Урок в 9 классе РЯ по теме Предложения с разными видами связи

Урок русского языка в 9 классе по теме «Предложения с разными видами связи» Цели: ·         Познавательные: o    актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи; o    отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора); o    научить обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака. ·         Развивающие: o    научить осуществлять основные мыслительн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе по теме «Предложения с разными видами связи»

Цели:

  • Познавательные:

    • актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи;

    • отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора);

    • научить обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака.

  • Развивающие:

    • научить осуществлять основные мыслительные операции;

    • развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

    • развивать потребности к речевому самосовершенствованию.

  • Воспиттательные:

    • воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом,;

    • воспитание бережливости, сострадания к живой природе;

    • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

    • воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

  • Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.

  • Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

Мотивация.

Слово учителя: Сегодня урок совершенствования знаний, умений, навыков. Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста Добиаша : «…задача синтаксиса состоит в уразумлении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли» Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?

Ученики выдвигают предположения:

- Чтобы мы могли строить сложные мысли.
- Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.

Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. То есть целью сегодняшнего нашего урока будет являться актуализация и закрепление знаний по теме «Сложное предложение»


III. Проверка домашнего задания.

Ученики разбиваются на две группы.

  1. Опрос команд на знание терминов, связанных с темой «Сложное предложение». Каждая команда по очереди называют термины. Опрос заканчивается, когда участники больше не могут вспомнить терминов. За каждый правильный ответ команде засчитывается один балл.

  2. Блиц-опрос каждой команды (по одному участнику от каждой команды). Время - 1 минута. (За каждый правильный ответ - 1 балл)

Вопросы:

  1. Какое предложение называется сложным?

  2. Какое предложение называется простым?

  3. Что такое ССП (сложносочиненное предложение)

  4. Что такое СПП (сложноподчиненное предложение)

  5. Что такое БСП (бессоюзное сложное предложение)

  6. Если в предложении нет одного из главных членов предложения, то как оно называется?

  7. Какие вы знаете односоставные предложения?

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

Учитель: Сегодня мы с вами завершаем изучение такого раздела языкознания, как синтаксис. Тема нашего урока - сложное предложение с разными видами связи. Нам предстоит выполнить синтаксический анализ сложного предложения со всеми видами связи.

V. Закрепление знаний. (Работа в контенте «Сетевая дистанционная школа Телешкола»

(Слайд №3)

Задания распределяются по командам:

1 задание:

  • 1 команда: модуль 22, тест 3

  • 2 команда: модуль 22 тест 4

2 задание:

  • 1 команда: модуль 22, задание ГИА\ЕГЭ 1

  • 2 команда: модуль 22, задание ГИА\ЕГЭ 2

3 задание:

  • Модуль 22, задание ГИА\ЕГЭ 3 выполняется на время (кто быстрее сделает)

Оценивание: 1ая попытка - 3 балла, 2ая попытка - 2 балла, 3я попытка - 1 балл, 4ая - 0 баллов.

4 задание:

  • 1 команда: модуль 23, тест 2, 5

  • 2 команда: модуль 23, тест 3,7

Оценивание прежнее.

5 задание. (Слайды 4 - 5)

Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Учитель. Перед вами небольшой текст. Если бы вы были редактором журнала, отправили бы его в печать? Обсудите текст товарищами, подумайте и обоснуйте свой ответ. Отредактируйте текст, замените эти 5 предложений одним СП с различными видами связи, осложненным обособленным членом предложения. Какие виды связи вы использовали?
Учащиеся переносят приобретенные знания в нестандартную ситуацию. Отрабатывается умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить. (Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить)

6 задание. (слайды 6 - 7)

(1)Что такое красота (2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое (3)Можно ли оценить красоту (4) Меняются ли со временем представления о красоте

(5)Часто мы называем красивым то что соответствует нормам и идеалам нашего времени (6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои

(7) Но есть красота нетленная непреходящая к которой человечество обязательно возвращается (8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... (9)Я огорчаюсь всякий раз когда слышу фразу На вкус и цвет товарищей нет...(10)Как раз обратное - удивляешься тому как много людей одинаково оценивает красоту.

Задание: расставить знаки препинания. (За каждый правильный - 1 балл, за каждый неправильный - минус балл)

(1) Что такое красота? (2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое?

(3) Можно ли оценить красоту?(4) Меняются ли со временем представления о красоте?

(5) Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

(7) Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет...» (10) Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивает красоту.

(По Мигдалу)

VI. Подведение итогов и выявление победителя.

VII. Рефлексия.

VIII. Итоги урока. Домашнее задание. Оценки.

© 2010-2022