Подготовка к сжатому изложению

  Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации. Экзаменационная работа состоит из 3х частей.      Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту. Такая форма требует не просто мобилизации п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственная итоговая аттестация в 9 классе по русскому языку. Подготовка к сжатому изложению.

Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации.

Экзаменационная работа состоит из 3х частей.

Первая часть работы - это написание сжатого изложения по тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделать в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второcтепенное. Т.е сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

Комплекс этих умений обеспечивается в курсе русского языка работой по развитию речи. При этом востребованными оказываются не репродуктивные а продуктивные коммуникативные умения и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства способные связанно и кратко передать полученную информацию.

Написание сжатого изложения предполагает сокращение второстепенной информации . Основным условием успешного написания этой речевой задачи является полноценное понимание исходного текста. А подготовка к этому тексту начинается с 5 класса.

Уже в 5 классе учащиеся обязаны удвоить следующие знания: что такое стили речи(разговорный, художественный, научный), основная мысль текста(умение редактировать текст в соответствии с данными замечаниями), типы речи(повествование, рассуждение, описание, схемы сочинений разного типа речи), ключевые слова, знакомятся с такими средствами выразительности, как метафора, эпитет, олицетворение.

7 класс. Узнают, что такое текст, знакомятся со средством связи предложений в тексте, что такое абзацы или микротема; получают представление получают представление о публицистическом стиле. Учатся сравнивать тексты разных стилей, строят тексты разных типов речи, расширяют представление о выразительных средствах языка (инверсия, гипербола, гротеск)

8 класс. Учить лексическому разбору текстов разных стилей. Для этого найти в тексте:

- ключевые слова (словосочетания) - слова, употребленные в переносном значении - синонимы, антонимы, омонимы - слова стилистически окрашенные - заимствованные, архаизмы, неологизмы - профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы

Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию

- уточнить значение ряда слов,

- подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова

- показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте вязь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных))

Например. Текст записывается или задается готовый.

Задания.

  1. Определить тему и основную мысль

  2. Составьте план

  3. Определите стиль теста (или докажите что это публиц. стиль)

  4. Попробуйте объяснить, почему в тексте так много сложных предложений

  5. Найдите пример сложноподчиненных предложений

  6. Объясните знаки препинания во 2-ом абзаце.

  7. Подготовьте пересказ текста и т.д

Для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.

Основные виды сжатия текста:

  1. Исключение (вводные слова, однородные члены, повторения, однотипные предложения, цитаты, пояснения, рассуждение, описание)

То есть: выделить главное, убрать ненужные подробности, детали. Объединить полученное используя основные средства связи между предложениями.

«Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в самом тебе» (22 слова)

Избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, и смысл предложения не изменится.

«Сказка живет везде, во всем» (5 слов)


  1. Обобщение (объединение)

- парцеллированных предложений, - ряда предложений, связанных одной мыслью, -частей предложений, - конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

«Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты сможешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый сможет победить сильного, но хмурого» (30 слов)

«Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды» (7 слов)

  1. Замена

- однородных членов обобщающим словом, - сложного предложения - простым, - ряда предложений - общим понятием или выражением, - части текста - одним предложением.

При замене необходимо:

- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно скрепить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением т.д - сформулировать получившееся предложение

«Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.» (12 слов)

«Сказки любят все» (3 слова)

Можно использовать сочетания, исключения и обобщения или исключения и замены.

Что нельзя удалять из теста.

  1. Основные детали, помогающие понять авторскую идею.

  2. Аргументы автора, используемые для доказательства основной мысли

Памятка.

Как работать над жатым изложением.

При первом чтении:

  1. Прослушать текст, чтобы понять содержание.

  2. Определить тему(о чем текст), идею(чему учит)

  3. Запомнить последовательность событий, рассуждений и определить ключевые слова.

  4. Оставить подробный план, выделить микротемы каждой части, озаглавить

  5. Записать названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов

Поле второго чтения:

  1. Разделить текст на смысловые части,

  2. Начать работу по компрессии текста

Помнить: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во все тексте в целом, а для этого исключить второстепенное, обобщить единичные факты, заменить конкретное обобщающим. Стараться сохранить особенности языка, использовать авторские ключевые слова.

Написав сжатое изложение каждой части, нужно вязать их между собой, чтобы получился текст.

Виды работ на уроке.

  1. Свободный диктант.

  2. Из «перепутанных» предложений собрать текст.

  3. Найти лишнее слово в ряду синонимов.

  4. Сочинение по опорным словам.

  5. Сочинение по данному началу.

  6. Пересказ текста по опорным словам.

  7. Определить стиль текста.

  8. Определить тип речи.

  9. Определить идейный смысл прослушанного текста.

  10. Составить план данного текста(назывной или вопросный, или тезисный)

  11. Из указанного текста выписать ключевые слова

  12. Работа с текстом

    Исходный текст

    Прием сжатия

    Сжатый текст

    На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые колокольчики.

    Замена

    (упрощение)

    На лугу росли цветы.

© 2010-2022