Статья на тему Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках

К сожалению,в последнее время я стала замечать,что у учащихся резко снизился интерес к урокам русского языка и литературы.Максимум на что у них хватает сил,терпения и,главное,желания это скачать работу в интернете и принести на урок. Я поняла,что этого так оставлять нельзя и нужно что-то предпринимать. Чтоже делать для того,чтобы повысить интерес к предмету? КАк сформировать учебную мотивацию? Как зантересовать учащихся?  Ответы на эти и многие другие интересные вопросы Вы найдете в статье " Фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы

на уроках.

Малейко Марина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №5 г. Владикавказа.


В последнее время я стала замечать, что у учащихся резко снизился интерес к урокам русского языка и литературы. Они не хотят ничего делать самостоятельно, максимум на что хватает сил, терпения и желания это скачать сочинение, доклад в Интернете и принести на урок. Вследствие этого появилась одна из серьезнейших, на мой взгляд, проблем сегодняшней школы - падение интереса обучающихся к русскому языку и классической

литературе и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать свои мысли. В русском языке как в предмете школьной программы ребята, к сожалению, не находят того, что было бы им любопытно, по- настоящему интересно и увлекательно. В результате постные лица учеников на уроке, нелюбовь к предмету и безграмотность. Меня как учителя эта проблема не может не волновать.

Что делать для того, чтобы повысить интерес к предмету? Как сформировать учебную мотивацию? Как заинтересовать учащихся?

Я попыталась глубже разобраться в этом вопросе и в данный момент

работаю над проблемой развития учебной мотивации

на уроках русского языка и литературы. Изучением этой

проблемы я занимаюсь не первый год и могу сказать, что в настоящее время

у учащихся мотивация к обучению очень слабо выражена. Причин этому

множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ,

оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.

При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой,

что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для

школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как

формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения

зависят?

Все чаще учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива

достижения. Именно поэтому к каждому ученику я стараюсь найти

индивидуальный подход. Для «сильных» учащихся готовлю задания

повышенной сложности. Часто это бывают олимпиадные задания.

Также часто приношу прошлогодние «Альбус», «Олимпус», «Русский

Медвежонок». Ученикам, как правило, нравятся подобные задания.

Учащимся, которые стремятся к избеганию неудач,

остро реагируют на критику и замечания, стараюсь давать задания,с

которыми они обязательно справятся. После выполнения работы (вне

зависимости от того как она выполнена) обязательно хвалю учеников и

только потом делаю замечания ,если они есть.

В начале изучения темы сообщаю о том, чему дети должны научиться и

какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы.

Учащиеся имеют возможность сами выбрать вариант работы.

Предлагаю всем ученикам выбрать наиболее подходящий для них уровень

сложности заданий, а одарённым и плохо успевающим - разработать

индивидуальные планы обучения. Помогаю ставить перед собой реальные

цели. .

Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.

После выполнения задания прошу рассказать, что было особенно трудно и

как они с этим справились. Обсуждаю причины не только неудач, но и

успехов.

Стараюсь на каждом уроке создать ситуацию успеха (атмосфера доверия,

обращение только по имени, ласковая улыбка

, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление

интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство

страха, не боюсь авансировать ученика, называя его достоинства, так как

авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и

он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему

характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая

такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов,

чем неудач.

Считаю, что возможности урока огромны, поистине безграничны. .

На каждом занятии пытаюсь показать детям богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей. Достаточно высокий результат дают в этом плане интегрированные уроки. Мною совместно с учителем истории были проведены уроки по роману Л.Н Толстого «Война и мир», « Вредные привычки. Наркомания» (после изучения творчества М.Булгакова в 11 классе). Они развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, позволяют видеть взаимосвязь различных наук. Повышает мотивацию к изучению русского языка использование краеведческого, исторического материала: очень часто на уроках мы сравниваем Михаила Юрьевича Лермонтова с замечательным осетинским поэтом Коста Левановичем Хетагуровым. Они не только родились в один день, но их судьбы и произведения тоже имеют сходства. Детям подобная работа бывает очень интересна.Я сразу замечаю неподдельный интерес в их глазах.

Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку и предоставление возможности ученикам осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного пространства. Поэтому большое внимание уделяю внеучебной деятельности: участию ребят в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах сочинений, играх, интеллектуальных турнирах.

Немаловажным моментом в процессе обучения и внеурочной деятельности является оценка педагога. Она становится не только средством регуляции и контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение к результатам своего труда, а через них к самому себе. Поэтому она должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей, выразительной и уважительной.
Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». Для каждого преподавателя очень важно, чтобы его предмет был интересен ученикам. Я ежедневно работаю над этим на уроках русского языка и литературы. Я каждый день сообщаю ученикам, что верю в них, знаю что все у них получится. И,думаю, что в скором будущем они обязательно порадуют меня своими успехами и достижениями.


© 2010-2022