Формирование умения заучивать стихи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коротких Светлана Романовна, учитель начальных классов

МКОУ «Чулымский лицей»

Новосибирской области

«Формирование умения заучивать стихи»

2016 г.

Обмен педагогическим опытом».

Одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, является совершенствование познавательной деятельности детей и, в частности, процессов памяти.

Память детей - одна из весьма актуальных и сложных проблем в психологии. Это обусловлено огромной ролью, которую память играет во всей жизни ребёнка и, в частности, в его школьном обучении. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

При развитии памяти учеников начальной школы значительное внимание уделяется произвольному запоминанию, так как на нём в большей степени базируется учебная деятельность.

Поэтические произведения оказывают большое влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Они расширяют границы познания, приобщают ребёнка к общечеловеческим чувствам: позволяют радоваться, грустить, волноваться. Поэзия знакомит ребёнка с богатством родного языка, вызывает интерес к художественному слову, воспитывает любовь к своей Родине.

Практика показывает, что запоминание стихотворений весьма затруднительно для детей, имеющих трудности в обучении. Это связано с особенностями запоминания связанного словесного материала, особенностями поэтического языка, своеобразием художественных средств стихотворений.

Следует заметить также, что некоторые дети впервые знакомятся со стихами только в школе.

Плохая техника чтения, бедность активного словаря, узость зрительного восприятия, дефекты кратковременной памяти отрицательно влияют на понимание логически-информационного плана текста.

Стихотворные тексты требуют точности запоминания, строгого соблюдения последовательности слов. Вместе с тем ритмичность и рифмованность поэтического материала способствует быстрому и качественному запоминанию материала.

Практика показывает, что многие дети способны овладеть структурной организацией поэтических текстов и их содержанием, если используются наиболее эффективные способы предъявления материала и его запоминания.

На своей практике я убедилась, что дети с удовольствием, слушают поэтические произведения, когда их читает учитель, но боятся далее приступить к заучиванию стихотворений наизусть. «Я не смогу» или «У меня не получится» - говорят они. И начинается большая кропотливая работа по заучиванию текста, которая приносит радость и детям, и учителю.

Читая наизусть стихотворения, ребёнок слышит свой голос, свою речь. Оказывается, он тоже может произносить красивые слова, выражения, как настоящий поэт! Глаза горят. Он видит, что его слушают другие дети. И как же это здорово - говорить красиво! Но, что бы увидеть эти радостные глаза в такие моменты, пришлось много поработать.

Я долго искала, разрабатывала, подбирала особо эффективные методы и приёмы для заучивания стихотворений.

Важен сам настрой детей на изучениe стихотворения. Идёт большая предварительная работа, которая включает в себя психолого-коррекционные приёмы:

☺ зарядка «Точки мозга»,

☺ игровая разминка на постановку дыхания,

☺ речевая разминка,

☺ зарядка «Слежение глазами».

Сам урок наполнен разнообразными заданиями, вызывающими неподдельный интерес учащихся к последующей работе. Это чтение про себя, вслух, хором, выборочно, пантомима, словесное рисование; работа над языковой структурой текста, грамматическими формами. На завершающем этапе - работа по восстановлению текста, т.е. работа с разрезанным стихотворением.

Наиболее удачным и важным приёмом я считаю педагогический рисунок. Роль его на таком уроке огромна. Педагогическое рисование - это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющая устное объяснение и осуществляемая непосредственно в ходе урока. Технические средства обучения дополняют методический арсенал учителя, но не вытесняют рисунок педагога как специфическое, действенное и незаменимое средство наглядности. Рисунок учителя должен хорошо читаться, восприниматься зрительно. Нужно обеспечить чёткие очертания изображения, достаточный контраст между отдельными частями рисунка и фоном. Это способствует организации внимания школьников, создаёт благоприятные условия для быстрого восприятия и продуктивного усвоения учебного материала.

Педагогические рисунки должны выполняться очень живо и выразительно. В них передаются только главные особенности изображаемого объекта без сколько-нибудь основательной детализации. Такой рисунок должен обладать высокой степенью наглядности и доступности, чтобы наилучшим образом воздействовать на учащихся. Простота и лаконичность изображаемых объектов облегчает и ускоряет процесс восприятия рисунка школьниками. При выполнении педагогических рисунков необходимо учитывать возраст детей, особенности восприятия, уровень их развития, интересы, возможности.

Когда такой педагогический рисунок является иллюстрацией к стихотворению, важное значение имеет синхронность исполнения действий педагога при выполнении рисунка и чтения самого стихотворения. Учитель рисует точно, быстро, уверенно. Перед детьми сразу же предстаёт наглядный образ стихотворных строчек. Если это происходит в классе, то выполняется рисунок мелом на доске. Можно использовать и цветные мелки. Ученики с интересом наблюдают за появляющимися из-под руки учителя образами. Потом мы вместе раскрашиваем рисунок, повторяя строчки из стихотворения. К окончанию урока ученики почти уже свободно читают стихотворение наизусть, смотря на иллюстрацию.

Иногда для лучшего заучивания стихотворений я использую приём деформированной иллюстрации, т.е. части рисунка ставлю в неправильной последовательности и предлагаю восстановить иллюстрацию. Это тоже вызывает у ученика неподдельный интерес к работе.

Уроки чтения становятся для ученика любимыми. Его уже не страшит заучивание стихотворений наизусть. Постепенно улучшаются техника и выразительность чтения, память, развивается образное мышление, расширяется словарный запас, повышается интеллект, а значит, развивается личность ученика.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.


© 2010-2022