Литературно-музыкальная композиция Вся жизнь моя за песню продана

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция «Вся жизнь моя за песню продана..»

Цели:

Образовательные: прививать учащимся интерес к литературе; расширять и углублять знания о С.А. Есенине и его творчестве; расширять кругозор учащихся в области искусства путем прослушивания музыкальных фрагментов;

Развивающие: развивать устную речь и навыки выразительного чтения , читательскую компетентность и эмоциональную отзывчивость, духовный мир учащихся;

Воспитательные: прививать чувство патриотизма, любовь к поэтическому слову и музыке.

Оформление: портрет, электронная презентация, стол с томиками стихов С.А.Есенина, рисунки учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия.

Учитель. В 2015 году, объявленном Годом литература, мы празднуем 120-летие со дня рождения поэта -патриота , Сергея Александровича Есенина. В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. "Страна березового ситца" породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сегодняшнюю встречу в литературной гостиной мы посвящаем ему.

1-чтец

Сергей Есенин! Это имя

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней.

В твоих стихах, Сергей Есенин!

Учитель. Сергей Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в твор­честве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской дерев­не, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что стремился вселить в человека веру в свет,раскрыть для него радость земного бытия, вернуть -даже глубоко несчастному - надежду на избавление, сказать ему слово участия

(Звучит романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»).
1-й ведущий. Большая часть произведений Есенина посвящена России. На рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свой первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Учитель. В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это - в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия богата одной любовью - любовью к Родине. В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:

Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут, вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

Ведущий 2. Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза - "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.

В этой берёзе отчетливо читается и та берёза, с которой он впервые выступил в печати «Белая береза под моим окном…» и многие другие обращения к этому образу.
(Учащийся читает стихотворение «Берёза»)
Учитель. Перед Сергеем Александровичем никогда не вставала проблема поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не только в крестьянском происхождении поэта. Родная земля дала ему народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, представлением народа о добре и зле, о счастье и несчастье, о правде и кривде. Есенин говорил и пел теми словами, которыми поёт народ. И его стихи стали песней, вобравшей в себя всё многообразие чувств и переживаний народа. Она жила в поэте и была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с поверьями, сказаниями и частушками, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества.

(Частушки в исполнении учащихся.)

Ведущий 1. Друг Сергея Есенина даёт поэту следующее описание: «Стройный, с кудрявыми волосами, с голубыми выразительными глазами, с широкой, неуравновешенной натурой, всегда веселый и подвижный».

2-й чтец. Автопортрет Есенина:

Худощавый низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я шептал сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму заживет!»

Ведущий 2. Из автобиографии поэта: «Родился в 1895 году, 3 октября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную .

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось» - признается поэт в автобиографии.

Учитель. В доме деда прошла лучшая пора детства поэта. В семье заботились о развитии в ребенке добрых и нравственных качеств. Бабушка, Наталья Евтеевна, была искусной сказительницей. Самой читаемой книгой в доме была Библия. В праздники внук с бабушкой уезжал на богомолье. Красота церквей , их величие не могли не тронуть душу ребенка. Дед, Федор Андреевич, любил испытывать внуков в отгадывании загадок, заставляющих думать, развивать воображение. У матери поэта, Татьяны Федоровны, был чудесный голос. Своим родным местам Есенин посвятил немало прекрасных строк:

Чтец 3.

Я снова здесь в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Ведущий 1. В 1912 Сергей Есенин переехал в Москву, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15). Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах.

В 1915 году Сергей Александрович Есенин уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург) и познакомился там с великими поэтами России 20 века с Блоком, Городецким, Клюевым. В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов "Радуница", в который входили такие стихотворения, как "Не бродить, не мять в кустах багряных", "Запели тесаные дороги" и другие. Настало время признания таланта поэта.

(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).

Ведущий 2. Природа в стихах Сергея Есенина -звенящая, шумная, многокрасочная. Она вся в постоянном движении, бесконечном развитии и изменении. Она рождается, растет и умирает, поёт и грустит, она - любимый герой поэта. Природа потому и живет в его стихах, что она выражает чувства человека, его настроения:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой тяжести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Ведущий 2. Жизнь Сергея Есенина была очень короткой, но вся она была посвящена поэзии. В ней было все: и веселье, и доброта, и бесконечность. Обо всем живом на земле поэт писал с огромной любовью.

Учитель. «Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто - чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Колышет березоньку ветер весенний,
Веселой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

(Олег Милявский)

Большое спасибо всем за внимание и участие.

Литература

  1. С.Есенин. Полное собрание сочинений. - М.: Рипол Классик, 1997

  2. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г.

№ 6.

  1. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. - 4 изд., перераб. И доп. - М.; ВАКО, 2005.

  2. Русский язык и литература. Все для учителя. - 2015, №7.

  3. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».



© 2010-2022