Урок литературы по рассказу М. М. Зощенко

Разработка открытого урока по литературе в 7 классе.   Тема урока: Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ «Беда». Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны;                            2) совершенствовать умения анализа литературного произведения;                            3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.   Ход урока. I.                  Организационный момент...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по литературе в 7 классе.

Тема урока: Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ «Беда».

Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны;

2) совершенствовать умения анализа литературного произведения;

3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и цели урока:

- Тема нашего сегодняшнего урока «Жизнь и творчество М.Зощенко». Особенности его рассказов мы посмотрим на примере рассказа «Беда».

А нашей основной целью будет:

Постараться рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно)

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно?

-А «докопаться» нам помогут определения понятий «сатира» и «юмор». Так как этих определений в учебнике нет, нам на помощь придёт интернет.

(Двое уч-ся через поисковую систему Яндекс находят определения).


  1. Объяснение нового материала.

Знакомство с биографией писателя (сообщение ученика и показ слайдов с фотографиями М.Зощенко и его книг ранних изданий).

-Чем вас удивила личность писателя?

-Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

-Кем были его основные читатели?

-Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?


  1. Работа с понятиями.

-Вернёмся к понятиям «сатира» и «юмор».

(Зачитываются найденные определения и записываются в тетрадь по литературе).

САТИРА- обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

ЮМОР- изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

-Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».


  1. Чтение рассказа «Беда» учителем.

  2. Анализ рассказа.

-Какой он, герой рассказа? Что за человек?

-Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

-Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вёл?

-Вспомните, как герой шёл со своей покупкой домой?

-Что же с ним произошло и почему?

- Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?

-А что в тексте указывает на глубину его переживаний?

-Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы?

-Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?

-Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

-Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?

-Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

-Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?


  1. Вывод по уроку.

-Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.


  1. Домашнее задание.

Подготовить по группам чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов.


© 2010-2022