Инновационная экспериментальная деятельность в преподавании русского языка

Объект исследования: урочная и внеурочная деятельность по русскому языку и литературе.Цель деятельности: создание программы метапредметного курса "Деловое общение" по предметам гуманитарного цикла, формирование устойчивого интереса к русскому языку в профессиональной деятельности (выбор профессии).этапы исследования: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий.прогноз внедрения данной инновации: успешная реализация требований ФГОС по русскому языку,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная образовательное учреждение

Школа с. Белоярск














Метапредметный курс

«Деловое общение»





Составила: Корозникова Анжела Александровна,

учитель русского языка и литературы





















Белоярск, 2015

Пояснительная записка

Программа метапредметного курса «Деловое общение» для учащихся 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

Метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

"Мета"- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее.

Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Выход за рамки собственно предмета, на универсальных знаниях учащихся.

Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание метапредметного курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений метапредметного курса - усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся.

Достижение личностных результатов освоения метапредметного курса невозможно без формирования культуроведческой компетенции.

Культуроведческая компетенция предполагает освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

В программе метапредметного курса реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности метапредметного курса «Деловое общение», нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.


Цели, задачи, принципы

Цели курса

  1. Помочь всем желающим овладеть первоначальными навыками делового общения, повысить культуру своей деловой речи, а также познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора. Кроме этого практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, оформлению ряда деловых бумаг.

  2. Содействовать профессиональному развитию личности, ее социализации, самопознанию и самореализации.

Задачи курса

  1. Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, аннотирование) и простыми формами анализа. Рассмотрение деловой разговор с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры, а также научить основным его формам (деловой беседе, заполнению документов и др).

  2. Знакомство учащихся с требованиями делового этикета. Обучение учащихся написанию деловых документов различных жанров.

  3. Формирование конструктивного отношения к работе. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Программа метапредметного курса реализует следующие принципы:

Обучение по данному метапредметному курсу основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой.

На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу метапредметного курса, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

Основные содержательные линии программы курса

Структура программы соответствует п. 18.2.2 ФГОС ООО. Программа метапредметного курса включает разделы: «Введение», «Основные психологические характеристики», «Речевая культура общения», «Деловая переписка», «Практические занятия», «Итоговое занятие», имеет развивающую, нравственную, эстетичекую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся выступлению перед аудиторией, обучение работе с различным видами, как электронного, так и бумажного формата материалами, программы построен по принципу "от простого к сложному", учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся.

Программа метапредметного курса носит ориентировочный характер, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте.

Данный метапредметный курс носит межпредметный характер, так как интегрирует различные дисциплины: русский язык, литературу, обществознание, психологию, позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, телефонный разговор и прием посетителей с позиций их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного метапредметного курса учащиеся знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями официально-делового стиля, а также с лексико-грамматической и стилистической спецификой деловой речи как в устной, так и в письменной формах.

Программа метапредметного курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 класса в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области делового общения.

Отличительной особенностью является его практическая направленность. Он предполагает работу не столько в форме усвоения теоретических знаний, сколько работу, которая строится на эмоциональной включенности в учебный материал, на получении опыта осмысления речевых ситуаций и связанной с ними собственной активности учащихся.

Метапредметный курс адресован учащимся 9 класса, понимающим, что овладение культурой делового общения - это одно из обязательных условий развития профессиональных качеств и роста конкурентоспособности специалиста.

Метапредметный курс «Деловое общение» имеет нормативный срок реализации, общий объем - 17 часов, режим занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 40 минут.

В реализации данной программы участвуют учащиеся 9 класса, так как в этом возрасте повышается внутренняя мотивация к активности в школьной и социальной среде.

Новизна программы метапредметного курса «Деловое общение» - удовлетворение потребностей обучающихся школы, в целях развития культуры делового общения, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, составлять деловые бумаги и т.д., что послужит для их успешной адаптации в социуме.



























Календарно - тематическое планирование

метапредметного курса «Деловое общение»

Название темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Методы и формы обучения

Модуль 1. Введение - 1 час

1

Цели и задачи курса

1

Определить границы собственного знания и незнания по данному курсу. Сформировать собственную жизненную позицию по данному курсу

Проблемная ситуация

Модуль 2. Основные психологические характеристики - 5 часов

2

Значение общения

1

Языковой анализ материала с целью определения стиля. Обмен информацией без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Передача эмоциональных состояний партнёров по общению. Освоение норм делового общения, манеры поведения в различных ситуациях (тесты, анкеты, тренинги) - самопознание, самодиагностика. Чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров по итогам диагностических материалов.

Дискуссия

3

Основы коммуникации

1

Проблемная ситуация

4

Невербальное общение

1

Психологический тренинг

5

Особенности официального делового стиля

1

Проблемная ситуация

6

Манера поведения

1

Тренинг, «мозговой штурм»

Модуль 3. Речевая культура общения - 3 часа

7

Голос и дикция

1

Наблюдение за интонационными и пунктуационными особенностями предложений.

Анализ текста эпистолярного жанра с точки зрения цели, назначения и стилистических особенностей. Написание поздравления, благодарности товарищу. Устное изложение извинения, просьбы, совета товарищу. Составление и применение клише

8

Речевая культура делового разговора

1

Деловая игра

9

Письменная коммуникация

1

Проблемная ситуация

10

Поздравление, благодарность

1

Мини-проект

11

Извинение, просьба, совет

1

Ролевая игра

Модуль 4. Деловая переписка - 3 часа

12

Заявление

1

Выявление причин ошибочных составлений деловых бумаг. Осмысление правильного содержания. Комментирование условий выбора правильного формата в деловой переписке. Использование клише.

Мини-проект

13

Деловое письмо

1

Мини-проект

14

Автобиография как деловой документ

1

Мини-проект

Модуль 5. Практические занятия - 2 часа

15

Практическая работа. Оформление деловых бумаг

1

Использование алгоритма составления деловых бумаг. Анализ деятельности.

Самостоятельная работа

16

Работа со словарями, работа с ИКТ

1

Систематизация знаний и применение их на практике. Умение выделять главное, самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Самостоятельная работа

Модуль 6. Итоговое занятие - 1 час

17

Игра «Проверь себя»

1

Деловая игра.

Психологический тренинг, игра

Содержание учебного модуля

Модуль 1. Введение - 1 час

Актуальность курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Значение общения. Образовательные задачи, решаемые в процессе делового общения.

Модуль 2. Основные психологические характеристики - 5 часов

Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл коммуникации. Понятие и значение невербального общения. Эмоции. Чувства. Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл. Язык жестов и мимики как средство установления контакта с собеседником. Национальные особенности невербального общения. Основные психологические характеристики делового общения. Социальные роли и речевое поведение. Отношение к собеседнику, правила общения.

Модуль 3. Речевая культура общения - 3 часа

Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота. Звучный, гибкий, красивый голос. Речевое дыхание. Техника речи. Дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Понятие о речевом этикете. Изложение мыслей как проявление интеллекта и умения общаться с людьми.

Модуль 4. Деловая переписка - 3 часа

Составление личных деловых бумаг.

Модуль 5. Практические занятия - 2 часа

Практическая работа. Работа в библиотеке со словарями. Выписка информации. Поиск материала на сайтах.

Модуль 6. Итоговое занятие - 1 час

Деловая игра


Результаты изучения метапредметного курса «Деловое общение»

Основным объектом оценки результатов курса являются:

Личностные результаты:

  1. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  2. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; применение на практике (деловое письмо), способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, обществознания и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения, практические навыки оформления официально-деловых документов.

Материально - техническое обеспечение Программы метапредметного курса

- учебная и методическая литература

- информационно - техническое оснащение (помещение для проведения занятий, компьютер, сеть Интернет, сканер, принтер, ксерокс)

- контрольно-измерительные материалы (тесты, анкеты)















































Список литературы, ресурсы Интернета


Литература для учителя:

  1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. Л., 2000

  2. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности. М., 1990

  3. Власенков А.И. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М., 2005

  4. Вучков Ю. Искусство жить. М., 1989

  5. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. - М., 1998.

  6. Кохтев, Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл./ Н.Н.Кохтев, - М.: Просвещение, 2006

  7. moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/ Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов

  8. standart.edu.ru/

  9. ielf.ucoz.ru/publ/seminar

  10. festival.1september.ru/articles/613599/ Рукосуева Е. В. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения

  11. khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm Хуторской А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт - Хроника бытия

  12. uchportal.ru/load/35-1-0-54366 Винокурова Л.Г. Метапредметный курс по русскому языку, Салехард, 2011г

  13. ozyorsk-shkola-nach.ru/?page_id=394 Рыбакова Т.В. Метапредмет: формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

  14. smdp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=100:howdramatize&catid=69:2010-06-04-08-51-42 Громыко Н. В. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие

Литература для учащихся:

  1. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 2001

  2. Власенков А.И. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М., 2005

  3. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.,1997

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998

  5. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М.,1995

  6. Трофименко А. Поговорим об этикете. М., 1991

  7. Чиненный А.И Этикет на все случаи жизни. М., 1996

  8. Энциклопедия хороших манер. СПб., 1996












Приложение 1

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, ____________________________________________________________________,

ФИО автора автобиографии

родился(ась) ______________________________________ г. в ________________________

дата рождения

место рождения (населенный пункт, область)

В ______ году был(а) зачислен(а) в 1-ый класс _____________________________________.

_____________________________________________________________________________

название школы

В ____ году поступила в _______________________________________________________

название ВУЗа

на ___________________ факультет, специальность - ______________________________.

С ______ года работаю на должности _____________________________________________

наименование должности

в ____________________________________________.

наименование компании

Семейное положение - ________________________.

Состав семьи:

Отец, ________________________________________________________________________,

ФИО

_______ г. рождения, _____________________________________.

занимаемая должность

Мать, ________________________________________________________________________,

ФИО

_______ г. рождения, _____________________________________.

занимаемая должность

Брат (Сестра), ________________________________________________________________,

ФИО

_______ г. рождения, _____________________________________.

занимаемая должность/место учебы

Ни я, ни мои ближайшие родственники под судом или следствием не находились. За пределами СНГ родственников нет (есть).

__ ________ 20__ г. ________________________________ _______________

дата составления расшифровка подписи (ФИО) подпись







Приложение 2


ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Скачать шаблон(образец) заявления о приеме на работу.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Директору ТОО «________________________»
от __________________ФИО,
удостоверение личности № _________________________
от _______________________, выдано ____ РК,
ИИН ____________________,
проживающий по адресу :
___________________________________________________________

заявление.

Прошу Вас принять меня на должность ________(по определенной специальности, квалификации или должности (трудовую функцию) (например: слесарем второго разряда) ТОО «____» с «___» _____

Дата Подпись








Приложение 3


ТЕСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ

Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).

Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

1. Много ли у вас друзей?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включаться в новые компании?

7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.

Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий, вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому. 10-13 баллов - средний уровень; 14 баллов и более - высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни - общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.



Приложение 4


ТЕСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Подчеркните "да", если вы согласны, или "нет", если не согласны с утверждением:

1. Мне кажется трудным подражать другим людям. ДА, НЕТ.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. ДА, НЕТ.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. ДА, НЕТ,

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. ДА, НЕТ.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. ДА, НЕТ.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. ДА, НЕТ.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. ДА, НЕТ.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. ДА, НЕТ.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. ДА, НЕТ.

10. Я всегда такой, каким кажусь. ДА, НЕТ.

Начислите себе по одному баллу за ответ "нет" на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ "да" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.





Приложение 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ

Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями.

Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы. Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

Как правило, для больных требуется не менее 8-10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления).

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Обработка и анализ данных. На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения.



© 2010-2022