Программа элективного курса по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по русскому языкуПрограмма элективного курса по русскому языку«Русское правописание: орфография и пунктуация»

10-11 классы


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г. и рассчитана на 1 час в неделю (10 класс - 34 часа; 11 класс - 34 часа).

Основная цель- повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции

Задачи:

  1. Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.

  2. Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.

  3. Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности .

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография - 10-й класс, пунктуация- 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Изменения, внесенные в программу.

  • Сокращение количества правил за счет изучения орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, сведенных по общему опознавательному признаку или общему основанию, позволит использовать на уроке разные модели описания способа применения обобщенно-сопоставительного правила.

  • Использование этих моделей дает возможность поочередно включать в процесс обучения правилосообразным действиям учеников с разным типом мышления.

  • Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе политомической модели алгоритма, алгоритма-формулы, схемы или графической схемы, импликативного суждения, образца рассуждения.

  • Учащимся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

2. Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

  • признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  • создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

  • оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;

  • анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

  • владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);

  • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

  • анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;


3.Учебно - тематический план

Тематическое распределение часов 10 класс

Разделы, темы

Количество часов

Программа С. И. Львовой

Рабочая программа по классам

10 класс

I

Особенности письменного общения

2

2

II

Орфография

32

32

II.I

Орфография как система правил правописания

2

2

II. II

Правописание морфем

18

18

II.I II

Слитные, дефисные и раздельные написания

10

10

II.IV

Написание строчных и прописных букв

2

2

Итого:

34

34

Тематическое распределение часов 11 класс

Разделы, темы

Количество часов

Программа С. И. Львовой

Рабочая программа по классам

11 класс

I

Речевой этикет в письменном общении

2

2

II

Пунктуация

32

32

II.I

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3

3

II. II

Знаки препинания в конце предложения

1

1

II.I II

Знаки препинания внутри простого предложения

13

13

II.IV

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

8

II.V

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

3

II.V I

Знаки препинания в связном тексте

4

4

Итого:

34

34

4. Содержание программы

10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) - чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;

в устной речи

от смысла--------> к средствам его выражения

в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощи тый, очки - очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правил ь ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умеш. шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть - обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять - посеявший - посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий - много обеща ющий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

11 класс (34 ч)

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.


5. Формы и средства контроля

  • Устный опрос.

  • Письменная работа.

  • Приемы

  • Индивидуальный опрос, «тихий опрос».

  • Сочинение.

  • Самоконтроль по образцу




6. Календарно - тематическое планирование


10 класс (34 часа)

№ занятия

Тема занятия

Практическая работа

Дата

Кол-во часов

Особенности письменного общения



2

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Формы речевого общения: письменные и устные.



1

2

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения в устной и письменной речи. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Работа с текстами, определение речевых ситуаций


1

Орфография



32

Орфография как система правил правописания



2

3

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм.

Устные сообщения


1

4

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.



1

Правописание морфем



18

5

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический). Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Тест


1

6

Правила, нарушающие единообразие написание корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.



1

7

Группы корней с чередованием гласных.



1

8

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

тест


1

9

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре и при.

тест


1

10

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно - словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

тест


1

11

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.



1

12

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Работа над проектом «Суффиксы прилагательных»



13

Типичные суффиксы глагола и их написание.



1

14

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.

Тест, презентации правил


1

15

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

тест


1

16

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Тест, презентации правил


1

17

Различение окончаний е и и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий



1

18

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих в ц корне слова, суффиксе и окончании, правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь знаков.

Устные сообщения


1

19

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн,щн, нч,нщ,рщ,ЧК,чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

тест


1

20

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.



1

21

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем

тест


1

22

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость

Работа со словарями, тест


1

Слитные, дефисные и раздельные написания



10

23

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания



1

24-25

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза)

Лингвистический анализ текста


2

26

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.



1

27-28

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Работа с текстом


2

29-30

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий - много обещающий)



2

31-32

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно-раздельно?»

Тест. Работа со словарем


2

Написание строчных и прописных букв.



2

33-34

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Работа со словарями


2



7. Календарно-тематическое планирование

11 класс (34 часа)

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Оборудование урока

Дата


Речевой этикет в письменном общении

2


1

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

1


Мультимед.през. «Русский язык»

2

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.

1


Толковый словарь тесты

А 3,А5 ЕГЭ


Пунктуация

32



Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

3


3


Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.

1


Цитаты лингвистов

Модели деловых бумаг



4

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

1


Модели предложений

5

Разделы русской пунктуации.

1


Таблица «Структура русской пунктуации»

Знаки препинания в конце предложения

1


6.

Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.

1


Тренажер А 15


Знаки препинания внутри простого предложения

13


Лингвистическая игра-викторина

7.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

1


Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов»

8

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.

1


Мульмед.през. «Занимательная орфография»

9

.Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами.

1


Комплексный анализ текста

10

Однородные и неоднородные определения.

1


Карточки с заданием ЕГЭ А9

11

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1


Задания А17

12

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

1


Мультимед.през. «Причастный оборот»

13

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и дееприч. оборотом.

1


Мульмед.през. тесты с заданием А4 ЕГЭ

14

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

1


Распечатки тестов для работы в паре

15

. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

1


Мультипрез. «Русский язык-это интересно»

16

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

1


Распечатки дидактич. Карточек с разноуровневыми заданиями

17

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1


Тесты с заданием А 10 ЕГЭ

18

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1


19

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов.

1


Мультимед.през. Тренажер к ЕГЭ А 20-22


Знаки препинания между частями сложного предложения.

8


« Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»

20

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.


Тесты заданий А18 ЕГЭ

21

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1


Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ

22

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.

1


«Рассыпавшиеся» тексты стихотворений..

23

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.



1


Текстоведческий анализ

24

Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

1


Редактирование текста Модели сложных предложений различных видов.

25

Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

1


Модели предложений

26

Знаки препинания при сочетании союзов.

1


Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ

27

Сочетание знаков препинания

1


Модели двусоставных и односост. предложений


Знаки препинания при передачи чужой речи

3


28

Прямая и косвенная речь

1


Тесты с заданием ЕГЭ А 19

29

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1


Таблица «Правописание предлогов»

Тесты с заданием А22

30

Разные способы оформления на письме цитат.

1


Модели ( чтобы,также и тп)


Знаки препинания в связном тексте

4


31

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.

1


Мультимед.през. «Тесты заданий В 1-6»

32

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.

1


Редактирование текста ;тест А 25

33

Авторские знаки

1


Текстоведческий анализ текста

34

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

1


Распечатки КИМов ЕГЭ для работы в парах.

ИТОГО



34 часа

8. ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. - М., 2014, 2015-2016

Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2014.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). - 2-е изд. - М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. - М.. 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Для учителя

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 2005.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 2006.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. - М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8-9 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. - М., 2006.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. - М.,2010.








© 2010-2022