Понятие о сравнении и метафоре

Класс 5 УМК « В мире литературы» А.Г.Кутузов и др.Темаурока: Понятие о сравнении и метафоре.Оборудование: распечатанные текстыстихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь», стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”. ХОД УРОКА:1. Реализация домашнего задания. ( Ученики выполняли практические задания по подборуэпитетов к предложенным отрывкам из художественных текстов ) В зависимости от выбранного задания ученикиобразуют группы и выступают. 2. Сбор жизненных впечатлений о сравнении.- Спом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №5

Класс 5

УМК « В мире литературы» А.Г. Кутузов и др.

Тема урока: Понятие о сравнении и метафоре.

Оборудование: распечатанные тексты стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь», стихотворения С.Есенина "Поет зима - аукает".

ХОД УРОКА:

1. Реализация домашнего задания. ( Ученики выполняли практические задания по подбору эпитетов к предложенным отрывкам из художественных текстов )

В зависимости от выбранного задания ученики образуют группы и выступают.

2. Сбор жизненных впечатлений о сравнении.

- С помощью каких слов можно передать журчание ручейка? (словно шепчется, как будто разговаривает)

- Журчание ручья сравниваем с речью человека. Дайте определение сравнению.

(Выслушивание мнений, создание опорного конспекта)

Сравнение помогает нам понять качества одного предмета через другой, более знакомый. Сравнение напрямую соотносит два явления и устанавливает между ними связь.

3. Выполнение практического задания.

Найдите сравнения в стихотворении Н.Заболоцкого "Сентябрь".

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую,

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

4. Слово учителя с элементами аналитической беседы

Проследите, как меняется настроение. Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения?

- "Сыплет дождик большие горошины". Какие ассоциации возникают?

- Слова употреблены не в прямом, а в переносном значении. Слово "перенос" по-гречески метафора.

- В чем разница между сравнением и метафорой?

Сравнение - есть слова "как", "будто", "словно", сказано, что и с чем сравнивается: орешина "словно девушка".

В метафоре служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся. Поэтому метафору часто называют скрытым сравнением. Метафора короче сравнения. С её помощью поэт может в нескольких строчках о многом рассказать нам и даже дать представление о целой человеческой жизни.

- Назовите метафоры.

- В чем выразительная сила метафоры?

5. Запись и осмысление опорного конспекта:

метафора:

  • подчеркивает самый существенный признак;

  • создает индивидуальный образ;

  • производит эмоциональный эффект;

  • требует духовного усилия, воображения, работы ума.

6. Коллективная работа с текстом стихотворения С.Есенина "Поет зима - аукает"

Назовите метафоры и заполните пропуски в стихотворении:

Поет зима - аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

...........в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

.............у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И..........все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная

В.......солнца, ясная

Красавица весна.

Проверьте, угадали ли вы слова, которые были у Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова:

плывут, прижались, злится, улыбках?

7. Итог урока.

- Какую метафору можно считать удачной?

- Что означает термин "изобразительно-выразительные средства языка"? (Изображают, рисуют словами картины жизни; передают отношение, чувства автора; создают настроение).

8. Домашнее задание.

Подумайте, что в природе вы любите больше всего: лес, поле, деревья, облака или что-то другое? Попытайтесь рассказать об этом, употребляя метафоры и сравнения.

Подумайте, достаточно ли употребить сравнение, метафору, чтобы написанное стало поэзией.

Данный конспект урока УМК « В мире литературы» А.Г. Кутузов и др.

Класс 5

Тема урока: Понятие о сравнении и метафоре.

Тип урока: закрепление изученного материала, потому что здесь представлены такие этапы, как организационный момент, актуализация закрепление изученного, итог урока, домашнее задание. Этот урок относится к раздел теория литературы, т.к. ….

Цель: совершенствовать знания по средствам художественной выразительности.

Задачи: 1)образовательная: закрепить знания о метафоре и сравнении; учить находить их в тексте; повторить понятие эпитета.

.2)развивающая: развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь, произвольное внимание.

3)воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

На наш взгляд на этом уроке представлены интересные задания, развивающие мышление ребенка.

Во-первых, в структуре урока есть неточности. Структурные элементы выделены арабскими цифрами, хотя этапы выделяются римскими цифрами, а виды работ - арабскими.

1этап Организационный момент. Необходимо расписать организационный момент, обязательно должен состоять из проверки готовности к уроку и настроя на урок.

2этап Актуализация ранее изученного.

2)Затем идет проверка домашнего задания, в котором учащиеся выполняли творческое задание по подбору эпитетов, но я считаю что прежде нужно провести фронтальную беседу: задать вопросы, такие как - что такое художественные средства выражения?, какие виды художественных средств выражения вы знаете?, что такое эпитет? Подвести микроитог - прокомментировать ответы учащихся

3этап Закрепление изученного материала. Как этап урока не отмечен.

1)Во-первых нужно начать урок с сообщения темы и цели урока.

2) Сбор жизненных впечатлений о сравнении, беседа с дальнейшим выводом понятия «Сравнения».

-С помощью каких слов можно передать журчание ручейка? (словно шепчется, как будто разговаривает)

- Журчание ручья сравниваем с речью человека.

Вывод понятия о сравнении.

3) Работа в тетради, учащиеся записывают понятие

4) Практическая работа. Найдите сравнения в стихотворении Н.Заболоцкого "Сентябрь". Для начала можно было бы прослушать выразительное чтение стихотворения в аудиозаписи или учителем. Затем предложить самостоятельно выбрать сравнения из текста.

5) Слово учителя с элементами аналитической беседы. Учащиеся сравнивают понятия сравнения и метафоры, записывают понятие метафоры в тетрадь.

6) Работа в группах над стихотворения С.Есенина "Поет зима - аукает".

Назовите метафоры и заполните пропуски в стихотворении.

7)Микроитог. Почему поэт выбрал именно эти слова?

3 этап. Итог урока. Имеются вопросы обобщающего характера, но отсутствует саморефлексия, оценка деятельности учащихся, выставление отметок с комментированием.

4этап Домашнее задание дано с комментированием.


© 2010-2022