«Время колокольчиков» (А. Башлачев)

Литературно – музыкальная композиция. «Время колокольчиков» (А.Башлачев). Сейчас сложно и почти невозможно вспомнить, представить, как жили люди, особенно молодёжь, в начале 1980-х. Уже веяло грядущими переменами на родине, докатывались отзвуки неких других миров, другой литературы, музыки, других общественных отношений. Но всё равно сохранялась атмосфера закупоренности, удушливости, безысходности. Ожидания нового сменялись вымученной весёлостью, а эта весёлость — апатией. Недаром те годы в сред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»


Литературно - музыкальная композиция


«Время колокольчиков» (А.Башлачев)



Подготовила и провела:

Кузнецова И.Ю.,

учитель русского языка и

литературы










г. Новокузнецк, 2015 г.


«Время колокольчиков» (А.Башлачев)

Цель: развить в учащихся творческое начало.

Задачи:

  • обучающие: познакомить учащихся с песенным творчеством А.Башлачева; овладеть навыками выразительного чтения.

  • развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки.

  • воспитывающие: воспитывать в детях патриотические чувства.


«Если моя поэзия имеет цель чего-то достигнуть - это освобождение людей от ограниченных способов, которыми они видят и чувствуют.» Джим Моррисон

Звучит песня «Время колокольчиков» в исполнении А.Башлачева (на экране).

Ведущий1: Александр Башлачёв был невысокого роста. Многим запомнилась его застенчивая улыбка. Он носил на шее три маленьких колокольца, играл на гитаре и писал удивительные стихи. Родился в Череповце, прожил двадцать семь лет и покончил с собой в Ленинграде, выбросившись из окна. После его смерти осталось около шестидесяти стихотворений. Почти все они уместились в тонкой книжке, изданной в девяностом году.

Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким.

Отрывок из х/ф А.Учителя «Рок».

Ведущий 2: В последние годы часто приходится встречать такое утверждение: мы оглушены информацией. Это утверждение справедливое. И в этом наверняка причина нашей глухоты к появлению новых настоящих произведений искусства, литературы, к произнесённому настоящему слову, да и здорово укорачивается память от этой оглушённости - мы многое забываем, оказываясь в сложных ситуациях незащищёнными, без поддержки опыта прошлого. Живём, словно первые и единственные люди на земле, пробиваясь вперёд сквозь шквал пёстрых новостей, бесконечных хитов, блокбастеров, бестселлеров, обманок-реклам. Иногда реагируем на самое-самое, но чаще затыкаем уши, зажмуриваем глаза, чтобы не сбиться с пути - с пути, мало нами самими различимого.

( «Алиса», лидер группы Константин Кинчев)

Ведущий 1: Сейчас сложно и почти невозможно вспомнить, представить, как жили люди, особенно молодёжь, в начале 1980-х. Уже веяло грядущими переменами на родине, докатывались отзвуки неких других миров, другой литературы, музыки, других общественных отношений. Но всё равно сохранялась атмосфера закупоренности, удушливости, безысходности. Ожидания нового сменялись вымученной весёлостью, а эта весёлость - апатией. Недаром те годы в среде контркультурщиков получили определения: Эпоха великого стёба, затем Эпоха великого облома...

Ведущий 2: Известно, что период творческой активности Башлачёва продлился всего несколько лет - с 1983 по 1986 годы. В мае была написана последняя известная песня, «Вишня»: «Что-то князя не видать, песенки не слышно. Я его устала ждать, замерзает вишня...». Так что многие месяцы он провёл в состоянии немоты, не имея при этом постоянного жилища, места работы.

Звучит песня «Вишня» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий 1: Рок-музыка стала занятием опасным, устройство концертов - уголовно наказуемым преступлением.

Но именно тот период, а точнее 1984 год, стал самым важным годом советского (потом его назвали русским) рока. От стёба он перешёл к серьёзности.

Ведущий 2:

«Дайте мне ночь, дайте мне час,

Дайте шанс сделать что-то из нас -

Иначе всё, что вам будет слышно,

Это «что вам угодно?» -

призывал Борис Гребенщиков товарищей из «служебных комнат».

Ведущий 1: А Майк Науменко объявил о своём неучастии в общей жизни, о недвижении вперёд:

Машина обгоняет машину,

И каждый спешит по делам,

Все что-то продают, все что-то покупают,

Постоянно спорят по пустякам.

А я встречаю восход, я провожаю закат,

Я вижу мир во всей его красе,

Я удобно обитаю посредине дороги,

Сидя на белой полосе.

Ведущий 2: В тот год с роком началась борьба всерьёз, но тогда же были записаны знаковые альбомы «Периферия» группы ДДТ, «Начальник Камчатки» «Кино», «Крематорий II» «Крематория», «Нервная ночь» Константина Кинчева, дали первый концерт «Звуки Му»... В тот год рок-Россия узнала Александра Башлачёва. Пусть сначала это были несколько десятков человек.

Ведущий 1: ...Башлачёва пытались делить между собой и барды, и рокеры, запоздало включали в свой цех профессиональные поэты. На мой взгляд, как не вписывался Высоцкий в сообщество бардов, так не был там своим и Башлачёв. Он выбрал рок-культуру, когда приехал в Москву, а оттуда в Ленинград, и песни его были для той протестующей молодёжи, что томилась и перекипала в атмосфере 84-го года. Ощущение удушья, тесноты, обречённости сквозит в каждой строке «Мёртвого сезона», «Рыбного дня», «Минуты молчания», «Сегодняшний день ничего не меняет...», «Палаты № 6», «Чёрных дыр»...

Звучит песня «Все от винта!» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий 2:

Нелепо всё то, что могло нам присниться,

Но мы разрешали друг другу мечтать.

Мы ждали появленья невиданной птицы,

Способной красиво и быстро летать.

Казалось, что сказка становится былью,

И всё остальное смешно и старо,

Что птица расправит могучие крылья

И, может быть, сверху уронит перо.

Ведущий 1:

Весь мир удивится пернатому чуду,

Весь мир изумлённо поднимет лицо...

Теперь этот запах буквально повсюду,

Теперь этот запах решительно всюду...

Похоже, что где-то протухло большое яйцо.

Ведущий 2: Конечно, такие песни в то время были опасны, но как вовремя они пришли к слушателю! И дело здесь не столько в тогдашней актуальности, а, в пусть часто саркастической, но абсолютной серьёзности содержания текстов.

Ведущий 1: Для тогдашнего рока они были необыкновенно серьёзны, и, наверное, Башлачёв не только образностью, метафоричностью, скоморошеской едкой бесстрашностью, но и этой серьёзностью много дал русскому року. Быть может, и «Поезд в огне» «Аквариума», и «Настало время менять» «Алисы», и «Мы ждём перемен» «Кино», и «Круговая порука» «Наутилуса Помпилиуса», и «Конвейер» ДДТ, и череда альбомов «Гражданской обороны» вышли из тех ранних песен Башлачёва. А потом также дружно почти все рок-группы пережили «русский», «былинный» период своего творчества.

Ведущий2:Александр Башлачев - это человек, сумевший выразить дух и смысл рока в нашей стране. Поэт от бога, он должен был рано или поздно занять свое место в литературе, но сделал шаг в другой мир и из обеспеченного журналиста превратился в бродячего музыканта. Он органично вошел в рок-культуру, ни в чем себе не изменяя, - с аккустической гитарой пел сначала по квартирам и подвалам, а позже, когда "стало можно" - на Ленинградском, Черноголовском, Свердловском фестивалях. До самого последнего времени не соглашался записываться в "электричестве".

Звучит песня «Мы льем свое больное семя» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий1: Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.

Ведущий 2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, "слышать" другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

Ведущий1:Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного "Комсомольской правдой". По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.

Звучит песня «Лихо» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий2:Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

Ведущий1: Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был "на несколько этажей" выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью. "Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

Звучит песня «Грибоедовский вальс» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий2: Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

Ведущий2: В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

Звучит песня «НЕКОМУ БЕРЕЗУ ЗАЛОМАТИ» в исполнении А.Башлачева.

«Видите ли, наш учитель Козьма Прутков учил нас: "Зри в корень". И вот, если зрить в корень, корень рок-музыки - это корень человеческой души. А мы в свое время не поняли совершенно, что мы запутались в рукавах чужой формы. Я хочу сказать, что просто надо поискать корень своей души. Мы живем на русской земле и поэтому должны искать корень свой, русский, и корень, он даст ствол, а ствол даст ветви, а к ветвям подойдет музыкант. Он ветвь срежет, из коры сделает дудочку и будет на ней играть .»А.Башлачев

Ведущий 2: За считанные годы Александр Башлачев создал около шестидесяти песен, хотя некоторые из них песнями не назовешь - каждая из больших вещей Башлачева ("Ванюша", "Егоркина былина") содержит в себе целый мир, как эпические поэмы древности. Ранние песни Саши были написаны под непосредственным влиянием В.Высоцкого, А.Галича, М.Науменко ("Зоопарк"). Однако к 1984 году (время переезда в Ленинград и вступления в рок-клуб) он был уже абсолютно самостоятельным, ни на кого не похожим поющим поэтом.

Ведущий1: Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.-Булат Окуджава, 1988[1]

Звучит песня «Спроси, звезда» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий 2: «Я знаю, зачем иду по земле…» - пел Александр Башлачёв. Перед любым творением он ставил самый сложный блоковский вопрос: зачем?Зачем нужно творчество того или иного поэта, пусть каждый решает для себя сам - Башлачёв нашел свой ответ:

Чтоб в исповеди быть с любовью на равных

И дар русской речи беречь…

Душой не кривить перед каждою ямой,

И гнать себя дальше - все прямо да прямо…

Где каждому, каждому станет светло…

Лидия Дмитриевская

Отрывок из х/ф А.Учителя «Рок».

Ведущий 1: И сколько было в те 80-е годы на Руси подобных Башлачёву, но погибших, не вспыхнув, не нашедших сил и смелости разжать зубы. Наверное, гибнут они и сегодня. Гибли всегда, потому что всегда были «не ко двору эти ангелы чернорабочие».

"Есть человек поющий, рисующий, есть человек летающий, есть плавающий... А я - поющий, с гитарой... Я, конечно, пою для себя, это помогает мне жить, это делает меня, я расту".

Ведущий 2: "...Надо просто поискать корни своей души. Мы живем на русской земле, и потому мы должны искать корень свой, русский. И корень - он даст ствол, а ствол даст ветви, а к ветвям подойдет музыкант. Он ветвь врежет, из коры сделает дудочку и будет на ней играть..."

И это тоже - Башлачёв. Слушая его песни-стихи, почти фактически ощущаешь его духовную, может быть, даже генетическую связь с фольклорными русскими традициями.

Он жил на грани двух эпох, на грани допустимого в искусстве, на грани возможного в жизни совсем молодого человека. Песни Башлачёва - это и судьба его "поколения дворников и сторожей", и смех скомороха, и эхо Есенина, и хор былины.

Звучит песня «Мельница» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий 1: Недоверие, фальшь, неискренность нашей жизни стремятся заглушить авторское: "Корчились от боли, без огня и хлеба. Вытоптали поле, засевая небо. Хоровод приказов, петли на осинах. А поверх алмазов зыбкая трясина".

Ведущий 2: В трясине, образном зеркале Башлачёва, мир начала 80-х, где нельзя доверять ни словам, ни ситуациям. В самом обманчивом из миров истины только Смерть да Душа. Эти два образа пронизывают все песни Александра, начиная с самых ранних сюжетных и заканчивая последними, которые не рассчитаны на легкость восприятия. Это песни-чувства. Потому что больше всего рок-музыканты начала 80-х не желали называть вещи своими именами.

Звучит песня «Вечный пост» в исполнении А.Башлачева.

Ведущий 1: Этому было внешнее объяснение - безликость, пошлая затасканность некогда высоких слов не только на эстрадной сцене, но и на той эстраде, которую представляло все наше общество. И есть причина внутренняя. Ни Башлачёву, ни Науменко, ни Гребенщикову не надо было влезать в шкуру действующего лица - это была их собственная, очень тонкая шкура, под которой скрывалась очень ранимая, гонимая, больная душа. Они старались спрятать это, накручивая грубые, вульгарные признаки дешевого быта, шокировали массы изображением обыденной жизни. "Мы пришли, чтоб разбить эти латы из синего льда", - прозвучит позже у Башлачёва. Он говорил от лица лучших из своего поколения.

Ведущий 2: Да, Александр Башлачёв предвидел свою судьбу и пропел ее раньше, нежели умереть в неполные 28 лет. И это тоже наша очередная ужасная трагедия.

Актуальность поэзии Башлачева в том, что в ней есть то настоящее, чего в нашей жизни почти не осталось, то, что касается человеческой сути, ценности человеческой жизни. Кроме того, его поэзия вскормлена этой землей, пронизана духом нашей истории, духом нации. Чтобы иностранец мог понять, какие мы, ему достаточно послушать эти песни. Ведущий 1: От одних остаются громкие имена, толстые тома сочинений. От других - что-то неуловимое, как ветер в пустой комнате. Иногда - почти ничего. Но и те и другие достойны того, чтобы о них помнили.

Ведущий 2 :Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"), "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет".

Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав: "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"…

Звучит песня «Все будет хорошо».

Ведущий 1:"Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт" - в этих словах Высоцкого нет, по-моему, пафоса. Только горечь, граничащая с издёвкой.

Ведущий 2: "Поэты живут и должны оставаться живыми", - пел он в ответ на слова Высоцкого. И дальше:

Короткую жизнь, семь кругов беспокойного лада

Поэты живут. И уходят от нас на восьмой.

Отрывок из х/ф А.Учителя «Рок».

Ведущий 1: Термин "публичное одиночество" вспомнился мне, когда показали по телевизору концерт памяти Башлачёва. Сколько людей, оказывается, любили поэта, хотели ему помочь, тепло к нему относились. Но это не мешало Башлачёву петь такие, например, вещи:

Я с малых лет не умею стоять в строю.

Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг.

И мне надоело протягивать вам свою

Открытую руку, чтоб снова пожать кулак.

Ведущий 2: Аудитория Башлачёва - не те люди, которые могут стать плечом к плечу, выйти на улицу, скандируя любимые строчки. Его песни не звучат в исполнении застольного хора. Хоть и фольклорны они, но ни слова не выкинешь, не заменишь - уж больно всё личное. И даже на сохранившихся записях редких квартирных концертов публика всё чаще молчит, загипнотизированная поэтом.

Ведущий 1: Может, дело тут в том, что Башлачёв никогда не стремился говорить общедоступное, сторонился по возможности ёрничества и поверхностной социальности. Большинство его песен написано в жанре исповеди, бесконечно далёкой, кстати, от показной исповедальности, вошедшей тогда, на волне перестройки, в моду. И от эффектного разрывания рубашки на груди, которое казалось Башлачёву безвкусицей.

Исповедь как-то не располагает к публичности. Цель её - вычерпать до дна мутную воду своих сомнений.

Любимой группой Александра Башлачева была "Дорз". Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет. Считается, что это - роковая дата для многих поэтов, артистов, музыкантов.

Ведущий 2: Башлачев оказался болен тем, что называется перфекционизмом - навязчивым и неудовлетворенным стремлением к совершенству. К тому же, он плохо шел на компромисс, в первую очередь, с самим собой. То ли сказался слишком быстрый старт, то ли в своем творчестве он узрел что-то не то… Не проходит и двух лет, как Башлачев начинает сомневаться в надобности своего дела (надобности не кому-то, а вообще). Он испытывает постоянную творческую неудовлетворенность, сетует на то, что его песням не хватает мелодичности. А с мая 1986 года нам не известен ни один новый текст его песен. «И труд нелеп, и бестолкова праздность, И с плеч долой все та же голова , Когда приходит бешеная ясность, Насилуя притихшие слова».(А. Башлачев)Внутренний творческий и психологический кризис совпал с бытовой неустроенностью.

Звучит песня «Поезд».

Ведущий 1:Башлачёв жил в таком напряжении, что истощение не могло не наступить. Он отдал слишком много и слишком быстро. Да и вообще чудо не может длиться всегда и тем более - стать профессией. Чудо длится мгновение - жизнь многим дольше. Как и память о чуде.

Ведущий 2: "Я знаю, - говорил Башлачёв, - душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит на небесах энергия памяти". Эта "энергия памяти" и есть, наверно, любовь. "Нет тех, кто не стоит любви", - поётся в одной из лучших его вещей. Действительно, таких людей нет.

Звучит песня «Как ветра осенние».

Ведущий 2: А теперь давайте прикоснемся к «душе» Поэта (выберите любой текст песни А.Башлачева и попробуйте проанализировать).

Учащимся раздаются тексты песен А.Башлачева.



















7


© 2010-2022