Урок письма для 8 класса «Письмо на орбиту»

Добрый день! Вниманию своих коллег хочу предложить урок на тему «Письмо на орбиту», который я провела в 8 классе. Занятие было посвящено Году российской космонавтики.  По моему мнению, подобный урок очень важен для детей, т.к. он позволяет повысить интерес к эпистолярному жанру, к услугам почтовой связи. Весьма полезен он и с точки зрения общего развития детей.       На уроке я вовлекла учащихся в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, сравнение), использовала современные технологии обучения.     Думаю, что мне удалось создать атмосферу сотрудничества. Возможно, кто-то воспользуется моей разработкой урока, так как он построен в форме диалога учителя с учениками.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: «Письмо на космическую орбиту»

Цели:

  • углубить знания об эпистолярном жанре;

  • повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи;

  • развивать навыки сочинительства и умения выражать свои мысли письменно.

Задачи:

  • расследовать историю возникновения космической почты;

  • узнать о современных формах общения людей;

  • представить ученикам письмо как средство передачи внутреннего мира человека.

Оборудование:

  • раздаточный материал (текст Бориса Кисина «Почтовая связь в космосе», письмо летчика-космонавта СССР Г.Титова учащимся школы №52 Калининского района г.Уфы.);

  • презентация «Письмо на орбиту»;

  • видеоролик «Мир космоса» video.sibnet.ru/video45209;

  • высокоскоростной Интернет (работа на сайтах federalspace.ru (Федеральное космическое агентство), space-museum.ru (Мемориальный музей космонавтики);

  • аудиозапись песни «Трава у дома» группы «Земляне»

Ход урока: 1. Слово учителя. (Вызов интереса).

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем урок письма. И все мы уже знаем, что 2011 год объявлен годом Космонавтики. Прошло 50 лет, как первый космонавт проложил путь в мир неизведанного, в мир прекрасного. Возникает вопрос: что общего между космосом и обычным почтовым письмом? А для начала предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик «Вид Земли из космоса». Посмотрев его, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Может ли существовать в этом бескрайнем пространстве космическая почта?»

Просмотр видеоролика. Открывается страничка video.sibnet.ru/video45209

После просмотра учащиеся отвечают на вопрос учителя.( Учащимся сложно представить, что в космосе может работать почта. Ведь существует видеосвязь.)

Постановка целей и задач урока. Цели:

  • углубить знания об эпистолярном жанре;

  • повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи;

  • развивать навыки сочинительства и умения выражать свои мысли письменно

Задачи:

  • расследовать историю возникновения космической почты;

  • узнать о современных формах общения людей;

  • представить ученикам письмо как средство передачи внутреннего мира человека.

2.Работа с текстом. (Погружение в тему).

Используется текст Б.Кисина «Почтовая связь в космосе» (учителем подготовлены иллюстрации к содержанию текста)

1) Выразительное чтение текста.

Почтальоны делают свое дело не только на земле. Появились они и в космосе. С космического корабля «Союз-5» на корабль «Союз-4» летчики-космонавты Е.В.Хрунов и А.С.Елисеев принесли письма и газеты для летчика-космонавта В.А.Шаталова. На встрече с экипажами звездных кораблей начальник Главного почтового управления Министерства связи вручил космонавтам удостоверения и значки почтальонов. Космонавты попросили, чтобы для удобства передачи почты в космосе при следующих полетах были изготовлены специальные сумки.

Когда пребывание в космосе стало измеряться месяцами, почтовая связь стала успешно развиваться. Дважды во время этого полета на борт станции через экспедиции-посещения передавалась космическая почта, и было открыто регулярное почтовое обращение на трассе Земля - Космос и Космос - Земля. Космонавты получали не только заказные и простые письма, но и многочисленную служебную корреспонденцию, газеты и бандероли.

Начальником первого космического отделения связи стал Г.М.Гречко. Ему вручили официальные полномочия от Министерства связи и специальный штемпель гашения. Первое письмо, отправленное из просторов Вселенной, было адресовано в Ленинград, в Музей связи имени А.С.Попова. После посадки «Союза-28» почтовый штемпель был отправлен в Москву, где на Главном почтамте им проводилось гашение. На корреспонденции, привезенной на Землю, ставился удостоверяющий штемпель «Космическая почта. Доставлено кораблем «Союз». Письма обрабатывались на космодроме Байконур и доставлялись адресатам.

Б.Кисин. 1969 год

Объяснение слов. Гашение - (гасить) - делать недействительным для дальнейшего употребления.

Ленинград - ныне Санкт-Петербург

Справка.

Борис Моисеевич Кисин - писатель, автор книги «Страна Филотелия» .

Влади́мир Алекса́ндрович Шата́лов (8 декабря 1927, Петропавловск, Акмолинская губерния, Казахская АССР, РСФСР, СССР) - советский космонавт № 13, генерал-лейтенант авиации. Дважды Герой Советского Союза. Один из кратеров на обратной стороне Луны назван его именем.

Алексе́й Станисла́вович Елисе́ев, (родился 13 июля 1934(19340713) в г. Жиздра, ныне Калужской области) - советский космонавт № 16, дважды Герой Советского Союза.

Евге́ний Васи́льевич Хруно́в - советский космонавт №16, родился 10 сентября 1933 г. в д. Пруды Воловского района Тульской области, Герой Советского Союза

Гео́ргий Миха́йлович Гре́чко (род. 25 мая 1931, Ленинград, СССР) - советский космонавт, дважды Герой Советского Союза

Вопросы по тексту:

- Можно ли писать письма в космос?

-Когда появилась почтовая связь в космосе?

- Назовите первых почтальонов.

-Где хранится первое письмо, отправленное в просторы Вселенной?

3. Работа в группах. Каждая группа отвечает на следующие вопросы.

- Что такое письмо?

Письмо - это текст.

Письмо - это общение и передача информации на расстоянии и во времени

Письмо - совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение.

Письмо передает наши чувства и эмоции.
- Вспомните, как давно вы в последний раз писали письмо? И зачем писать, если можно позвонить?

Письмо - это суть того, что вы хотели сказать, но при этом развернутая смыслом, которого вы при всем желании не сможете внушить за 5-10 минут разговора по телефону, когда поток информации и обмен эмоциями идет обоюдный и встречный.
Написать письмо другу (особенно на бумаге!) - это словно открыться ему «с другой стороны». Даже по тому, как пишет человек письмо, с какими выразительными словами и эмоциями, уже тогда можно понять, каков он внутри.
Большинство из нас уже забыли, как писать такие письма, как выражать чувства на бумаге с помощью головы и ручек. Мы предпочитаем писать в «контакте», с двумя-тремя предложениями, без всяческих описаний и размышлений. Прямые новости, ничем не обусловленные. Но всё равно практически у каждого наступает такой период, когда хочется сесть в мягкое кресло, где так уютно, когда на улице зима, а в доме тепло и комфортно, когда хочется взять бумагу и написать письмо родственнику или другу. А можно написать в космос, чтобы пообщаться с космонавтами.

Письмо - это словно наше второе Я. И если вы пишете письмо человеку, то вы должны полностью быть уверены в своих словах, фразах и предложениях, как будто вы говорите с этим человеком напрямую.

- А что же можно написать в письме?

Информация о сегодняшнем дне? Неделе?... Нет! Ведь это будет обычный рассказ.

4. Знакомство с письмом летчика-космонавта СССР Г.Титова учащимся школы N52 Калининского района г.Уфы.

Ребята создали в школе музей имени Юрия Гагарина. Узнав об этом, Герман Титов написал:

Дорогие ребята!

От души приветствую ваше желание добрыми делами и старательной учебой оправдать честь быть юными гагаринцами.

К тому, что вам известно о Юрии Алексеевиче, я хотел бы добавить несколько слов.

Мне по совместной роботе с Юрием Алексеевичем всякий раз приходилось чувствовать его дружеское участие в наших тренировках, необходимую помощь в трудные минуты.

Молодым рабочим парнем пришел он в авиацию. Свойственное ему трудолюбие, настойчивость позволили Юрию Алексеевичу стать отличным летчиком и быть принятым в отряд советских космонавтов.

После своего полета он еще с большим старанием овладевал знаниями, готовился к новому полету и в то же время был непременным участником в подготовке других космонавтов, провожал нас в космос и встречал при возвращении.

Имя Гагарина известно миллионам людей. Все, кто с ним встречался, навсегда сохранят его образ - советского человека, вдумчивого, спокойного и скромного, готового на подвиг во имя Родины.

Мы являемся свидетелями продолжения исследования космоса. Новые корабли и новые космонавты идут по космическим трассам. В длительной работе на орбите космонавты обогащают науку новыми открытиями, которые будут сейчас все больше использоваться в народном хозяйстве.

Желаю вам успехов в учебе, спорте, крепкого здоровья и счастья.

Летчик-космонавт СССР Г.Титов.

9.10.1980г.

- Скажите, пожалуйста, из скольких частей состоит письмо? (Зачин, информационная часть, концовка)

- Давайте найдем эти части и определим особенности каждой из частей.

Музыкальная физкультминутка. («Трава у дома» Земляне)

Разминка "Подготовка к полету".

Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох - руки вверх, выдох - руки вниз.)

5.Сообщение учителя (открывается страничка официального сайта Роскосмоса federalspace.ru). Сегодня космонавты побуждают детей забыть об Интернете и писать настоящие письма на бумаге. Вы все можете написать письмо экипажу МКС, на сайте Роскосмоса.

Акция «Почтовый ящик МКС» проводится пресс-службой Роскосмоса в рамках празднования 50-летия полета Юрия Гагарина.

В этом разделе официального сайта Федерального космического агентства российские космонавты рассказывают о своей работе и жизни на Международной космической станции, о подготовке к полету и о многом другом.

Любой посетитель сайта может через "Комментарии" или электронный адрес пресс-службы Роскосмоса [email protected] написать письмо космонавтам. Ответы будут публиковаться в разделе "Почтовый ящик МКС".

А авторы самых интересных писем могут получить уникальный приз - звонок с орбиты! Необходимо только написать номер своего телефона.


Напомним, что в настоящее время вахту на российском сегменте МКС несут Александр Калери, Олег Скрипочка и Дмитрий Кондратьев.
Придумайте лучшее письмо на орбиту - и, может быть, именно вам повезет услышать по телефону: «Здравствуйте! Вам звонят из космоса!».

В Мемориальном музее космонавтики, который находится в городе Москве, есть настоящий почтовый ящик космонавтов.(Работа на сайте музея space-museum.ru)

6. «Пишу письмо космонавту…»

Учащиеся работают в группах, пишут коллективное письмо, обращенное к космонавтам, работающим на МКС.

1 группа. Хочу спросить…

2 группа. Хочу рассказать…

3 группа. Хочу познакомить…

Вот некоторые цитаты из писем:

«Уважаемые космонавты! Вас приветствуют учащиеся 8 класса МОУ СОШ №2 г.Ядрин Чувашской Республики. Мы очень рады, что появилась возможность оправить к Вам письмо в космос. Решили обязательно воспользоваться этим. Пользуясь случаем, хотим Вам рассказать немного о нашей школе. Школа у нас самая замечательная. В этом году здесь проходят разные мероприятия, посвященные Году космонавтики. Мы узнали много интересного о космосе, о профессии космонавта, о новых открытиях…»

« Дорогие космонавты МКС! …Хотим познакомить Вас с интересным учеником нашего класса. Зовут его Мужецов Максим. Он очень любит читать книги и владеет большой информацией о космосе. Его места - встретиться с российскими космонавтами. Максим твердо решил, что после школы он будет много учиться и обязательно запишется в отряд, в котором готовят космонавтов. Наш одноклассник интересуется биографией Юрия Гагарина, хочет быть таким же мужественным, отважным, стойким, смелым, как он. А ещё он очень хочет встретиться с Вами, побывать на космическом корабле. Возможно ли это?..»

«Дорогой Александр Калерии! От души передаем Вам земной привет!... Нам бы очень хотелось узнать, как космонавты спят в невесомости. Наверное, к этому привыкнуть нельзя. … В последнее время на нашей планете происходят разные катаклизмы и катастрофы. Изменилась ли наша земля в связи с этим? Наблюдаете ли Вы какие-нибудь изменения?..»

« Дорогой Олег Скрипочка! …Решили написать к Вам письмо, потому что на уроке русского языка мы проходили тему «Письмо на орбиту». Нас очень заинтересовала эта тема… Мы хотим Вас познакомить с нашей любимой учительницей Воронковой Ниной Васильевной. Она очень интересно рассказывает про космос, показывает разные видеоролики и фотографии. И нам кажется, что она очень мечтает полететь в космос. Наверное, ей было бы очень интересно посмотреть на землю свысока. Что Вы думаете по этому поводу? Мы очень надеемся получить от Вас ответ на наше письмо»

7. Рефлексия. Что нового для себя Вы узнали на уроке? Какое у Вас сейчас настроение? Какие ощущения я испытывал в течение урока?

Домашнее задание: написать письмо на космическую орбиту.





5

© 2010-2022