Урок русского языка по теме «Орфоэпия» (5 класс)

Урок обобщения и систематизации изученного материала в форме игры включает в себя множество методов и приёмов. Их выбор зависит конкретно от урока, подготовленности суворовцев, опыта учителя. Важно, чтобы цели, поставленные на уроке, были достигнуты и способствовали дальнейшему умственному, эстетическому, нравственному развитию суворовцев. Использование презентации, выполненной в программе Microsoft Office Power Point, а также тестов, терминологического диктанта, карточек, заполнение таблицы ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение


«Уссурийское суворовское военное училище»

Министерства обороны Российской Федерации»


УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель (руководитель дисциплины) отдельной дисциплины (русский язык и литература)

О.Муравьев

« 06 » декабря 2012 г.






План - конспект

открытого урока по предмету русский языку

для суворовцев 1 курса 6 роты 3 взвода

по теме «Орфоэпия».

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Симакова Т.И.















г. Уссурийск

2012 г.

Методическое обоснование


Местоположение темы открытого урока в поурочном плане. Данный урок из раздела «Фонетика» является одним из уроков повторения и закрепления изученного за курс начальной школы и уроков в 5-ом классе. На данную тему отведен 1 час.

Внутрипредметные связи. Урок тесно связан с лексикой, закрепляет принципы русской орфографии, помогает решить главную задачу повторения и закрепления навыков грамотного письма и произносительных литературных норм.

Межпредметные связи. Используемый материал связан с литературой, историей развития языковых норм, произношением иностранных слов.

Методическая цель: показать методику применения здоровьесберегающих технологий и индивидуально-дифференцированного подхода.

Учебные цели урока: познакомить с термином "орфоэпия", формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте; обогащать словарный запас суворовцев;

Воспитательные цели урока: приучать суворовцев работать в коллективе (социализация личности); воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие цели урока: развивать логическое мышление, умение монологического высказывания.

Материальное обеспечение урока: Учебник, компьютер, рабочая тетрадь, карточки, листы учёта знаний, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения, приложения, презентация, кадры из кинофильма, песенка из Радионяни, словари, видеофильм из суворовской жизни.

Виды и методы обучения, используемые на открытом уроке.

На уроке используются следующие методы:

  1. Словесный (вид метода - беседа позволяет активизировать работу суворовцев, выяснить степень усвоения материала, закрепить и повторить изученное; - слово учителя и сообщение суворовца направлены на систематизацию и обобщение материала, подачу исторических справок; - работа с учебником помогает суворовцам самостоятельно подбирать необходимый материал).

  2. Репродуктивный (позволяет повторить и закрепить изученные правила через Презентацию).

  3. Частично-поисковый метод (помогает углубить знания).

  4. Метод языкового анализа (позволяет привить бережное отношение к родному языку).

  5. Объяснительно-иллюстративный (способствует активизации и развитию зрительной памяти).

Общие методические рекомендации (для преподавателей) при подготовке открытого урока с использованием данного вида обучения.

Урок обобщения и систематизации изученного материала в форме игры включает в себя множество методов и приёмов. Их выбор зависит конкретно от урока, подготовленности суворовцев, опыта учителя. Важно, чтобы цели, поставленные на уроке, были достигнуты и способствовали дальнейшему умственному, эстетическому, нравственному развитию суворовцев. Использование презентации, выполненной в программе Microsoft Office Power Point, а также тестов, терминологического диктанта, карточек, заполнение таблицы на уроке по повторению и обобщению материала дает возможность максимально сократить время на проверку выполнения заданий без ущерба для ее качества, позволяет продемонстрировать обучающимся актуальность и практическую значимость данного урока в 5 классе для дальнейшей работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.








УВЕРЖДАЮ

Преподаватель (руководитель дисциплины)

отдельной дисциплины (русский язык и литература)

О.Муравьев

« 06 » декабря 2012 г.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока: Орфоэпия.


Цели урока:

1.Образовательные:

- систематизация и обобщение теоретических знаний, знакомство с термином "орфоэпия", формирование навыка правильной речи (нормы ударения и произношения), дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте; обогащение словарного запаса суворовцев;

2. Развивающие:

- развитие мыслительных навыков и познавательных умений, орфографической зоркости через практическую деятельность, отработка практических умений и навыков учащихся 5-ых классов по решению тестов по теме "Орфоэпия".

3. Воспитательные:

- воспитание уважения к литературным произносительным нормам русского языка и желания добиться высокого уровня грамотного письма и речи.

Форма урока

Игра-путешествие

Материальное обеспечение урока:

Учебник, компьютер, рабочая тетрадь, карточки, листы учёта знаний, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения, приложения, презентация, кадры из кинофильма, песенка из Радионяни, словари, видеофильм из суворовской жизни.

Методы работы:

1.Словесный

2.Репродуктивный

3.Частично-поисковый

4.Метод языкового анализа

5.Объяснительно-иллюстративный

Ход урока:

Этапы урока

Время

Работа суворовцев

1.

Организационный момент.

2.

Проверка подготовленности суворовцев к занятию (опрос по пройденному материа-лу). Объявление темы и целей урока.

Слайд №1 Эпиграф.

Язык наш… создан для искусного чтения,

заключая в себе все оттенки звуков и самые

смелые переходы от возвышенного до

простого в одной и той же речи.

Н.В.Гоголь

Слово преподавателя.

- Здравствуйте, ребята. Как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.

Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф к уроку. Прочтите его внимательно и попробуйте объяснить.

- Ребята, вы любите мечтать?

-Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю». Приложение 2.

- Сегодня на уроке русского языка я предла-гаю отправиться в космическое путешествие. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинст-венный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

В космос летят… космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонав-ты-лингвисты. А кто такие лингвисты?

- Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей - держим курс на космическую территорию Фонетики и Орфоэпии.

Хочу сообщить, что в центре управле-ния полётом за прохождением нашего путе-шествия наблюдают учёные-эксперты - гости на нашем уроке.

Руководство полётом разрешите взять на себя.

Ребята, сегодня на уроке у нас будет 2 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал (Приложе-ние 2), в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. Также хочу заметить, что за успеш-ное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почёт-ную книгу космических достижений (журнал).

Слайд №2

Работа в тетради.

-Внимание, экипаж! Записать: число, классная работа, тема урока в свои личные бортовые журналы.

В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «Фонетики и Орфоэпии»…

-Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).

Каждое путешествие имеет свои этапы про-хождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

1 этап «Подготовка к полёту». Проверка самоподготовки.

Слайд №3

- Путешественник, намечая маршрут, уже что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о Фонетике.

Беседа.

-Что же изучает фонетика?

-Придумайте слова с корнем - фон- и запи-шите их в свои личные бортовые журналы.

(Фонема, фонограмма, фонотека, телефон, смартфон, патефон, магнитофон)

- Теперь проверим наш космический ко-рабль. Ракета взлетит, если заполним её от-секи основными понятиями, изученными по теме нашего урока.

Терминологический диктант.

- Я буду зачитывать развёрнутые определе-ния, а вы отвечать одним словом и записы-вать его в личные бортовые журналы. А по-том мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.

1. Звуки речи делятся на…(гласные и соглас-ные)

2. Гласные бывают…(ударные и безударные)

3. Буквы, расположенные в определённом обязательном порядке, cоставля-ют…(алфавит)

4. В русском алфавите насчитывается … -(33) буквы

Слайд №4 Самопроверка

-Кто без ошибок? (звёздочка).

-Итак, к полёту всё готово. Взлетаем!

Видео о Гагарине






1 мин



1 мин

3 мин















5 мин





Суворовцы отвечают на вопросы

Читает суворовец



Суворовец:

Лингвисти-ка языко-знание. Значит, лингвисты - знатоки языка.





Записывают в тетради тему

урока.


Ответы суворовцев





Участвуют в беседе



Выполняют в тетрадях терминоло-гический диктант


Самостоя-тельно про-веряют и оценивают свою рабо-ту

3.

Изложение нового материала.

- Наш космический корабль направляется к планете под названием "Орфоэпия".

Работа с учебником.

- Откройте учебник (стр. 128, §62) и прочи-тайте определение термина "орфоэпия".

Слайд №5.

-Что же явилось основой русского литератур-ного произношения?

Сообщение суворовца. Приложение 3.

2 этап «Ориентирование по маршрутному листу» Слайд №6.

- В космосе нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране русского языка, нашим ориентиром будет компас, а чтобы он показал нам направление движения, нужно подобрать к нему ключ.

Отгадайте загадку. Слайд №7.

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! - и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный замок,

И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

Слайд №8.

Слово преподавателя. (Коротко)

Слайд №9.

- На доске написаны 2 слова стрелки и гвоздики. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете?

(В каждом слове скрыто два, которые пишут-ся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на раз-ные слоги: стрелки (часов) - стрелки (воен-ные), гвоздики (железные стержни) - гвозди-ки (цветы).

- Мы видим, что очень важно правильно по-ставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Например:

На путях я вижу сорок

Резко скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

- Сделаем вывод: Слайд №10

Ударение в русском языке помогает разли-чать разные слова.

Слайд №11

-Есть в языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните эти слова. Приложение 4.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в сло-вах. А помогут нам:

1) Словарь в учебнике "Произноси правиль-но", стр. 299, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный…(Каталог)

Работа со словарями.

- Давайте вспомним, как работать со слова-рем. По какому принципу расположены слова в словаре?

Буквы - значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все…(Алфавит)

Выполнение упражнений. Слайд №12.

- Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Алфавит, каталог, звонит, торты, красивее, щавель, цемент, средства, километр, документ, свекла, начала, досуг.

- Теперь будем произносить эти слова пра-вильно. Мы справились с этим заданием. Молодцы, продолжим!

- Ой, что это? Что-то непонятное. Черный ящик… (Из черного ящика достается книга и пластинка с песенкой из передачи Радионяня)

Прослушивание песни об ударениях.

- Есть в русском языке слова, в которых допустимо два варианта ударения. Какое из этих слов встретилось в песне? (Творог - тво-рог)

- Какие нормы произношения мы ещё должны знать?

Сообщение суворовца. Слайд № 13

Приложение 5.

Слайд № 14

Выпишите слова, в которых произносится [шт] и [шн]:

Удачный, что, конечно, точечный, скучно, скворечник, точно, двоечник, Ильинична.

Слово преподавателя.

-В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова. Но перед такой кропотливой работой нужно немного отдохнуть, приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физкультминутки. Слайд № 15

Физкультминутка.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен -

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

Распределительный диктант. Слайд № 16

- Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

Таблица

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

3. Знак препинания. (Ти[рэ].)

4. Плавучая ледяная гора. (Айс[б`э]рг.)

5. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

6. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

7. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

8. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

9. Гостиница. (О[тэ]ль

3 этап «Космическое послание» Слайд № 17

- Что это?! На нашу электронную почту пришло космическое послание.

Видео «Сценки из суворовской жизни»

- Какие слова произнесены были неправильно?

Конкурс капитанов

У доски 2 учащихся выполняют задание Слайд № 18

Приложение 6.

Подчеркните слова, в которых согласный перед Е произносится твердо:

Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета.

Задание всем Слайд № 19

На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)

Фонетика, партер, шоссе, свекла, каталог, досуг, километр, Ильинична, красивее, булочная, музей, что, чтобы, конечно, скучный, скворечник, яичница, ателье, кашне, модель, столяр.

-В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Но иногда бывает и так…

Фильм с участием Р. Быкова.

-Точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки).

Упражнения по произношению скороговорок Слайд № 20

- Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой-нибудь планеты инопланетян.

А теперь приступаем к выполнению коллективного задания. Конкурс дикторов

У каждого экипажа на столах лежит текст. Сейчас совместно, коллективно попытайтесь, расставив ударение, прочитать его. Экипаж, который справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой, и высылает к доске представителя.

Приложение 7.

ТЕКСТ 1

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден.

ТЕКСТ 2

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.


1 мин


2 мин



1 мин.




1 мин






1 мин


2 мин





3 мин





3 мин


2мин

2 мин




1 мин



2мин

Работают с учебником


Слушают сообщение



Отгадывают загадку


Слушают преподава-теля, просматри-вают слайд

Отвечают на вопрос, анализиру-

ют




Делают вывод

Читают и запоминают слова.


Работают со словарями




Выполняют письменно упражнение



Прослуши-вают пес-ню, отвеча-ют на воп-рос, делают вывод

Сообщение суворовца

Записывают в тетрадь, взаимопро-верка






Заполняют таблицу в тетради




Просматри-вают видеофильм

2суворовца работают по карточкам у доски


Взвод работает устно



Просматри-вают кадр из кинофильма

Выполняют упражнения по произноше-нию скорогово-рок

Групповая работа

5.

Задание на самоподготовку:

4 этап. «Возвращение на Землю. Адаптация

космонавтов» Слайд № 21

- Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!

Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация - приспособление организма к изменившимся условиям.

Слайд № 22

- Адаптация будет происходить уже на самоподготовке. §62, выуч. слова в рамках, упр.312 (письм). Напишите небольшое сочинение на тему « Зачем нужно изучать науку орфоэпию»*


1 мин.







Записыва-ют в днев-ники

6.

Подведение итогов урока.

5 этап «Итоговая конференция» Слайд № 23

- После полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция - совещание группы людей по какому-либо вопросу.

- Итак, обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

«ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА - ВСЛУШАЙСЯ В ЕГО РЕЧЬ»

-Как вы это понимаете, и как это связано с темой урока? Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения.

И в заключении хотелось бы сказать об ученом, совершившем переворот в лингвистической науке 19 века: И.А.Бодуэн де Куртенэ. В 20 веке продолжателем его школы был Л.В.Щерба. Слайд № 24, 25, 26 Приложение 8.

- Отметим самых активных космонавтов. Ребята, поднимите, пожалуйста, свои звёзды. Посмотрите, как их много, как они сверкают. Я надеюсь, что вы будете блистать своими знаниями также ослепительно, как эти звёзды!

Звучит песня «Земля в иллюминаторе»

Рефлексия.

Изобрази настроение. Слайд № 27

- Мне очень хочется узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас - три жетона: один - с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию. Приложение 9.

Наше космическое путешествие состоялось!

Спасибо за ваше усердие и старание!


3 мин.



Отвечают на вопросы



Просматри-вают слай-ды

Подсчёт звёздочек. Оценки


Выражают собствен-ное мнение.

Поднима-ют один из смайликов.

Преподаватель ________________/Симакова Т. И./

( подпись, и.о. фамилия )

© 2010-2022