Урок-конкурс

Очень часто на уроках сталкиваешься с проблемой - как разнообразить повторение материала? Конечно же на помощь всегда приходит традиционные игровые моменты. В данном материале я представляю деловую игру по теме «Имя существительное». В игре принимают участие 2 команды. Разделы игры: 1. Назови схему2. Пословица3. Лексика4.Кто больше?5. Угадай слово.в материале повторяются знания по теме «Образование имен существительных», где можно будет сделать акцент на повторение видов орфограмм, правил, схемы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[Введите текст]

Урок - конкурс по темам: «Имя существительное», «Фразеология», «Лексика».

(Повторительно - обобщающий урок в форме деловой игры)

Цель урока:

1) совершенствование орфографических навыков, повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное;

2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, лексике;

3) воспитание интереса к урокам русского языка;

4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Предварительная подготовка к уроку:

За две недели до урока обучающимся было дано задание:

Разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, дружбе, по желанию и т.д.) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой (кто будет составлять схемы, таблицы, рисунки; кто - учит правила, кто - подыскивать примеры, кто - подбирать текст, кто работать со словарём и т.д.), подготовиться к конкурсам:

а) «Назови схему»;

б) «Пословица»;

в) «Лексика»;

г) «Кто больше?» (написать по памяти фразеологизмы со словом «Вода»);

д) «Угадай слово».

Всё условия конкурса обговариваются заранее.

Оборудование и оформление урока:

Сдвигаются парты, каждая команда садится кружком, но так, чтобы были хорошо видны все остальные члены команды, на парте каждой - название команды (красиво оформленные), подготовленная к работе доска, подготовленные схемы (на ватмане красочно оформленные), листы с пословицами, карточки - задания. Заранее выбирается состав жюри из сильных обучающихся в количестве 3 человек.

Каждый конкурс оценивается членами жюри определенным количеством баллов, учитывается точность, скорость, правильность ответа.

После каждого конкурса все участники команды дают оценку своей работы на задания, выбирая геометрическую фигурку (круг, квадрат, треугольник соответствующие оценкам «отлично знаю материал», «хорошо знаю материал, ориентируюсь в теме», «материал знаю слабовато, ориентируюсь по темам с помощью подсказок или рабочих тетрадей»), и подписывая на ней свою фамилию. Оценки суммируются и в конце конкурса анализируются преподавателем.

В конкурсах побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Победители награждаются грамотами с надписью «Лучшему знатоку русского языка».

Ход урока-конкурса:

Объявляется Конкурс№1 «Назови схему»

Первая команда даёт задание второй, вторая - первой

1. Предоставляется схема и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идет речь, назвать вид орфограммы рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.

(Образование имен существительных)

1) -щик-; -ист (при помощи суффиксов: КАМЕНЩИК, ФУТБОЛИСТ)

2) под- ; при- (при помощи приставок: ПОДГРУППА, ПРИГОРОД)

3) без - + -к - (при помощи приставок и суффиксов: БЕЗРУКАВКА)

4) универсам (сложением сокращенных слов)

Участники команды №2 отвечают, что это схема называется «Образование имен существительных», рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт вторая команда первой:

(Правописание сложных имен существительных)

1) В состав входят предлоги, частицы, союзы (НЕ-ТРОНЬ-МЕНЯ; РОСТОВ-НА-ДОНУ)

2) Пол - л… (пол-листа, пол-лимона)

Пол - а… (пол-арбуза)

Пол - М… (пол-Москвы)

3) Названия единиц измерения, биологические термины (мышь-полевка)

4) Вице-…, лейб-…, штаб-.., обер-…, экс-…, унтер-… (унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион)

Вторая команда отвечает, что это схема к орфограмме «Правописание сложных имен существительных». Рассказывают правило, приводят примеры.

За правильное название схемы 1 балл, за произношение правила 1 балл, за каждый пример 0,5 балла. Время ответа 3 мин. Жюри подводит итог по первому конкурсу

Конкурс № 2 «Пословицы»

Отрабатывается навык правильного написания НЕ с существительными. Задание в этом конкурсе заключается в том, что каждая команда должна вспомнить (подобрать) пословицу, по рисунку, использовав орфограмму «Не с существительным». Каждой команде предлагается зарисованная, на листе бумаги, пословица.

Требования: Отгадать пословицу и рассказать правило «НЕ с существительными».

Задания для команд: Первая команда: «Недосол на столе, а пересол на спине». Вторая команда: « Не место красит человека, а человек место».

Жюри подводит итог по второму конкурсу, максимальное количество баллов за конкурс №2 - 2 балла

Конкурс №3 «Лексика»

Участники команд отвечают на вопросы: « Какие слова называю архаизмами, историзмами, диалектизмами?». Затем командам раздаются карточки-задания: Распределить слова по столбикам: Царь, кочет, одр, армяк, удел, самодержавный, вече, стрельцы, ланиты, голбец, буряк, опричник, брадобрей, око, чело, пестерь, дежень, гусляр, пересмешки, залавок.

ИСТОРИЗМЫ

АРХАИЗМЫ

ДИАЛЕКТИЗМЫ

царь

самодержавный

кочет

удел

одр

голбец

армяк

око

буряк

вече

чело

залавок

стрельцы

ланиты

дежень

опричник

брадобрей

пестерь

гусляр

пересмешки

Жюри подводит итог по третьему конкурсу, максимальное количество баллов за конкурс 10 баллов, по 0,5 балла за каждое правильно распределенное слово.

Конкурс №4 «Кто больше?»

Один из участников, заранее подготовив, читает наизусть стихотворение Т. Жибровой «Вода».

Мы говорим: она течет;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вопрос командам: О чем идет речь в этом стихотворении? Ответ: о воде.

Задание: Записать на доске как можно больше фразеологизмов со словом «Вода» (кто быстрее и больше напишет, время конкурса 3 минуты)

Например: Возить воду, выйти сухим из воды, выводить на чистую воду, дуть на воду, обжегшись на молоке, как две капли воды, как в воду глядел, как в воду опущенный, как в воду канул, как вода сквозь пальцы, как рыба в воде, как с гуся вода, много воды утекло, мутить воду, пройти огонь, воду и медные трубы, решетом воду носить, спрятать концы в воду, тише воды, ниже травы.

Затем повторяются известные сведения по фразеологии.

Жюри подводит итог по четвертому конкурсу, за каждый фразеологизм 1 балл.

Конкурс №5 «Угадай слово»

Суть этого конкурса заключается в следующем: нужно ответить на шуточный вопрос, записать эти слова - ответы. Команды заранее подготовили вопросы (по 5 вопросов). Первая команда задает вопросы - второй, затем вторая команда - первой. Время ответа на 1 вопрос - 30 секунд. За правильный ответ - по 1 баллу.

Например: Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают. Ответ: УШИ.

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги. Ответ: ВЕТЕР.

Жюри подводит итог.

Рефлексия.

Итоги конкурса: Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей вручают книги. Называются лучшие знатоки русского языка, жюри вручает грамоты.

Заключение.

ПРИЛОЖЕНИЕ:


Оценочная таблица


№ конкурса, максимальное количество баллов

1 команда

2 команда



Конкурс№1 «Назови схему», время на обдумывание 3 минуты, за правильное название схемы 1 балл, за произношение правила 1 балл, за каждый пример 0,5 балла.



Конкурс № 2 «Пословицы», время проведения 1 мин для каждой команды, за быстроту ответа 1 балл, за правильность ответа 1 балл.




Конкурс №3 «Лексика»,

Время проведения 3 мин, по 0,5 балла за правильное распределение слова по столбцам.



Конкурс №4 «Кто больше?», время ответа 3 мин, по 1 баллу за фразеологизм.




Конкурс №5 «Угадай слово», время ответа 30с за каждый вопрос, 1 балл за верный ответ.



© 2010-2022