Жизнь и творчество Б. Пастернака. Лирика поэта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока теоретического обучения

Дата: 17.03.2016 г.

Специальность: 19.01.17 Повар, кондитер

Предмет (дисциплина): Литература

Тема урока: Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика поэта.

№ урока: 76-77

Тип (вид урока): урок формирования новых знаний.

Цель урока:

Образовательная: формирование знаний студентов о жизни и творчестве Б. Пастернака, о философской насыщенности его поэзии.

Развивающая: совершенствование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков студентов; совершенствование навыков анализа стихотворения, развитие речи, мышления, воображения студентов; создание условий для формирования общих компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательная: создание условий для формирования общих компетенций: работать в коллективе, команде, эффективно общаться с однокурсниками; создание условий для творческого самовыражения студентов.

Метод(ы) обучения: наглядно-словесные, практические (групповая работа), репродуктивные (работа со стихотворным текстом).

Оформление: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина.

Междисциплинарные и внутрипредметные связи: русский язык, история, музыка, литература XX века.

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебники.

По итогам обучения студент должен:

- знать жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака;

- иметь представление о философской насыщенности поэзии Б. Пастернака;

- уметь анализировать стихотворные тексты;

- иметь навык выразительного чтения текстов, применения своих знаний на практическом занятии.


Ход урока:


Набор модулей

урока (с указанием продолжительности)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формирование

ОК

Средства обучения и контроля

Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие, проверка отсутствующих студентов.

Краткое вступительное слово преподавателя

Приветствуют преподавателя, настраиваются на образовательный процесс.

ОК 2

Журнал, тетради, тексты стихотворений, учебник.


Актуализация

опорных знаний

(5 мин)


- Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Где начать? Чем закончить? И вообще, можно ли начинать и заканчивать то, если то, о чём я говорю - душа? А душа есть везде, всюду, вечно… Душа поэта, душа поэзии, душа вечности.

Б.Л.Пастернак - один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины»

Именно так определил свое жизненное и творческое кредо Б.Л. Пастернак.

Слушают преподавателя.

ОК 2, ОК 3

тетради, тексты стихотворений, учебник, презентация,

слайд № 1.

Формирование

нового

понятия (способа действия)

(25мин.)





























































Физминутка (2 мин)

- Запишите сегодняшнее число и тему урока

«Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.».

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака, а также с его лирикой, будем

совершенствовать

выразительное чтение и умение анализировать

стихотворные

произведения.

Мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак - атмосферу музыки, живописи, философии, и, конечно же, поэзии. В процессе урока вы должны записывать ассоциации, которые вызовет у вас лирика Бориса Пастернака.

а в конце урока каждый из вас мне их озвучит.

- На прошлом уроке я задавала индивидуальное задание некоторым студентам: приготовить сообщение о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Давайте послушаем выступление.

- Сегодня на уроке мы прочтем и проанализируем два стих-я Б. Пастернака: одно из ранней лирики поэта, а другое из более поздней, для того, чтобы мы смогли проследить внутренние переживания и отношение поэта к поэзии в разные периоды его творчества. стихотворений Б. Пастернака. Для этого я разделю вас на две группы, каждая группа будет анализировать свое стихотворение, а что значит проанализировать стих-е - выяснить о чём оно, что хочет показать автор, объяснить художественные приёмы, выразить своё отношение к стихотворению. Ребята из других групп могут дополнять ответы отвечающей группы. Я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

- Высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла была для поэта природа, выступающая в качестве образца. И воспринимается она не как тема, а как источник человеческой жизни: обращение к природе позволяет понять, объяснить события, происходящие в мире, в человеческой судьбе.

Пастернак ощущает себя частичкой природы. «Его грудь заполнена природой до предела, - говорила о поэте Марина Цветаева. - Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Природа у Пастернака - не фон для чувств героя, природа для него - это единое целое, а он - часть этого целого.

«Вы - явление природы, - писала поэту близкий друг М. Цветаева. - Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком».

Ранняя лирика Пастернака наполнена почти языческим поклонением природе. И уже тогда Пастернак стремится вывести в центр поэзии человека с его желаниями и заботами, любовью к природе, глубоким гуманизмом. Обратимся к стиху, которым открываются все сборники поэта.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»

- У вас на партах лежит листок со стихотворениями поэта. Найдите это стихотворение, прочитаем его все вместе, а ребята первой группы проанализируют его.

- Вопросы:

1. О чем это стих-е?

2. Какие мысли и чувства рождает это произведение?

3. Докажите, что в этом стихотворении ощущается влияние символизма на

творчество Пастернака?

Но для начала все вспомним, что такое символизм?

4. Найдите в стих-е образы-символы. Что они олицетворяют?

5. Какие объединения слов стали для вас неожиданными?

6. Каким цветом ассоциируется весна у поэта. Что символизирует этот цвет?

7. Обратите внимание на большое количество глаголов, что не присуще поэзии. Как вы думаете, какая их роль в этом стихе. Какие глаголы создают ощущение движения? Что они символизируют?

8. Какой же он, лирический герой Пастернака, к чему стремится?

- Мы называем поэзию Пастернака музыкальной. Докажите это.

9. Какими же звуками наполнено стих-е?

- Вспомним, как называется частое повторение согласного звука в слове? (Аллитерация).

10. Скажите, а какие еще звуки повторяются?

- Значит, в стих-е есть несколько аллитераций. Это уже система, а система аллитераций называется звукописью.

Звуки рождают слова, слова - мысли, раздумья на «вечные темы. Это стих-е

воспринимается как крик первых

весенних грачей и как крик души, которая осознала свою творческую силу и захотела об этом рассказать миру.


ФИЗМИНУТКА

(включить видеоролик с песней «Снег идет»)

- Творческий путь у Б. Пастернака был нелегким. Особенно тяжелыми для него были последние три года перед смертью (умер в 1960 г.). Семь долгих лет он писал свой главный роман «Доктор Живаго», понимал, что в Советском Союзе его не напечатают по политическим соображениям. Роман был напечатан в Италии и переведён на 24 иностранных языка.

Его высоко оценили. Шведская академия присвоила ему Нобелевскую премию. Это самая почётная в мире награда для писателя.

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Среди поздних стихов Пастернака немало посвященных зиме: многие из них можно назвать итоговыми «После перерыва», «После вьюги», «Снег идет». Мы остановимся на стихотворении «Снег идет». Прочитаем его совместно, а представители второй группы его проанализируют.

- Вопросы:

1. О чём это стихотворение?

2. Только ли погоду имеет в виду здесь автор?

3.Обратите внимание во второй строфе на слово смятенье. Что оно означает («Смятение» - «сильное волнение, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоречивых чувств»)?

4. Что находится в смятенье?

5. Прочитайте вслух четвёртую строфу. Что заметили интересного?

6. Какой литературный приём в третьей и четвёртой строфах создаёт атмосферу сказки, тайны?

7.Найдите в стих-е слово убеленный. Дайте ему прямое и переносное значение, опираясь на текст стихотворения. Кого можно назвать такими словами?

8. И заканчивается стихотворение важными словами «перекрестка поворот». Почему?

- Подводя итог, хочется спросить всех ребят:

  1. О чём это стихотворение? Каков был замысел поэта?

10. Какое настроение пытается выразить Пастернак в стихотворении?

11. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Слушают преподавателя, делают записи в тетради.









Сообщение студентов с использованием презентации, остальные студенты слушают выступление.


Слушают преподавателя.











Слушают преподавателя

















Приступают к чтению и анализу стихотворения.


Студенты 1 группы анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.













Слушают преподавателя







Студенты

расслабляются под музыку, просматривая видеоролик

Слушают преподавателя












Студенты 2 группы анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.













ОК 3.

тетради, тексты стихотворений, учебник

слайд № 2.









тетради, тексты стихотворений, учебник

слайд №3-17



тексты стихотворений











Тексты стихотворений

















текст

стихотворения

«Февраль. Достать чернил и плакать!»





















видеоролик














Текст

Стихотворения «Снег идет»,














Обобщение и систематизация материала (закрепление опорных знаний)

(3 мин.)

-При всем различии двух стихотворений Б.Л. Пастернака о поэзии вы ощутили, насколько ответственно относится поэт к своей миссии в нашем мире. Путь поэта, писателя труден, жертвенен (буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать

и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию), но он должен быть пройден во имя людей, ибо поэзия есть жизнь, а жизнь - поэзия.

-Подводя итог урока, ответьте на один вопрос:

Какова философская тематика сти-ий Пастернака? (его стих-я-это всегда размышления о природе, творчестве, любви. Это три ценности, которые составляют смысл жизни поэта)

-Итак, давайте посмотрим, достигли ли мы целей сегодняшнего урока:

1. Мы познакомились с жизнью и творчеством Б.Пастернака, с его лирикой;

2. Мы прочитали и проанализировали два его стих-я;

3. Проникли в атмосферу музыки, философии, в которой жил и творил писатель.

Слушают преподавателя.







Отвечают на вопрос

преподавателя.




Слушают преподавателя, дают анализ уроку.

ОК 3

Тексты стихотворений.





















Слайд №1

Инструктаж по выполнению домашнего задания

(2 мин)


Выставление

оценок (3 мин)

I. уч.с.307-309 [2], ответить на вопросы , выучить стих- е «Нобелевская премия»

II. Спасибо за работу. Вы были талантливыми читателями и внимательными слушателями. Особенно хочется отметить…

(Комментирую оценки).

Записывают домашнее

задание в тетради.


Слушают преподавателя

ОК2, ОК 3

Тетради








Рефлексия

(3 мин)

- Ребята, и сейчас не угасает интерес к песням на стихи Б.Пастернака, одна из самых популярных песен «Зимняя ночь». Это стих-е из романа «Доктор Живаго», который мы будем с вами изучать на следующем занятии.

В начале урока вы записывали себе ассоциации, которые вызвала у вас лирика Пастернака.

Сейчас каждый из вас мне их озвучит. Но перед этим я вам включу романс-видеоролик «Зимняя ночь», в исполнении Н.Носкова, который поможет вам сосредоточиться в своем ответе.

Слушают преподавателя,

высказывают

свои впечатления, ассоциации по лирике Пастернака.

ОК 3, ОК 6

романс-видеоролик.






© 2010-2022