Статья Обучение учащихся реферированию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение реферированию учащихся с неродным русским языком.

Белова Светлана Васильевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №2026 г.Москвы

Реферирование - вид речевой деятельности, включающий в себя умение извлекать из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения.

Умения в реферировании базируются на совокупности навыков:

1. лексико-грамматическая трансформация текста;

2.прогнозирование тематической направленности текста;

3. членение текста на законченные смысловые части;

4. нахождение в каждой части значимых вех;

5. обобщение фактов. имеющихся в тексте.

Обучение учащихся реферированию - это цель и средство обучения языку. Воспроизведение информации прочитанного текста через переработку его содержания, языковой структуры является реальной коммуникативной задачей для учащихся, для которых русский язык не является родным.

Умения в области реферирования - необходимая составляющая коммуникативной компетенции в учебной сфере общения. Действия, которые совершаются при реферировании, способствуют становлению различных видов речевой деятельности: чтению, письму, говорению. Упорядочение устной речи опирается на письменную фиксацию реферативного текста. Свертывание текста, требующее осуществления лексико-синтаксических трансформаций, является важнейшей задачей при написании изложений. Именно поэтому обучение реферированию является мощным средством совершенствования лингвистической компетенции учащихся, не умеющих свободно оперировать различными языковыми средствами, выбирать формы языка адекватно ситуации общения и коммуникативной задаче. В повседневной практике - это умение написать деловое письмо, заявление, сочинение, доклад, отчет, рецензию и вообще грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Работа по обучению реферированию начинается с подготовительных упражнений на уровне предложения, микротекста (двух, трех предложений). Овладение умениями правильного прочтения предложения, его осмысления и трансформации облегчает становление умения реферирования целого текста.

Варианты подготовительных упражнений:

  1. Сократите предложение до главных членов.

  2. Прочитайте микротекст и его сокращенный вариант. Отметьте преобразования. которые выполнены при сокращении текста.

  3. В данных предложениях выделите грамматические основы и оцените распространители с точки зрения их роли в передаче информации (найдите главные и второстепенные члены предложения и определите, какие из последних могут не использоваться в сокращенном варианте).

  4. В данном микротексте определите необязательную информацию. Сократите микротекст.

  5. В данных микротекстах выделите основную и дополнительную (уточняющую) информацию. Укажите слова, повторяющиеся в основной и дополнительной информации.

  6. Сократите предложения, заменяя выделенные словосочетания однословными эквивалентами.

  7. Прочитайте микротекст. В выделенной части преобразуйте глагольные конструкции в именные (переходить - переход, осуществлять - осуществление, играть - игра и т.д.).

  8. Прочитайте предложения. Замените подлежащее - существительное местоимением или другим существительным или словосочетанием) (ученые -они, специалисты, художник - он, мастер кисти, пейзажист и т.д.).

  9. Передайте содержание данных микротекстов простыми предложениями.

Следующий этап работы - это предтекстовые задания, имеющие целью снятие лексических и грамматических трудностей при чтении, коррекцию фонетики, первичное представление словообразовательных и грамматических моделей.

Далее начинается непосредственная работа с исходным текстом. Обучение реферированию может быть организовано на базе любого материала, но мы предлагаем извлекать необходимую информацию из текстов учебников литературы. Каждому разделу учебного пособия предшествует статья, характеризующая деятельность писателя или поэта, а также исторические события того времени, к которому относятся изучаемые произведения. Именно на основе этих текстов мы предлагаем создавать собственные высказывания - рефераты.

Процесс реферирования статьи протекает следующим образом:

1. чтение исходного текста и его анализ - обычно несколько раз - с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).
2. текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.
3. свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной информации и создание собственного текста - реферата.

Группу упражнений на уровне понимания значения, т. е. извлечения из текста фактической информации можно представить в виде следующих заданий:

  1. Перечислите действующих лиц/ субъекты текста;

  2. Определите ключевые слова текста;

  3. Перечислите события / факты, описанные в тексте;

  4. Начертите схему, отражающую события текста.

Важнейшим условием понимания связного текста является установление степени значимости фактов . Следующие упражнения помогут учащимся в умении определять наиболее важную информацию:

1.Перечислите главные факты, описанные в тексте.

2.Перечислите второстепенные факты текста.

3.Скажите какие факты/эпизоды можно было бы опустить как второстепенные;

4.Перечислите аргументы, доказывающие, что …;

5.Найдите факты, свидетельствующие о том, что …;

6.Найдите факты, поясняющие / противоречащие / комментирующие главные положения/ факты текста;

7.Читайте текст, выделяя главную мысль абзаца.

Работу над умением обобщать отдельные факты можно организовать на основе следующих заданий:

1.Поставьте вопрос к каждому абзацу текста;

2.Выразите содержание каждого абзаца в одном предложении;

3. В каждом абзаце текста объедините несколько предложений в одно;

4. Придумайте вопрос, ответом на который мог бы служить данный текст.

Составление собственного высказывания - сложная аналитико-синтетическая деятельность, требующая умения трансформировать текст, осуществлять лексико - синтаксическое свертывание, приводящее к созданию собственного текста.

Прочитав и проанализировав статью, учащийся распределяет весь материал статьи на три группы по степени его значимости:

  • наиболее важные сообщения, требующие точного и полного отражения в реферировании;

  • второстепенная информация, которая передается в сокращенном виде;

  • малозначительная информации, которую можно игнорировать.

В процессе чтения была определена ключевая мысль каждого абзаца. Таким образом, составляется логический план текста, оформляемый назывными предложениями. Он является своего рода основой будущего высказывания учащегося.

Реферат представляет собой новый текст, который состоит из введения, основной части и заключения.

Итак, подводя итог сказанному, можно утверждать, что реферирование - это интеллектуальный творческий процесс, включающий смысловую компрессию письменных текстов, краткое и обобщенное изложение содержания материала. Совершенно ясно, что для её решения нужны определенные умения и навыки, и этому необходимо специально обучать на уроках русского языка, развития речи и литературы.


© 2010-2022