- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Комментарии выполнения контрольно-измерительных материалов 11 класс
Комментарии выполнения контрольно-измерительных материалов 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остроухова Т.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1 | Информационно-смысловая переработка текста | Способы коммуникативной компрессии (сжатия) текста: в одном предложении должна быть собрана информация (без искажения, фактических неточностей) - лаконично, коротко, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации. | |
2 | Структурно-смысловой анализ текста | Пропущенное слово должно НЕ нарушать основных признаков текста, подчёркивать смысловые отношения между предложениями: выражать значение противопоставления (но, наоборот...), следствия (поэтому...), дополнительного замечания (надо сказать...), последовательности выражения мыслей (во-первых...) Ответ - сцепляющее слово или сочетание слов. | |
3 | Лексический анализ слова в контексте | Многозначное слово в контексте имеет только одно значение. Работа со словарной статьёй.
| |
4 | Ударение | «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы» под ред. Р.И. Аванесова (Москва, 1989 г); «Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львов (Москва, Дрофа) | |
5 | Лексические нормы | Употребление паронимов (однокоренных слов, обладающих разным строением и лексическим значением) | |
6 | Морфологические нормы | Различные морфологические ошибки: - нарушения употребления форм существительных (число, род, образование падежных форм); - ошибки при образовании степеней сравнения; - неправильное образование местоименных форм; - ошибки в склонении числительных; - неправильное образование глагольных форм (ошибки в образовании личных форм глаголов, видовых форм, возвратных форм, образование деепричастий). | |
7 | Синтаксические нормы (деепричастный оборот, находящийся в начале предложения, недочёты в строении словосочетания, ПП или СП, употреблении производных предлогов (управление) | Действие, обозначаемое оборотом, относится, как правило, к подлежащему в предложении. Повелительное наклонение. Варианты формы управления и согласования: -существительное +зависимое слово; -глагол + (предлог) + зависимое слово; -управление в предложении с однородными членами; - производный предлог +зависимое слово (благодаря, согласно, вопреки (чему); - большинство (меньшинство) + главное слово; -СПП с сочетаниями тот, кто... ; те, кто...; -главное слово существительное + несогласованное определение; -однородные члены с союзами как..., так и, не только...,но и; - главное слово + причастный оборот; - склонение числительных; Заведующий (-ая) сохраняет глагольное управление (кем - чем). | |
8 | Правописание корня слова | Анализ рядов слов: исключить слова с непроверяемой гласной в корне (словарное), гласной с чередованием; - подобрать проверочное слово (лексическое значение); Чередование корней: лаг (лож), кас (кос), раст (ращ, рос), гор (гар), жег (жиг), бер (бир), мер (мир), стел (стил), чет (чит), блест (блист), пер (пир), тер (тир), я (им), а (ин). | |
9 | Правописание приставок, стык приставки и корня | Пре- (при-), Ъ после приставки перед Е, Ё, Ю, Я; Ь в корне; Ы (И) после приставок; Завершающиеся на З (С); НО Сделать | |
10 | Правописание суффиксов разных частей речи | -лив-, -чив-, -ова/-ева (Я = - У-), -ив, -ев, -оват-, -еват-, -чат- | |
11 | Окончания глаголов, суффиксов причастий | 1 спр: -у/ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/ют брить, стелить
причастие -ем, - ющ/ущ | 2 спр: -у/ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/ят обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть, видеть, слышать, гнать, держать, дышать
причастие- -им, - ащ/ящ
|
12 | НЕ / НИ с различными частями речи | НЕ (отрицание - НЕТ), НИ (усиление - ДА; абсолютное отрицание); - устойчивые словосочетания (ни жив ни мёртв); - отрицательные и неопределённые местоимения, наречия; - не кто иной, как...; ни что иное, как...; никто иной; ничто иное; Во что бы то НИ стало; как бы то НИ было; где бы то НИ было; куда бы то НИ было; как НИ в чём не бывало...
| |
13 | Слитно-дефисно-разделительное написание наречий, производных предлогов, союзов и др.ч. речи | Наречие - впоследствии. Предлоги: ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие (из-за), навстречу (ко), наподобие, насчёт (о), сверх, вокруг, вдоль (около, у); в отношении, в меру, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение, в связи, в силу, по мере, по поводу, по причине, в виде, за исключением, за счёт, иметь в виду; благодаря, согласно, вопреки + существительное в Дат. падеже; союзы: зато (но); тоже, также (тоже, и); чтобы, причём (притом, и); оттого что (потому что, так как); всё ж таки; будто; ведь; мол; почти что; только что...
| |
14 | Н и НН в словах разных частей речи | НН: в кратких прилагательных (енн, ин, ян, ан, онн, н); + приставки, кроме НЕ, от глагола совершенного вида (ранеНый), суффикс ОВА (ЕВА) (жеваНый, коваНый), + зависимое слово, ЖЕЛАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, НЕВИДАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ
| |
15 | Синтаксический анализ ПП и СП | Определить вид предложения: простое или сложное. Сложное предложение - союзное (сочинительный союз или подчинительный), бессоюзное. Простое может быть осложнённое. Сочинительные союзы бывают при однородных членах. | |
15
| Знаки препинания в ССП | Умение различать ПП с однородными членами и ССП: определить грамматическую основу (односоставное и двусоставное). | |
Предложения с однородными членами | Основные схемы: О, О, О. О и О. О, и О, и О. О и О, О и О. О, да (но) О. О да (и) О. Не только О, но и О. Как О, так и О. Либо О, либо О. О или О. То О, то О. Не то О, не то О. | ||
16 | Предложения с обособлениями | Обособляются: одиночные деепричастия, деепричастные обороты; причастные обороты, стоящие после определяемого слова; распространенное приложение; НЕ обособляются: причастные обороты, стоящие до определяемого слова; причастные и деепричастные обороты, относящиеся к одному определяемому слову и соединенные союзом И. | |
17 | Предложения с вводными словами, предложениями | Уметь отличить вводные сочетания от слов, выполняющих роль членов предложения: вводные конструкции следует выделять знаками препинания, члены предложения нет. НЕ выделяются: частицы - всё же, всё-таки, как бы, якобы, вряд ли, даже, ведь, именно, почти только, исключительно; наречия - примерно, приблизительно, единственно, решительно, иногда, обычно, между тем. Выделяют вводные слова (сочетания), между прочим. | |
18 | Знаки препинания в СПП | Определить грамматические основы, выяснить, где кончается одна и начинается другая часть, прочесть несколько раз предложение и определить смысловые границы каждой части предложения. Союзное слово который находится внутри придаточной части и употребляется в косвенном падеже. | |
19 | Знаки препинания в предложении с разными видами связи | Определить грамматические основы; найти виды союзов; определить, где кончается каждая часть предложения; если рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы - определить роль сочинительного (однородность членов предложения или соединительная роль для подчинительного предложения). | |
20 | Смысловой анализ текста | Необходимо понять ТЕМУ текста (о чём пишет автор), ПРОБЛЕМУ (какие вопросы автор ставит в тексте), АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ (какие ответы автор даёт на поставленные вопросы). - внимательно прочесть задание, - прочесть высказывания, соотнести с содержанием текста; - обратить внимание на основную и дополнительную информацию, на детали, факты. | |
21 | Типологический анализ текста, его части (отрывка) | ТИП РЕЧИ: - повествование - рассказ об изменяющихся событиях (время), смена действий друг за другом (последовательность событий); - рассуждение - объяснение чего-то (доказательство, аргументы-примеры-выводы, объяснения). - описание - описание предмета, внешности человека, места, состояния человека. Встречаются смешение типов речи! | |
22 | Лексический анализ текста | Основные понятия лексикологии: лексическое значение слова, однозначное слово, многозначное слово, прямое и переносное значение, фразеологический оборот, синонимы (контекстные), антонимы (контекстные), термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм. | |
23 | Средства связи предложений в тексте | Языковые средства выражения этой связи могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими, возможно сочетание одновременно двух и нескольких средств. Повтор слов (не обязательно в начале следующего предложения), однокоренные слова, личные слова, местоимения, вводное слово, синонимы, антонимы (и контекстные), союзы, указательные слова, частицы. | |
24 | Средства выразительности в тексте | смотри словарь литературоведческих терминов. |