умеющим хорошо рисовать - представить ревность в рисунке.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Название урока предполагает обращение к любовной лирике М.Цветаевой. Но ,как мне кажется практически вся её лирика может быть названа любовной, поскольку это чувство оказывается самым главным для неё в течение всей жизни, и при этом неважно, кто оказывается объектом её чувств: мужчина или женщина, литературные либо исторические герои, города, страны…

Чувство всегда рождает в душе Цветаевой душевную бурю, которую она затем пытается воплотить в слове. Сегодня я предлагаю вам обратиться к стихотворениям, в которых наиболее ярко воплощено чувство любви. Это стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» и «Попытка ревности». На основе анализа этих стихотворений попытаемся проникнуть в творческую мастерскую поэта, понять тайны поэтического языка Цветаевой и попутно повторим с вами художественно-изобразительные средства языка.

Начнем наш урок с разговора о ревности. Посмотрите на слова, записанные на доске:

…пусть бог вас сохранит от ревности: она чудовище с зелёными глазами…

В.Шекспир

Как ни судите, ревность безобразна.

Её уродств никак не скрасить вам.

Напротив , чем любовь дороже нам,

Тем более пятно её нам грязно.

Ж.-Б.Мольер

Всё ясно ревности- а доказательств нет!

М.Лермонтов

-Как в литературе осмыслена тема ревности? (ответы учащихся)

- Нарисуйте словами ревность: сочетание цветов, колорит картин.

- Давайте посмотрим, как нарисовали ревность те, кому дано было это поручение.

( выступления учащихся по индивидуальному заданию)

- чем же опасна ревность и легко ли от неё защититься? Какое чувство , по вашему мнению, противостоит ревности,а какое поддерживает её?

-Послушайте стихотворение, попробуйте назвать его. (Варианты записываем на доске, а затем пишем авторское название)

Проблемный вопрос: почему Цветаева называет стихотворение не «Ревность», а «Попытка ревности»?

-Перечитайте текст самостоятельно, обратив внимание на форму произведения и его жанр. Это стихотворение открывает нам все любимые художественные средства Цветаевой, помогающие ей выразить переполняющие её чувства, а нам, читателям, пережить их.

Вопросы после прочтения:

-Что же представляет собой стихотворение по форме? ( это послание-монолог,адресованное возлюбленному, очевидно, после разрыва с ним)

- Почему стихотворение насыщено вопросами и их больше, чем ответов?

-Почему в стихотворении много разорванных строк?

-Какое настроение и состояние героини передаёт ритм?

Учитель: у этого послания нет начала. Без предисловий,вступлений - вопрос, который ,как выстрел, вырывается у женщины: «Как живётся вам с другою,/Проще ведь?» .И далее вопросы, вопросы, вопросы…Ритм аритмичен, в нем прерывистость дыхания женщины, захлебывающейся вопросами, словно боящейся не успеть сказать всё и в то же время какие-то незримые препятствия стыдливости, гордости, любви.

-А как создается ритм? ( обращаем внимание на сочетание длинных и коротких фраз, которые не укладываютс в строку и «рвут» её).

-А как ещё создаётся ощущение преград? Перечитайте ещё раз. ( учащиеся должны заметить звукопись ).

-Конечно, это аллитерация. Нам трудно произнести отчетливо слова и их сочетания: «Государыню с престола/Свергши (с оного сошед» ) и др.

-какова же роль звукописи?

-Перечитайте вопросы, которые задаёт героиня стихотворения своему любимому, какой же это вопрос, ведь он по сути один? («Как живется вам с другою?»)

-Есть ли ответ у героини? Чтобы его найти , понаблюдаем за лирическим сюжетом. Давайте конкретизируем центральные образы стихотворения.

- Какими предстают перед читателем героиня и женщина,к которой она пытается ревновать? Чтобы вы могли ответить на этот вопрос, проведем небольшую исследовательскую работу.

Выпишите все метафоры,определяющие сущность той и другой, в два столбика. Сделайте вывод: на чём основано противопоставление этих образов?

(ответы учащихся после наблюдений)

-Почему же он предпочитает другую женщину? От чего пытается уйти, от чего отказаться?

-Какое чувство вызывает у вас такой мужчина?

-А теперь вернемся ещё раз к вопросу: «Почему стихотворение названо не «Ревность», а «Попытка ревности»?

Учитель. Чувство героини не похоже на «чудовище с зелёными глазами». Главным в стихотворении оказывается всё-таки не ревность, а любовь, сострадание, прощение. Героиня не может ревновать, так как не может «мрамор Каррары» ревновать к «трухе гипсовой». Героиня не теряет способности чувствовать боль другого человека, как свою. Именно эта способность и не дает ревности победить любовь.

Переход к анализу стихотворения « Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»

-Мы стали свидетелями того, как мужчина не сумел любить «женщину с шестым чувством». А как же любит сама женщина, какова сила её любви? Читаем стихотворение ( заранее подготовленный ученик).

- Есть ли у этого стихотворения что-то общее с только что осмысленным?

-Подберите эпитеты к чувству героини, какое оно?

-Почему каждая строфа, кроме последней, начинается словами «Я тебя отвоюю…»?

-Кто и что оказывается соперником героини в любви? Выпишите в столбик из каждой строфы слова и сочетания, обозначающие соперников:

Земли и небеса

Все времена и ночи

Золотые знамёна и мечи

Все другие и та одна

Тот,с которым Иаков стоял в ночи

-А теперь запишите рядом с выписанными словами возникающие у вас ассоциации, образы, чувства.

-Казалось бы, женщина чувствует в себе силы для преодоления любых препятствий, почему же стихотворение не заканчивается гармонически?

Учитель. Героиня стремится единолично царствовать, ей нужно полное подчинение, но мужчина при жизни не может подчиниться: он устремлен в мир, который не может ограничиться только любовью. И Цветаева, понимая безысходность ситуации, восклицает в последней строфе:

Но пока тебе не скрещу на груди персты,-

О,проклятие! - у тебя остаешься -ты

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого что мир-твоя колыбель, и могила-мир!

Любовь в поэзии М.Цветаевой предстает как «поединок роковой», но ристалищем становится душа человека, в которой одновременно живут противоположные стремления: к единению, слиянию-и свободе.

Самостоятельная индивидуальная работа. Анализ одного из стихотворений и ответ на вопросы к нему. Для анализа можно предложить стихотворения «Писала я на аспидной доске», «Пригвождена», «Ваш нежный рот-сплошное целованье» и др.

Литература

1.Рыжкова Т.В, Свирина Н.М. Встреча с Цветаевой. Книга для учителя.- Санкт-Петербург: Глагол, 2000г.

2. М. Цветаева. Сборник стихотворений

© 2010-2022