Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (по учебнику А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

Класс: 10 Количество часов на первое полугодие: 34 на второе полугодие: 36 Всего: 70 часов; в неделю: 2 часа Плановых контрольных уроков – 5. Планирование составлено на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (автор программы - А.В.Власенков). Учебник: «Русский язык 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М., «Просвещение», 2011
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор МБОУ Зам.директора по УВР на заседании МО

__________ Л.А.Юшко __________ Е.Ю.Лаврентьева Протокол № _____ от ____________

«_____» сентября 2014 г. «_____» сентября 2014 г. ____________ Н.В.трушникова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 10

Учитель:

Количество часов на первое полугодие: 34

на второе полугодие: 36

Всего: 70 часов; в неделю: 2 часа

Плановых контрольных уроков - 5.

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (автор программы - А.В.Власенков).

Учебник: «Русский язык 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М., «Просвещение», 2011







1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскомуязыку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М:Дрофа, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и

воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

2.Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

  • Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

На изучение русского языка в 10 классе отводится 70 часов, т.е 2 часа в неделю (1 час за счёт школьного компонента).


3. Перечень учебно-методического

обеспечения.

Власенков А. И. Русский язык: Учебник для 10-11 классов. Общеобразовательных учреждений / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.

Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. 9-10 классы - М., «Аркти»

Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы - Санкт-Петербург, «Паритет»

Любичева Е.В. Русский язык. Методические материалы для проведения уроков. 10-11 классы - М., «Эксмо»

Тропкина Л.А. Русский язык. Поурочные планы. 10 класс - Волгоград, «Учитель»

Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Современный русский язык - М.: «Международные отношения»

Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 10 класс - М., «Дрофа»

Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 классы - М., «Материк Альфа»

Войлова К.А., Леденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы - М., «Дрофа»

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М., «Творческий центр»

Мальцева Л.И. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ - М., «НИИ школьных технологий»

Баронова М.М. 40 необходимых правил орфографии и пунктуации. Тесты, задания и упражнения ЕГЭ - М., «Астрель»

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А - М., «Просвещение»

Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ - М., «Просвещение»

Ведишенкова М.В. Русский язык. ЕГЭ-2009. В примерах и комментариях - Казань, «Магариф»

Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ. Вступительные испытания. - Ростов-на-Дону, «Легион»

Сборники ЕГЭ издательств «Просвещение», «Интеллект-Центр», «Эксмо» (ФИПИ) за несколько лет (2008-2013 г.г.)

Мультимедийные пособия.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» + варианты ЕГЭ. 2014

«5 баллов» Весь курс школьной программы в схемах и таблицах

«Виртуальный наставник». Русский язык. 7-11 класс.

ФИПИ. ЕГЭ. 2014. Русский язык. Интенсивный тренинг-курс.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата (план)

Дата (факт)

Тема урока

Планируемые результаты

Повторение

Работа по развитию речи

1

Общие сведения о языке.

Знать основные функции языка: экспрессивную, коммуникативную, когнитивную, аккумулятивную.

Сведения о языке, полученные в 5-9 классах

Коммуникативная функция языка

2

Язык и общество.

Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности.

Правописание изменяемых приставок

Подбор афоризмов о языке, составление предложений; написание изложения

3

Русский язык в современном мире.

Знать о роли и месте русского языка в современном мире

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Анализ высказываний о русском языке, составление плана, сочинение-миниатюра и его анализ

4

Активные процессы в современном русском языке.

Знать об изменениях, происходящих в лексике, морфологии и орфоэпии. Уметь правильно ставить ударение в словах, отличать историзмы от архаизмов.

Анализ текста, выразительное чтение

5

Тематический контроль по теме «Общие сведения о языке».

Уметь находить слова в прямом и переносном значении, стилистические синонимы, антонимы, историзмы…

6

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Закрепить навыки произношения. Знать основные виды орфограмм. Уметь применять в практике письма орфографические нормы совр. русс. лит-ого языка

Ранее изученные виды орфограмм

Монологическое высказывание

7

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Звуки, слоги

Нахождение лексического значения слов, введение этих слов в свою речь

8

Фонетика. Соотношение звуков и букв. Орфография.

Знать классификацию фонетических единиц русского языка, позиционное чередование гласных и согласных звуков. Уметь производить фонетический разбор

Функции Ь в русс. яз.; буквы Е, Ё, Ю, Я

Обогащение языкового мышления учащихся

9

Фонетический разбор слова. Транскрипция.

10

Орфоэпия. Основные нормы произношения и ударения.

Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы совр. русс. лит-ого языка

Ударение, фонетические процессы

Расставление ударений в указанных словах, произношение

11

Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков.

Знать и применять в практике нормы произнесения гласных и согласных звуков

12

Принципы русской орфографии.

Знакомство с принципами русской орфографии; отработка навыков правописания

О-Ё после шипящих и другие орфограммы в корне

13

Систематизация знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

14

Контрольная работа.

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Восприятие письменного текста

15

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Уметь работать с допущенными ошибками.

16

Повторение по теме «Лексика».

Знать слово как основную единицу языка, лексическое значение слова. Уметь работать с толковым словарём. Закрепить навыки правописания

Лексическое и грамматическое значения слова; однозначные и многозначные слова

Умение применять полученные знания при составлении собственного текста

17

Омонимия и её виды.

Знать омографы, омофоны, омоформы. Уметь работать со словарём омонимов

Части речи (служебные, знаменательные)

Развитие вариативности мышления

18

Паронимы и их употребление

Знать паронимы. Уметь предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, применять в практике речевого общения основные лексические нормы совр. русс. лит-ого языка

19

Синонимы, их разновидности. Градация.

Знать синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Уметь работать со словарём синонимов.

Омонимы, метонимия

Использование синонимов в речи; использование стилистического приёма - градации

20

Контекстуальные синонимы.

21

Антонимы. Антитеза. Оксюморон.

Знать типы антонимов, антитезу, оксюморон. Уметь работать со словарём антонимов

Свед. об антонимах, известные из курса прошлых лет

Письмо по памяти

22

Контекстуальные антонимы.

23

История развития русского языка, его лексической системы.

Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику. Уметь работать со словарём иностранных слов, этимологическим словарём.

Заимствованные и исконно русские слова

Обогащение языкового мышления учащихся

24

Изменения словарного состава языка. Активный и пассивный словарный запас.

Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики. Уметь определять лексические особенности текста

Историзмы, архаизмы, неологизмы

Обогащение языкового мышления учащихся

25

Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика.

Повт. свед. о диалектных и профессиональных словах.

Мотивированное употребление ограниченной лексики

26

Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка.

Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов.

Повт. свед. о фразеолог., извест. из курса прошл. лет

Развитие умения говорить не только грамотно, но и образно, ярко

27

Лексические и фразеологические словари

Знать энциклопедические и лингвистические словари, толковые словари и словари аспектные (специальные)

Пополнение словарного запаса учащихся через работу со словарями

28

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»

Показать теоретические знания по изученным темам. Уметь применять на практике полученные знания.

29

Анализ контрольной работы.

Уметь работать с допущенными ошибками.

30

Повторение. Морфемика и словообразование.

Повторить ранее изученный материал по теме «Морфемика и словообразование»; закрепить навыки правописания.

Части речи, части слова

Пополнение словарного запаса

31

Способы образования слов.

Знать морфологические и неморфологические способы словообразования. Уметь пользоваться словообразоват-ым словарём и проводить словообразоват-ый разбор

Части слова; основные способы словообразования

Пополнение словарного запаса. Использование в собственной речи стилистические возможности частей слова.

32

Выразительные словообразовательные средства.

Знать словообраз-ые средства выразительности речи. Уметь использовать их в практике речевого общения.

Использование в практике речевого общения словообраз-ых средств выразительности речи .

33

Практическая работа по теме «Грамматика. Морфемика. Словообразование».

Показать теоретические знания по изученным темам. Уметь применять на практике полученные знания.

34

Повторение по теме «Части речи».

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Восприятие письменного текста

35

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.

36

Морфология и орфография. Имя существительное.

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль сущ. Совершенствовать навык определения числа имён сущ. и рода несклоняемых сущ.

Повт. свед. о морфологии и орфографии, извест. из курса прошл. лет

Правильное употребление в речи несклоняемых существительных; пересказ текста

37

Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных.

Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний и суффиксов имён сущ. Уметь проверять написание по лингвистическим словарям.

Склонение существительных

Развитие монологической речи

38

Имя прилагательное.

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль прил. Совершенствовать навык определения разряда прил. и правописание прил.

Правописание прилагательных

Умение формулировать вопросы

39

Трудные вопросы правописания -Н- и -НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

Закрепить навыки правописания -Н- и -НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

Морфологический разбор имени прилагательного

Развитие памяти

40

Имя числительное.

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль прил-ых. Совершенствовать навык употребления числительных в речи.

Ь в числительных

Совершенствование употребления числительных в речи

41

Местоимение.

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений. Уметь отличать местоимения от других частей речи. Совершенствовать навык правописания НЕ и НИ с местоимениями

НЕ и НИ с местоимением

Развитие монологической речи

42

Глагол. Правописание глаголов.

Знать морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Совершенствовать навык правописания личных окончаний глаголов.

Личные окончания глагола

Орфоэпическая тренировка

43

Причастие. Правописание причастий.

Знать морфологические и синтаксические признаки причастия, суффиксы причастий. Уметь употреблять причастия в речи.

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Совершенствование умения употреблять причастия в речи; определять и правильно формулировать главную мысль пословиц и поговорок

44

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов.

Определение главной мысли пословиц, составление с ними текста

45

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Уметь применять в практике письма нормы правописания окончаний.

Составление предложений по схемам

46

Деепричастие.

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий. Уметь употреблять деепричастия в письменной речи. Навык постановки знаков препинания при деепричастии.

Знаки препинания при деепричастии, дееприч. обороте

Формирование умения употреблять деепричастия в письменной речи

47

Наречие.

Знать морфологические и синтаксические признаки наречий. Уметь различать сравнительную степень прилагательных и наречий.

Сравнительная степень прилагательных; Ь, О, Ё после шипящих на конце разных частей речи

Употребление наречий в речи

48

Правописание наречий.

Навык правописания О,Ё и Ь после шипящих на конце наречий.

49

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Уметь применять в практике письма нормы правописания НЕ и НИ с разными частями речи.

Монологическое высказывание по теме урока.

50

Различение частиц НЕ и НИ.

Совершенствование практических навыков в разграничении частиц НЕ и НИ.

Развитие связной монологической речи

51

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи

Развитие монологической речи

52

Слитное, раздельное и дефисное написание.

Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов

Сообщения учащихся, объяснительный диктант

53

Практикум по орфографии.

Уметь применять в практике письма орфографические нормы русского литературного языка

Безудар. глас. в корнях и пристав.; НЕ и НИ с разными частями речи; дефис в написании слов

Развитие монологической речи

54

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография».

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Восприятие письменного текста

55

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Уметь работать с допущенными ошибками.

56

Принцип русской пунктуации.

Обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Закрепить навыки правописания. Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы.

Трудные случаи написания наречий

Составление плана и сообщения по нему, составление тезисного плана

57

Словосочетания.

Знать отношения между компонентами СС. Уметь определять и отличать связи слов в СС.

Развитие связной монологической речи

58

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Обобщить знания по темам «Члены предложения», «Простое предложение». Закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).

Осложнение простого предложения

Развитие монологической речи; использование вводных слов, указывающих на порядок мыслей

59

60

Осложнённое предложение.

Отработать навык постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями, пояснительными и присоединит. конструкциями. Уметь составлять словообразоат. гнёзда.

Однородные члены предложения и обобщающие слова при них

Выступление с речью, анализ текста

61

Знаки препинания в осложненных предложениях

62

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

Знать сравнительные обороты. Отработать навык пунктуации в сложных предложениях, части которого соединены союзной и бессоюзной связью.

Виды сложных предложений

Развитие монологической речи

63

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

64

Прямая и косвенная речь.

Уметь перестраивать предложения с прямой речью в косвенную. Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Составление диалогов

65

Авторская пунктуация.

Знать понятие «авторская пунктуация»; определение авторских знаков препинания; закрепление навыков правописания.

Комментированное письмо

66-67

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Восприятие письменной речи

68

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Уметь работать с допущенными ошибками.

69-70

Резервные уроки.


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.

Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков - с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).

При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.

При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).

Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту - по сути своей ключевую! - операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».

Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:

найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;

назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;

определите разряд (группу) по значению;

выявите синтаксическую (или смысловую) роль;

как образована часть речи (для производных, сложныхи составных частей речи);

каковы особенности правописания.

Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор - с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).

Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно - выполнить это действие).

Лексико-фразеологический разбор

Дайте толкование выделенных слов.

Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.

Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста

Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

Выделите микротемы, составьте план.

Укажите средства связи между частями текста.

Определите тип речи, стиль и жанр.

Укажите используемые стилистические средства.

Назовите особенности построения текста (его композиции).

Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.

Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.

При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.

План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественноготворения.

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ



С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.




© 2010-2022