Статья Повторение на уроке русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация повторения на уроках русского языка

Учитель русского языка и литературы

КОУ «Средняя школа №2 (очно-заочная)»

Л.С.Манзюк

В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение - один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого учащихся, достижению ими глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить пройденный материал в необходимый момент изучение нового материала не даст надлежащего эффекта.

В процессе повторения учебного материала учащиеся развивают умения сравнивать, классифицировать, анализировать языковые явления. При этом вырабатываются гибкость ума, логика мышления, развивается память.

Повторение учебного материала осуществляется во время всего учебного процесса: при изучении новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельной работы, при проверке знаний учащихся и т. д.

Структура программы курса русского языка предполагает постоянное обращение к изученному ранее материалу. Но лишь правильно организованное, систематическое повторение будет способствовать более прочному усвоению материала и результативному обучению.

Возвращение к пройденному материалу преследует две цели: окончательное освоение программного материала и его закрепление в памяти учащихся.

Для правильной организации повторения необходимо определить

- материал, подлежащий повторению (Что повторять?),

- систему и методы повторения (Как повторять?),

- разделы и темы, которые на основании соответствующей организации данного процесса позволят отвести время на повторение (Когда повторять?).

Следовательно, при планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения. При этом необходимо учитывать специфику учебного предмета.

При изучении русского языка повторение ведется в течение всего учебного года. Оно предваряет курс каждого класса и завершает его соответствующим разделом. Кроме того, специально отводятся уроки для повторения наиболее трудных для усвоения учащимися тем (постановка знаков препинания в простом осложненном предложении, в сложном предложении с различными видами связи, при оформлении прямой речи).

Планирование повторения и выбор тем для повторения составляется при разработке тематического планирования на основании проведенного анализа самостоятельных, контрольных и зачетных работ учащихся и постоянно корректируется с учетом того, как усваивается учащимися новый материал.

В старших классах увеличивается объем фактического материала, выносимого на закрепление и повторение, чаще используется обобщающее повторение, увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении. Кроме того, именно на старшей ступени обучения проявляется недостаточный уровень освоения курса русского языка, но возрастает вероятность развития положительной мотивации и осмысленного восприятия учебного материала учащимися. Все это способствует проявлению интереса к предмету.

При отборе учебного материала для повторения обращается внимание на следующее:

1. Выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.

2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.

3. Выделять то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.

4. Необходимо учитывать степень его связи с изучаемым материалом.

Повторение должно решить следующие задачи:

а) устранить недочеты в знаниях учащихся;

б) углубить и расширить знания учащихся по данному вопросу;

в) предупредить забывание основного содержания материала;

г) воспроизвести ранее пройденный материал на более высокой ступени;

д) обобщить, систематизировать и окончательно закрепить наиболее существенное из учебного материала.

Различные виды повторения тесно взаимодействуют; от своевременного и успешного проведения одного из видов повторения, например тематического или текущего, зависит продолжительность и успешность повторения другого вида - заключительного повторения или повторения в конце учебного года.

В курсе русского языка используются следующие виды повторения:

1. Повторение в начале учебного года.

2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:

а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);

б) повторение пройденного вне связи с новым материалом.

3. Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).

4. Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года).

При повторении в начале учебного года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на уроке, должны опираться на прочный фундамент уже усвоенных. Здесь необходимо сочетать обе задачи: провести общее повторение в порядке обзора основных вопросов из материала прошлых лет и более глубоко повторить вопросы, непосредственно связанные с очередным материалом по программе нового учебного года.

Наиболее трудный материал повторяется в классе, менее трудный предлагается для самостоятельной работы.

Так, в изучение синтаксиса сложного предложения в 9 классе возможно лишь после повторения синтаксиса простого предложения; освоение простого осложненного предложения будет осознанным и глубоким на основании повторения тем морфологии (причастие, деепричастие, прилагательное)

Текущее повторение в процессе изучения нового материала помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным, поэтому может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом.

Повторение становится составной и неотъемлемой частью изучаемого материала. Например, при изучении слитного или раздельного написания не с наречием повторяется написание не с изученными ранее частями речи; при изучении написания н или нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени возникает необходимость повторить написание н или нн в суффиксах прилагательных.

При этом необходимо учитывать подбор материала, установление его последовательности, важность нового подхода к прошлому материалу, введение элементов новизны в повторяемый материал.

При текущем повторении вопросы и упражнения могут быть предложены учащимся из различных разделов программы.

Текущее повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в домашнее задание. Оно может быть проведено как в начале или в конце урока, так и во время опроса учащихся.

Текущее повторение дополняется сопутствующим повторением, которое невозможно строго планировать на большой период. Для него не выделяется специальное время, но оно является неотъемлемой частью каждого урока, так как зависит от материала, привлекаемого для изучения очередного вопроса, от возможности установить связи между новым и старым, от состояния знаний учащихся в данный момент.

Важно, чтобы учащиеся свободно ориентировались в учебнике и своих записях в тетрадях и могли найти тот материал, который нужно в данный момент повторить.

При повторении каждой законченной темы или раздела курса систематизируются знания учащихся, для чего выделяются специальные уроки.

После выполнения контрольной работы проводится работа над ошибками и организуется повторение тем, которые вызвали затруднение у учащихся.

Тематическое повторение предшествует заключительному повторению в конце четверти или учебного года. Без выполнения этого этапа повторения невозможно успешное осуществление заключительного повторения.

Заключительное повторение в конце учебного года проводится также по темам, но из темы берется наиболее существенное, материал темы более сужен. При заключительном повторении анализ языковых явлений проводится на более широком материале, и путем такого сравнения учащимся показывается связь между разделами курса.

Заключительное повторение должно помочь учащимся обобщить знания, представить полученные знания в определенной идейно направленной системе, выявить внутренние логические связи между разделами, прочно закрепить пройденное.

На уроках заключительного повторения широко используются сопоставления, сравнения и аналогии; постановка самих вопросов по своему характеру должна заставлять по-иному осмысливать прежний материал.

В условиях вечерней школы повторение изученного материала имеет особое значение, и, следовательно, есть необходимость в разработке и использовании специальных дидактических материалов для обучающихся.

Это могут быть практические пособия по отдельным темам или разделам курса русского языка. Учебный материал должен быть представлен наиболее трудными для усвоения и значимыми для формирования или развития навыка грамотного письма вопросами русской грамматики.

Кроме того, перспективного и в то же время концентрированного взгляда на отбор материала требует и зачетная система, которая предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности по освоению учебного курса.

Таким образом, недостаточно прочное усвоение той или иной темы и имеющиеся пробелы в знаниях могут быть успешно устранены и в достаточно короткий промежуток времени.

© 2010-2022