Рабочая программа Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи

Республики Крым


ГБПОУ РК «Симферопольский ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ колледЖ»


УТВЕРЖДЕНО

Заведующим отделением

________________________________________

название отделения

_______ ___________________

подпись инициалы, фамилия зав. отделением

«___» _____________201__г.


рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




русский язык


19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия


















2014


Рабочая программа учебной дисциплины «рУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России по специальности:

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия

19.00.00 Промышленная технология и биотехнология

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия

Организация-разработчик: Симферопольский политехнический колледж»

Разработчик:

Сидорова Е.В. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании Цикловой методической комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

протокол №___ от «___»_________2014г.

____________ _Т.В. Мелеги___

Подпись ФИО председателя ЦМК





СОДЕРЖАНИЕ



стр.



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины







1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО

19.00.00 Промышленная технология и биотехнология

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Основу программы «Русский язык» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Культуроведческая компетенции формируется в процессе познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности студента, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в СПО учебных предметов. В этой связи в планируемые результаты обучения включены личностные и метапредметные результаты освоения предмета «русский язык»1:

Личностными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на занятиях иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  3. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

  • соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

  • стилистически корректное использование лексики и фразеологии;

  • соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;

язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 115 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

115

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


учебные занятия

80

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


1. Работа с таблицами.

2. Работа с алгоритмами.

3. Составление конспектов по основной и дополнительной литературе.

4. Анализ фрагментов текста.

5. Подготовка реферативных сообщений.

6. Выполнение упражнений.

7. Составление плана текста.

8. Составление аннотации.

9. Составление тезисов.

10. Работа со словарями.

11. Различные виды разбора языковых единиц.

4

3

3


2

2

12

1

1

1

2

4

Итоговая аттестация в форме: зачет (1сем.)

экзамен (2сем.)



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

Домашнее задание

1

2

3

4

5

Раздел 1.

Язык и речь.

Стилистика..

24

Тема 1.1. Введение.

Язык и речь.

Содержание учебного материала

7

1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире.

2

2

конспект

Самостоятельная работа №1 Подготовка реферативных сообщений по теме «Русский язык в современном мире», «Язык и культура».

1


2. Основные уровни языка. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2

Сам.раб.№1

Л.3

С.205..209

Упр.281

Самостоятельная работа №2 Составление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка».

Выполнение упражнений.

2



Тема 1.2. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала

11



3. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

2

2

Сам.раб№2

Л.3 стр.115…118

Упр.163

Самостоятельная работа№3 Определение функциональных стилей речи.

1



4.Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

2

2

Сам.раб.№3

Л.3

стр. 166-169

упр.22

Самостоятельная работа№ 4 Стилистический анализ текста.

Составление конспекта по теме «Подготовка публичной речи».

2



5.Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

2

2

Сам.раб.№4

Л.3

Стр.126-127

Упр.174

Самостоятельная работа №5

Подготовка реферативных сообщений по теме «Стилистика и синонимические средства языка».

2



Тема 1.3.

Текст.

Содержание учебного материала

6



6.Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

2

2

Сам.раб.№5

Л.3

стр.135-137

упр.185

7.Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация.

2

2

Сам.раб.№6

Самостоятельная работа №6 Работа с таблицей по определению типа речи текстов.

Составление тезисов.

Подготовка реферативных сообщений по теме «Текст и его назначение».

2



Раздел 2.

Лексика и фразеология

8



Тема 2.1.

Лексическая система языка

Содержание учебного материала

8



8. Слово в лексической системе языка. Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления

2

2

Сам.раб.№7

Л.3

Стр.49-52

Упр.58


Самостоятельная работа №7 Выполнение упражнений.

Составление конспекта по теме «Особенности русского речевого этикета».

Анализ текста.

2



9. Типы фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.

2

2

Сам.раб.№8

Самостоятельная работа №8 Подготовка реферативных сообщений по теме «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».

Работа с лексическими словарями.

2



Раздел 3.

Фонетика и орфоэпия, графика и орфография

12



Тема 3.1.

Фонетические единицы

Содержание учебного материала

2



Тема 3.2.

Основные правила произношения

10. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. Ударение словесное и логическое.

2

2

Конспект Л.3

Стр49

Упр. 47

Содержание учебного материала

3



11. Правила произношения и ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

2

Сам.раб.№9


Самостоятельная работа №9 Принципы русской орфографии, фонемные правила.

1



Тема 3.3.

Правописание

Содержание учебного материала

7



12.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

2

Л.3

Стр.17

Упр.15

13.Правописание приставок. Правописание И - Ы после приставок. Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь,Ъ.

2

2

Сам.раб.№10

конспект,

стр.40

упр.41


Самостоятельная работа №10 Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака.

1



14. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

2


Раздел 4.

Морфемика и словообразование

9



Тема 4.1

Морфемный состав слова

Содержание учебного материала

9



15. Понятие морфемы как значимой части слова. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.

2

2

Л.3

Стр67-68

Упр.75

Самостоятельная работа №11 Определить порядок морфемного разбора слов.

1



16.Словообразование. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

2

Сам.раб.№11,12

Самостоятельная работа №12 Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при-. Правописание корней -раст- -рос-, скак-скок, зар-зор, гар-гор, клан-клон, твар-твор, мак-мок, равн-ровн, и др.

2



17.Контрольная работа.

2

2


Раздел 5.

Морфология и орфография

28



Тема 5.1.

Самостоятельные части речи, их правописание

Содержание учебного материала

20



18. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Имя существительное.

2

2

Сам.раб.№13

Л.3

Стр.72

Упр89

Самостоятельная работа №13 Род существительных. Число существительных, Склонение имен существительных. Падеж существительных.

2



19.Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

2

Сам.раб.№14

Л.3

Стр.73

Упр.91

Самостоятельная работа №14 Правописание имен прилагательных.

2



20.Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

2


21.Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2

2

Л.3

Стр74

Упр.96

22.Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

2

2

Л.3

Стр.74

Упр.101


23.Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Особенности построения предложений с деепричастиями.

2

2

Л.3

Стр74

Упр.104

Сам.раб.№15

Самостоятельная работа №15 Правописание глаголов, причастий и деепричастий.

2



24.Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

2

Л.3

Стр.74

Упр108

Тема 5.2

Служебные части речи, их правописание

Содержание учебного материала

8



25.Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

2

Конспект

Сост. предл.

26.Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

2

Конспект

Сост. предл

27.Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2

2

Конспект

28.Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2

2

Конспект

Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация

34



Тема 6.1.

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала

6



29. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.

2

2

Конспект

Л.3

Стр.83

Упр.113(1)

Самостоятельная работа №16 Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.

2



30.Предложение. Прямой и обратный порядок слов.

2

2


Тема 6.2.

Простое предложение


Содержание учебного материала

14



31.Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

2

2

Сам.раб.№16

Конспект

Л.3

Стр.83

Упр.113(2)

Самостоятельная работа №17 Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Типы сказуемых.

2



32.Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения.

2

2

Сам.раб.№17,18


Самостоятельная работа №18 Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения.

2



33.Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них.

2


Л.3

Упр.120

Самостоятельная работа №19 Обособление определений, дополнений и обстоятельств.

2



34.Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге.

2

2

Сам.раб.№19

Конспект

Л.3

Стр.249


Тема 6.3.

Сложное предложение

Содержание учебного материала

14



35.Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

2

Л.3

Стр.256

Упр378

36.Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

2

2

Л.3

Стр.261

Упр384

37.Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

2

Сам.раб.№20

38.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

2


Самостоятельная работа № 20 Знаки препинания в сложных предложениях.

2



39.Сложное синтаксическое целое как компонент текста.

2

2

Подгот. к к.р

40.Контрольная работа.

2

2


ВСЕГО

Аудиторной нагрузки

Сам.раб.

115

80

35



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

В программе курсивом выделен материал, который при изучении контролю не подлежит.





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и культура речи», каб. 108.

Оборудование учебного кабинета «Русский язык и культура речи»:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект нормативной документации;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • видеопроектор, МФУ (принтер, сканер),

  • локальная сеть, доступ к сети Internet,

  • электронные ресурсы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы

Основные источники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2013.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2013.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Учебник для 10-11 кл.: общеобразов. орг.:базовый уровень - М., 2014.

Дополнительные источники:

1.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2013.

2.Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.

3.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2013.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

6.Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.

7.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

Интернет - источники:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/

  2. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования firo.ru/

  3. Сайт Федерального агентства по образованию РФ ed.gov.ru

  4. feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (сайт содержит словари и справочные пособия энциклопедического и словарного типа)

  5. gramota.ru (справочник содержит справочники и словари)

  6. slovari.ru/ (сайт содержит справочный материал)













4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

- языковых норм литературного языка,

- культуры речи,

- основных единиц и уровней языка.

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку,

- правильного владения основами культуры речи,

- различать основные единицы и уровни языка.

Знание:

орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка диктантов.

Оценка тестирования.

Оценка сочинений.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:

правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Знание:

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Оценка работы с карточками.

Оценка тестирования.

Оценка контрольных работ.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Знания:

связь языка и истории; культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

осуществление речевого самоконтроля; оценивание устных и письменных высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

распознавание языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

выявление необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

соблюдение в практике орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка и

норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Оценивание устных сообщений, рефератов, творческих работ (эссе, публицистическая статья);

Сочинение небольших размеров повествовательного характера. Восстановление деформированного текста;

Осознание цели и ситуации устного общения. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;

Проведение разных видов разбора( фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

1 См. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

© 2010-2022