Авторская позиция в романе Капитанская дочка. Урок в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская позиция в романе «Капитанская дочка»

(Способы выражения авторской позиции в романе «Капитанская дочка»)

Общедидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления авторского замысла в историческом романе «Капитанская дочка».

Тип учебного занятия: урок формирования умений.

Основная технология: проблемное обучение + критическое мышление.

Триединая дидактическая цель:

образовательный аспект: создать условия для понимания авторского замысла и идеи романа «Капитанская дочка»;

развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования своей точки зрения;

воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Три этапа:

инсерт: актуализация предыдущего опыта и обозначение проблемы урока;

осмысление: контакт с новой информацией, ее сопоставление с имеющимся опытом, акцентирование внимания на поисках ответов к возникшим вопросам.

рефлексия: целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, его повторная проблематизация.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся самостоятельно выявят позицию автора и на основе полученных знаний выведут главную идею романа.

Формы работы учащихся:

парная, фронтальная.

Формы контроля:

заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование урока:

ПК, видеопроектор, аудио проигрыватель, презентация, раздаточный материал (таблица, памятка).

Словарь урока: исторический роман, симметричная композиция, внесюжетные элементы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

А.С. Пушкин смотрел на свою эпоху глазами неравнодушного свидетеля:

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.

Какую оценку Пушкин дал Пугачевскому бунту, им описанному в «Капитанской дочке»? Ответив на этот вопрос, мы поймем главное - авторскую идею. Роман прочитан, и мы с вами поднялись на первую ступень постижения авторского замысла, ответив на вопрос, о чем и о ком этот роман. К каким выводам мы пришли на прошлом уроке?

  1. Реализация домашнего задания.

Сообщение учащихся по проблемным вопросам, заданным на дом:

-почему образ Пугачева самый яркий в романе и какова оценка его автором?

(Сопоставить с оценкой неизвестного художника, написавшего портрет Пугачева).

-почему главным героем романа Пушкин сделал не Пугачева, а Гринева?

/ Лотман: «Гринев не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен»./

-что объединяет Савельича и Пугачева?

  1. Постановка проблемы урока (инсерт).

Сегодня на уроке мы поднимемся еще на одну ступень в понимании авторского замысла: нам предстоит понять, почему Пушкин выбирает для своего произведения форму исторического романа, наполняет его внесюжетными элементами, выстраивает необычную композицию.

  1. Осмысление и поиск ответа на вопрос урока.

1)гений Пушкина проявился в выборе жанра и в том, что нового он привнес в него:

реализация парного исследовательского задания- сообщение двух учащихся о разных точках зрения на жанр «Капитанской дочки». С одной стороны, это повесть, с другой - роман. Приводятся доказательства. Классу предлагается выбрать близкую точку зрения и обосновать свой выбор.

Вывод: «Капитанская дочка - исторический роман, но роман новаторский: в нем 2 сюжетные линии равнозначны, так как Пугачев и его судьба вызывают интерес и сочувствие автора, ему важны характеры героев, их сложные взаимоотношения.

2)еще один шаг по пути познания замысла - осмысление того, как расставлены образы в романе, в этом особенность композиции:

реализация индивидуального задания - защита двух мини-презентаций.

Классу предлагается оценить ответ товарищей по предложенным критериям оценки устного ответа.

Вывод: автор использует композиционную антитезу, поэтому композиция симметрична: везде, где человеческая судьба Маши и Петра оказывается в соприкосновении с бесчеловечными законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность.

3)в какие минуты голос автора слышится сильнее всего?

-во внесюжетных элементах.

Работа с понятием : обращение к словарю литературоведческих терминов.

а) реализация результатов исследовательской работы.

Поиск точки зрения автора в эпиграфах «от издателя». Исследователи делятся своими наблюдениями над использованием эпиграфов в романе и представляют слайд презентации. Вывод: эпиграфы связаны с идейным замыслом романа, помогают понять отношение автора к героям.

б) анализ сна Гринева - работа с текстом произведения, поиск ключевых слов, свидетельствующих о пророческом характере сна. Заметить двойственность характера Пугачева: «посаженый отец» - убийца (антитеза).

в) калмыцкая сказка: инсценированное чтение. Вопрос классу: Какова роль сказки?

( образ Пугачева трагичен, а в словах Гринева звучит мнение самого автора: убивать других-значит убивать себя).

Г) прослушивание песни «Не шуми мати, зеленая дубравушка…» в исполнении В. Золотухина.

-Ваши впечатления? Что помогает почувствовать эта песня?

/Жестокость с обеих сторон - обоюдная, по мнению Лотмана, Пушкин 2 лагеря приравнял этически, пугачевцы были поэтически привлекательны для Пушкина/

4)осталось сделать еще один шаг - ответить на вопрос: какую роль играют отдельные высказывания Гринева в романе?

( Гринев - своеобразный герой-резонер? Только иногда, в отдельных своих высказываниях. Он слишком своеобразен, ярок, человечен для представителя дворян своего века. В нем чувствуется «присутствие» самого Пушкина).

  1. Попытаемся сделать выводы урока (рефлексия).

-Почему Пушкин именно ТАК пишет о восстании Пугачева?

Ему интересен человек во время испытаний. Главное - пройти проверку на человечность. Характеры его героев сложны, ситуации неразрешимы и опасны, но все побеждают добро и любовь.

- Так в чем же заключается авторская позиция, для чего был создан этот роман, какова его идея?

Народный бунт - стихия, нравственные законы во время бунта не работают, это трагедия для всех. Но даже в жестокой стихии народного восстания можно помнить добро, выполнять свой долг. Для Пушкина в «Капитанской дочке нравственный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы сохранить в себе гуманность. Надо уметь подняться над «жестоким веком».

9. Домашнее задание.

Для тех, кто успел преодолеть все трудности урока и заполнить таблицу выводами - подумать над вопросом: почему роман о Пугачеве и Гриневе назван «Капитанская дочка» и написать мини - рассуждение; индивидуально - какую роль в романе играют письма; остальным - заполнить таблицу выводами.

© 2010-2022