Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы, комментарии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд № 1-3

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи - одна из важнейших проблем нашего общества на современном этапе.

Слайд № 4

Сегодня, в стремительном развитии общественных отношений, в период глобальной компьютеризации всех сфер жизни неизбежно возникает проблема духовно-нравственного формирования личности, каким должен быть человек современного общества. Среди наиболее важных вопросов выступают такие, как формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, активного понимания им своих социальных функций, отношения к окружающим, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм, путей познания и преобразования действительности.

Уроки литературы сегодня имеют большое значение, они указывают на необходимость постоянного совершенствования форм и методов работы учителя не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, поскольку многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами.

В связи с этим литература как одна из учебных дисциплин, способствует не только духовно-нравственному формированию личности, познанию и самопознанию человека, но и даёт возможность понимания и преобразования окружающего мира.

Слайд № 5,6

Совершенно очевидно, что искусство слова духовно по определению. Идеал нравственности мы видим на страницах значительных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова и ряда других писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы, культурного наследия христианства.

И все же, несмотря на серьёзную подготовку учителя к уроку, изображённые писателем картины жизни, характер героя, система авторских оценок, развернутая в произведении не воспринимаются детьми в должной мере. Постоянно приходится сталкиваться с тем, что даже в произведениях современной литературы, достаточно близкой им по жизненному опыту, авторская позиция часто понимается с опорой не на духовно-нравственную концепцию писателя, художественно воплощённую в произведении, а лишь на их личностное отношение к изображённому автором явлению жизни.

Это свидетельствует о том, что проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках литературы требует особого подхода, чёткого планирования вопросов актуального, злободневного, личностно-значимого характера, поиска приёмов анализа произведения.

Слайд № 7

По мнению Е. Н. Ильина, литература является не просто учебным предметом, а «постижением жизни», а анализ произведения - это «труд души». Программные произведения содержат важнейшие нравственные проблемы, решив которые, мы сможем воспитать Человека.

Слайд № 8

Первые нравственные уроки дети получают, знакомясь с русскими народными сказками, а произведения устного народного творчества воспитывают в них такие качества как трудолюбие, честность, правдивость, мужество, стойкость, патриотизм.

Слайд № 9

Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства, в частности Библия. Фрагментов этой книги мы, так или иначе, касаемся на всём протяжении изучения литературы, и задача учителя - научить детей понимать этические принципы Христа и его последователей, увидеть нравственную составляющую и понять духовную сущность притчей, во многом составляющих речь Христа.

Учителю нет никакой необходимости обсуждать с детьми существование Бога, достаточно ставить вопросы, связанные с постижением обучающимися нравственного мира Библии, формированием морального и духовного облика человека, особенностей его поведения и взаимоотношений.

Основной задачей таких уроков становится задача по ознакомлению обучающихся с содержанием этой книги как художественного произведения, что послужит развитию способностей к творческому мышлению, анализу собственных поступков в соотношении с общечеловеческими ценностями и идеалами.

Писатели, композиторы, художники часто обращались и обращаются к Библии, как к источнику вдохновения, сюжетов и героев своих произведений, поэтому для понимания таких произведений литературы и искусства необходимо знать и понимать их первоисточник - Библию.

Слайд № 10

Например, изучая басню И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», можно сопоставить ее с притчей Соломоновой из Писания Ветхого Завета. Хорошо зная Библию, понимая притчи Соломоновы, И. А. Крылов зеркально отразил их в своём произведении.

Так, в главе 6 Книги Притчей Соломоновых сказано: «6. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. 7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя. 8. Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».

Именно отсюда появились у великого русского баснописца образы Муравья как мудрого труженика и Стрекозы - беспечной и ленивой. Сравнивая текст басни с притчей, надо дать возможность ученикам самостоятельно определить мораль басни и художественные средства, при помощи которых И. А. Крылову удалось преобразовать библейскую притчу в басню. Следует продумать и эпиграф к уроку, например, народные пословицы: «Делу - время, а потехе - час», «Кто рано встаёт, тому и Бог подаёт» и т. д. не только приблизят детей к пониманию русского народного слова, но и помогут глубже осознать идею художественного произведения.

Знакомство с библейскими сюжетами на уроках литературы, их обсуждение и анализ не только способствуют укреплению нравственных и моральных принципов в сознании детей, но и помогают глубже погрузиться в текст художественного произведения и понять его.

Слайд № 11

Примером тому можно привести урок по изучению стихотворения А. С. Пушкина «Памятник», в котором гений русской поэзии, рассуждая о добром, мудром слове, нашедшем отклик в душе человеческой, восклицает: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». И здесь важно понять значение слова «нерукотворный», так как в нём во многом заложена поэтическая идея всего стихотворения. Поэтому при анализе стихотворения на уроке можно использовать репродукцию иконы Спаса Нерукотворного как наглядный материал. На иконе изображен запечатлённый на полотенце лик Христа, а в Священном писании мы найдём историю этого изображения, когда по просьбе больного князя Авгаря его посетил Иисус Христос. Умывшись, он приложил свой лик к чистому полотенцу, на нём, как на фотографии, отпечатался его образ. После ухода Христа, больной князь, помолившись перед сохранившимся образом, исцелился. Произошло чудо, после которого иконописцы изображают образ Христа, оставленный на полотенце. Вероятно, с этим и связано слово «нерукотворный», т. е. такой, который не может быть создан руками человека, а сотворён самой природой, духом.

Слайд № 12

При изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мы вновь обращаемся к Библии, так как в его структуру вплетена притча о воскрешении Лазаря, прочитанная Соней Раскольникову. Знание этой притчи поможет учащимся понять, в чём суть преступления и наказания главного героя романа и возможность его нравственного воскресения через мучительный и долгий путь покаяния.

Слайд № 13

Разбирая роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» не обойтись без проведения параллели между образом Иисуса Христа из Великой книги и образом Иешуа, из романа Булгакова.

Слайд № 14

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, как правило, больше говорим о гражданской позиции неизвестного автора, о патриотизме, о любви русского народа к своей Земле, зачастую упуская рассуждения о тщеславии и человеческой гордыне, потере ответственности за свои поступки, приводящие к огромной человеческой трагедии.

Слайд № 15

Рассматривая образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» необходимо показать ученикам, что трагизм героя заключается в отсутствии у него духовно-нравственных ориентиров, его нигилизм не может дать ничего взамен. По утверждению автора романа жизнь беспрерывно развивается от прошлого к будущему через настоящее и одной из главных ценностей в этом развитии является любовь отцов к своим детям, которые наследуют всё лучшее в них.

Слайд № 16

Вместе с тем, говоря о глубоком воздействии произведения на духовно-нравственный, эмоциональный мир читателей-подростков, мы убеждаемся в том, что они воспринимают далеко не сразу и не все средства эстетического воздействия из богатого арсенала художественного произведения. Само развертывание повествования предполагает постепенное вовлечение читателей в его мир. В связи с этим, по словам Е. Н. Ильина, начинать надо с «мелочи» и с «детали». Необходимо рассуждать, искать, спорить, ошибаться и исправляться, доходя до больших обобщений. Именно от детали через поиск к обобщениям с использованием приёмов, рассчитанных на эмоциональное воздействие, мы можем говорить о воспитательной функции произведений литературы.

Особое внимание при этом следует уделять репликам и вопросам обучающихся на уроке, так как в них выражается поиск, спор, сомнения, возражения, своя точка зрения, что в свою очередь ведёт к развитию любознательности и тяге к литературе.

Урок русского языка, как и литературы, играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей, поскольку русский язык, являясь частью нашей многовековой культуры, воплощает в себе высшие духовные ценности народа. С помощью слова мы постигаем суть вещей и явлений, приобщаемся к духовно-нравственным идеалам. Изучая язык, мы одновременно осваиваем мир, понимаем реальность происходящего, постигаем законы жизни в соответствии с традициями национальной культуры.

Слайд № 17

На этом уровне представляется важным приучение детей к осознанному произнесению слова, к пониманию его подлинного значения и смысла. В этой связи К. Д. Ушинский называл слово «великим педагогом», потому что «не условным звукам учится ребенок, но пьёт живительную силу из родимой груди родного слова».

Какие методы и средства духовно-нравственного воспитания можно использовать на уроках?

Слайд № 18

Прежде всего следует отметить, что строить отношения учителя с обучающимися необходимо на основе доброжелательности, простоты взаимного сотрудничества и интереса. Только через учебный диалог можно достичь культурного, нравственного и духовного взаимообогащения как обучающихся, так и учителя.

Для построения такого диалога можно использовать следующие формы и методы:

Рассказ как форма словесного изложения учебного материала.

Следует отметить, что рассказ выполнит свое назначение только тогда, когда будет исполнен профессионально. Неподготовленный, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Во время рассказа слушатели должны обязательно сопереживать, а впечатления от него сохранить как можно дольше.

Разъяснение как метод эмоционально-словесного воздействия.

Слайд № 19

Важной чертой, отличающей разъяснение от объяснения и рассказа, является направленность воздействия на определённую группу обучающихся или на отдельную личность. Этот метод применяется на основе знаний об особенностях группы и личностных качеств обучаемых. Можно использовать элементарные приёмы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение нужно применять только там и только тогда, когда обучающимся действительно необходимо что-то разъяснить, сообщить новые нравственные положения, повлиять на их сознание и чувства. Разъяснения не нужны, когда речь идёт об очевидных и естественных нормах поведения. Нет смысла разъяснять, что нельзя разрисовывать и царапать парту, грубить, плевать и т. п. Здесь уместны категорические требования.

Этическая беседа как метод привлечения обучающихся к обсуждению и анализу поступков, выработки нравственных оценок, и моральных представлений, являющихся основой для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Литературная дискуссия имеет ценность в гражданском воспитании.

Она развивает самостоятельность суждений, готовит обучающихся к реальной жизни. В процессе дискуссии неизменно сталкиваются характеры и взгляды, в которых надо уметь отличить настоящие и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Уроки-исследования, беседы, семинары дают возможность непринужденного рассуждения о настоящих общечеловеческих и духовных ценностях, таких как долг, честь, ответственность за свои поступки, любовь, семья.

Безусловно, урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же наиболее полно этому способствуют предметы русского языка и литературы. Это те предметы, которые ненавязчиво и порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Так на уроке русского языка можно предложить для разбора небольшие предложения, которые позволяют поставить проблемные вопросы, направленные на выяснение духовно-нравственной позиции обучающихся к окружающей действительности. Такими предложениями могут быть, например, пословицы: Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало.

С этой же целью можно практиковать на уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, направленные на осмысление таких нравственных понятий как совесть, милосердие, сострадание, благородство.

Слайд № 20

Литература предлагает обучающимся такое знание о мире, которое не даст никакой другой учебный предмет. Литература как словесное искусство, являясь особым способом познания жизни, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. На каждом уроке литературы обучающиеся имеют возможность постижения тех или иных нравственных понятий. Это не означает того, что им навязывается чужое мнение, и они лишаются нравственного выбора. Делать выбор и отвечать за него будет сам обучающийся, а нам важно показать, как этот выбор делали герои произведений и писатели, создавшие их.


© 2010-2022