- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание НЕ с именами существительными
Правописание НЕ с именами существительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапина М.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ф.И.О. Казанкова Марина Алексеевна
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс 6Д
Технологическая карта изучения темы
Тема
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Цели
Образовательные: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически.
Предметные умения
Формировать УУД:
Планируемый результат
находить слова с орфограммой НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.
- Личностные УУД
- Регулятивные УУД
- Коммуникативные УУД
- Познавательные УУД
Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Владение устной и письменной речью.
Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Основные понятия
Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм
Межпредметные связи
Культура речи, литература, биология
Ресурсы
Учебник , презентация по теме
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего
задания.
5 мин
-
Устная орфографическая разминка -открывается слайд- необходимо показать карточку с пропущенной буквой (Слайд 2)
СобЕру
постЕлить
натИраю
задИрает
блЕстящий
прИклеить
прЕмудрый
прЕинтересный
прИплыть
2. Теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм)
1.Работают с карточками
2. Рассказывают о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему)
Познавательные УУД:
1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
2. Владеть разными видами чтения и аудирования.
Коммуникативные УУД:
1. Владеть приемами рационального слушания.
Личностные результаты
1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.
8 мин
Работа с презентацией (Слайд 3): Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость.
Далее учитель ведёт подводящий диалог по заданиям.
1.Прочитайте пословицы
Что вы уже знаете о правописании не?
2.А что нового вам предстоит узнать?
Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь.
3. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист» (Слайд 4), который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». Результаты ваших наблюдений вы будете вписывать в него. Итак,
В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.
В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно».
В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.
Перерисуйте себе в тетради данную таблицу.
4.Изучение нового материала, заполнение мыслительного листа. (Слайд 5) Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его: не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А, читаем второе правило и проговариваем его не с существительным пишется раздельно если оно является словом-отрицанием)
Давайте продолжим свои наблюдения над правописание не с существительным (Слайд 6), Какие новые записи появились у вас в «мыслительном листе»? Не с существительным пишется слитно, если слово не употребляется без не.
Предлагаю продолжить свои наблюдения.
(Слайд 7) Какие записи вы сделаете теперь в своем «Мыслительном листе». Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением)
Давайте обобщим наши с Вами наблюдения
(Слайд 8)
1.Читаю вслух
Недруг поддакивает, друг спорит.
Дружба верна не лестью, а правдой
и честью.
Друг в беде не бросит.
2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.)
3.Рассматривают лист:
В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.
В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно».
В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.
4. Внимательно изучают презентацию, делают выводы о слитном и раздельном написании не с существительными. Заполняют «Мыслительный лист» и последовательно проговаривают правила. Отвечают на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком - раздельно?»
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).
Коммуникативные УУД:
1. Задавать вопросы, работать в группе, паре.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Строить связное монологическое высказывание.
Личностные результаты:
Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
Регулятивные УУД:
1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
IV. Открытие новых знаний.
2 мин
1. Составляют алгоритм (Слайд 9)
После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами.
- Сколько условий слитного написания не с существительными?
Сколько - раздельного?
- Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)
- Как называется орфограмма? (Не с существительными)
- Каков её опознавательный признак? (№32)
-
Составляют алгоритм
После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
-
Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).
V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.
15 мин
6мин
6мин
-
Упр. 242
развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.
Выполняется письменно (на доске 2-3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно.
Взаимопроверка.
-
Работа фронтальная (по цепочке)
Задание 1: (Слайд 10)
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
-
(Не)погода помешала уборке урожая, а …
-
(Не)счастье помогло исследователю, а …
-
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
-
(Не)друг ты мне, а …
-
(Не)воля ожидала его, а …
Задание 2:
Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложения и подчеркните их грамматические основы, составьте схему последнего предложения.
Биология-наука о живых организмах. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства: животные, растения, бактерии, грибы.
3.Рефлексия
(Слайд 11)
Самостоятельно запишите предложения и укажите номера тех предложений, в которых не с существительным пишется раздельно, объясните, почему.
-
Тест с проверкой
1. Выполняют на доске по цепочке упр.242
2.Работают по цепочке
Самостоятельно работают по теме урока
Выполняют тест
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
-
(НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
-
Передо мной был (не)враг, а друг.
-
(Не)известности уже не было.
-
Мы остановились в (не)доумении.
-
С годами у него появилась (не)решительность.
А2 НЕ пишется слитно:
-
Это (не)правда, а откровенная ложь.
-
(Не)правду я не потерплю.
-
Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
-
Царевна (Не)смеяна - героиня многих сказок.
-
(Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
-
Удивила (не)зависимость и резкость.
-
Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
-
С (не)ряхой мало кто общается.
-
(Не)счастье, а горе постигло нас.
-
Человек - творец счастья и (не)счастья.
А4 Слово с НЕ пишется слитно
-
Вовремя письмо (не) отправили.
-
Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
-
Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
-
Мне сегодня (не)здоровится.
-
(Не)нависть - плохой советчик.
А1
А2
А3
А4
1
2
3
4
5
Познавательные УУД:
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.
2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.
VI. Итог урока.
2мин
- Были ли трудности при изучении новой темы?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
Отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
1мин
д/з (Слайд 12) § 38, выполнить упр. №217 или сочинить грамматическую сказку "Правописание "НЕ" с именами существительными.
Записывают домашнее задание