- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Луконина О.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10-11 классы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г. и рассчитана на 1 час в неделю (10 класс - 34 часа; 11 класс - 34 часа).
Основная цель- повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции
Задачи:
-
Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
-
Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
-
Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности .
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография - 10-й класс, пунктуация- 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Изменения, внесенные в программу.
-
Сокращение количества правил за счет изучения орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, сведенных по общему опознавательному признаку или общему основанию, позволит использовать на уроке разные модели описания способа применения обобщенно-сопоставительного правила.
-
Использование этих моделей дает возможность поочередно включать в процесс обучения правилосообразным действиям учеников с разным типом мышления.
-
Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе политомической модели алгоритма, алгоритма-формулы, схемы или графической схемы, импликативного суждения, образца рассуждения.
-
Учащимся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.
2. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
-
общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
-
признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
-
создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
-
оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
-
анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
-
соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
-
владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
-
передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
-
анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
3.Учебно - тематический план
Тематическое распределение часов 10 класс
№
Разделы, темы
Количество часов
Программа С. И. Львовой
Рабочая программа по классам
10 класс
I
Особенности письменного общения
2
2
II
Орфография
32
32
II.I
Орфография как система правил правописания
2
2
II. II
Правописание морфем
18
18
II.I II
Слитные, дефисные и раздельные написания
10
10
II.IV
Написание строчных и прописных букв
2
2
Итого:
34
34
Тематическое распределение часов 11 класс
№
Разделы, темы
Количество часов
Программа С. И. Львовой
Рабочая программа по классам
11 класс
I
Речевой этикет в письменном общении
2
2
II
Пунктуация
32
32
II.I
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3
3
II. II
Знаки препинания в конце предложения
1
1
II.I II
Знаки препинания внутри простого предложения
13
13
II.IV
Знаки препинания между частями сложного предложения
8
8
II.V
Знаки препинания при передаче чужой речи
3
3
II.V I
Знаки препинания в связном тексте
4
4
Итого:
34
34
4. Содержание программы
10 класс (34 ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) - чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;
в устной речи
от смысла--------> к средствам его выражения
в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощи тый, очки - очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правил ь ного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умеш. шительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа ние суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть - обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять - посеявший - посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий - много обеща ющий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
11 класс (34 ч)
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
5. Формы и средства контроля
-
Устный опрос.
-
Письменная работа.
-
Приемы
-
Индивидуальный опрос, «тихий опрос».
-
Сочинение.
-
Самоконтроль по образцу
6. Календарно - тематическое планирование
10 класс (34 часа)
№ занятия
Тема занятия
Практическая работа
Дата
Кол-во часов
Особенности письменного общения
2
1
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Формы речевого общения: письменные и устные.
1
2
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения в устной и письменной речи. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение и развитие письма как средства общения.
Работа с текстами, определение речевых ситуаций
1
Орфография
32
Орфография как система правил правописания
2
3
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм.
Устные сообщения
1
4
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
1
Правописание морфем
18
5
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический). Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Тест
1
6
Правила, нарушающие единообразие написание корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
1
7
Группы корней с чередованием гласных.
1
8
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
тест
1
9
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре и при.
тест
1
10
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно - словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
тест
1
11
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
1
12
Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Работа над проектом «Суффиксы прилагательных»
13
Типичные суффиксы глагола и их написание.
1
14
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.
Тест, презентации правил
1
15
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
тест
1
16
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Тест, презентации правил
1
17
Различение окончаний е и и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий
1
18
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих в ц корне слова, суффиксе и окончании, правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь знаков.
Устные сообщения
1
19
Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн,щн, нч,нщ,рщ,ЧК,чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
тест
1
20
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
1
21
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем
тест
1
22
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость
Работа со словарями, тест
1
Слитные, дефисные и раздельные написания
10
23
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания
1
24-25
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза)
Лингвистический анализ текста
2
26
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
1
27-28
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Работа с текстом
2
29-30
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий - много обещающий)
2
31-32
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно-раздельно?»
Тест. Работа со словарем
2
Написание строчных и прописных букв.
2
33-34
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Работа со словарями
2
7. Календарно-тематическое планирование
11 класс (34 часа)
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Оборудование урока
Дата
Речевой этикет в письменном общении
2
1
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.
1
Мультимед.през. «Русский язык»
2
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.
1
Толковый словарь тесты
А 3,А5 ЕГЭ
Пунктуация
32
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
3
3
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
1
Цитаты лингвистов
Модели деловых бумаг
4
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
1
Модели предложений
5
Разделы русской пунктуации.
1
Таблица «Структура русской пунктуации»
Знаки препинания в конце предложения
1
6.
Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.
1
Тренажер А 15
Знаки препинания внутри простого предложения
13
Лингвистическая игра-викторина
7.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении
1
Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов»
8
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.
1
Мульмед.през. «Занимательная орфография»
9
.Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами.
1
Комплексный анализ текста
10
Однородные и неоднородные определения.
1
Карточки с заданием ЕГЭ А9
11
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
1
Задания А17
12
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.
1
Мультимед.през. «Причастный оборот»
13
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и дееприч. оборотом.
1
Мульмед.през. тесты с заданием А4 ЕГЭ
14
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
1
Распечатки тестов для работы в паре
15
. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.
1
Мультипрез. «Русский язык-это интересно»
16
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.
1
Распечатки дидактич. Карточек с разноуровневыми заданиями
17
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
1
Тесты с заданием А 10 ЕГЭ
18
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
1
19
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов.
1
Мультимед.през. Тренажер к ЕГЭ А 20-22
Знаки препинания между частями сложного предложения.
8
« Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»
20
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Тесты заданий А18 ЕГЭ
21
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
1
Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ
22
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.
1
«Рассыпавшиеся» тексты стихотворений..
23
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
1
Текстоведческий анализ
24
Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
Редактирование текста Модели сложных предложений различных видов.
25
Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.
1
Модели предложений
26
Знаки препинания при сочетании союзов.
1
Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ
27
Сочетание знаков препинания
1
Модели двусоставных и односост. предложений
Знаки препинания при передачи чужой речи
3
28
Прямая и косвенная речь
1
Тесты с заданием ЕГЭ А 19
29
Оформление на письме прямой речи и диалога.
1
Таблица «Правописание предлогов»
Тесты с заданием А22
30
Разные способы оформления на письме цитат.
1
Модели ( чтобы,также и тп)
Знаки препинания в связном тексте
4
31
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.
1
Мультимед.през. «Тесты заданий В 1-6»
32
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.
1
Редактирование текста ;тест А 25
33
Авторские знаки
1
Текстоведческий анализ текста
34
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
1
Распечатки КИМов ЕГЭ для работы в парах.
ИТОГО
34 часа
8. ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. - М., 2014, 2015-2016
Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2014.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). - 2-е изд. - М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. - М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Для учителя
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 2005.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 2006.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. - М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8-9 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. - М., 2006.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. - М.,2010.