- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Проектный метод на уроках литературы
Статья Проектный метод на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беленова Л.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании. Эффективность проектов.
Л. А. Беленова ( МБОУ СОШ 55 г. Воронеж )
Проектная деятельность на уроках литературы
Умение организовать проектную деятельность учащихся - показатель квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен создать мотивацию.
Позитивная мотивация - это залог успешного изучения любого предмета. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Они приобретают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Проект дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме. Участвуя в разработке и реализации различных проектов, ученик может проявить свой творческий потенциал: фантазию, интерес, инициативу, поскольку проект основан на развитии не только познавательных, но и творческих навыков учащихся.
Еще одна идея построения исследовательского проекта. Обозначим ее условно проект как гипертекст. Проект начинается постановкой проблемы и заканчивается рефлексивным анализом успешности ее решения в результате проектирования. Научиться проведению исследования станет чуть легче, если попытаться увидеть в этой части работы черты гипертекста: боковые ответвления, отступления, ссылки. Ребенок, выполняющий проект, должен почувствовать вкус к такого рода путешествиям, для него в этом заключается момент игры, развлечения. Уход в сторону в ходе проектного исследования может многому научить.
При всей привлекательности и занимательности путешествия по гиперссылкам существует опасность ухода в сторону от целей и смысла конкретного проекта. И вот здесь помочь учащемуся должен руководитель проекта.
Изучение романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин » предлагаю методом проектов, каждый из которых является мини - исследованием по проблеме - ответвлению. В ходе планирования работы определяем, какие вопросы должны быть освещены и к каким результатам участники проекта стремятся. Полученную информацию нужно соотнести с текстом произведения. Вот названия тем индивидуальных проектов:
- « Дуэль в России больше, чем дуэль » ( Знакомство с оружием, используемым на дуэлях; этикет проведения дуэлей; причины вызова на дуэль наказание за участие в дуэли )
- « Мода пушкинского времени » ( Тенденции моды данного периода; гардероб светских красавиц )
- « Бал! Бал! Бал! ( Балы в русской литературе пушкинского времени ) » (Порядок танцев на балу с кратким их описанием ; этикет поведения на балу; музыка; описание бала в художественном произведении )
- « Жизнь поместного дворянства первой половины 19 века» ( Устройство поместья; интересы и занятия дворянок )
Результатом проекта стала воссозданная картина дворянской жизни первой трети 19 века. Это информационные проекты, призванные научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации ( литература, библиотечные фонды, СМИ ), ее обработки ( анализ, обобщение, аргументированные выводы) и презентации. Проекты являются краткосрочными. Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок, на которых можно познакомиться с опытом других учащихся.
Следующий пример возможной организации работы над повестью А. С. Пушкина « Капитанская дочка ». Вот несколько тем для проектных исследований, использованных в интегрированном уроке ( литература-история ) на тему: « Емельян Пугачев: народный заступник или злодей»:
- « Личность и судьба Емельяна Пугачева»
- « Крестьянские восстания и бунты в истории России»
- « География движения войска Е. Пугачева»
- « Историческая правда и художественный вымысел в литературном произведении»
- Социологический опрос ( Какие произведения А. С. Пушкина связаны с реальными историческими событиями ? Кого из реально существовавших исторических личностей упоминает автор в своих произведениях? )
Учащиеся проводят опрос разных групп читающего населения: учеников школы, родителей, работников школы. Затем подсчитывают результаты в процентном соотношении, строят диаграммы. Пусть тема этого проекта и не совсем литературная, но ученики убедились, что произведения А. С. Пушкина знают и любят читатели. Ребята довольны результатами своей работы, а это самое главное. Им очень понравилось брать интервью.
Защита проекта сопровождается презентацией. Работу может выполнять как один ученик, так и группа.
С самого начала работы над проектом становится ясно, что каждая эпоха имеет целые «кусты» ссылок, куда можно заходить или « не заходить», а в случае захода мы тут же получаем новые « адреса». Вот, например, какие ответвления наметились в проекте, посвященном произведению М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
- « Личность Ивана Грозного»
- « Причины возникновения опричнины»
- « Малюта Скуратов. Личность и судьба».
- « Правила Домостроя»
- « Эпоха Ивана Грозного в произведениях живописи »
Намеченные ссылки пробуждают, провоцируют интерес к эпохе, дальнейшему чтению. Глубина погружения в эпоху была не у всех одинакова, ведь никого из участников не заставляли работать насильно. Конечно, полученный результат обладает лишь субъективной новизной, но насколько важна она для участников проекта. Знания добыты творческим трудом. В памяти останется радость открытия. И это самый главный результат проекта.
Организовывая работу над « Петербургскими повестями» Н. В. Гоголя, использую также проектную методику. В 1828 году писатель окончил гимназию и, полный самых радужных надежд, направился в Петербург. Исходя из этого факта, предлагаю следующую тему: « Гоголевские места в Петербурге». Получается заочное путешествие по городу с особенностями ведения экскурсии. Повести цикла объединены главным персонажем - городом, в котором центральной улицей является Невский проспект. Проект имеет одноименное название. Использование данной методики позволяет выстраивать межпредметные связи, что помогает приблизиться к проникновению в авторский замысел. Использование средств ИКТ дает возможность ввести слушателей в культурный контекст эпохи. Собрав информацию о людях, которых можно было увидеть на Невском проспекте, ученики лучше начинают понимать, как должен был себя чувствовать «маленький человек», оказавшись в этом месте. В проекте есть сведения о том, в каких еще произведениях русской классики создан образ Петербурга. Помогает закрепить полученные знания поездка в Санкт- Петербург.
Выполняют ребята и долгосрочные проекты. Мы вместе определяем тему, составляем план предстоящей работы. Для детей эта серьезная научная деятельность является важной. Это возможность проявить себя. Вот темы лучших работ: « Воронеж в произведениях о Великой Отечественной войне», « Что в имени тебе моем?» ( ономастика, «говорящие» имена и фамилии ), «Роль детали в художественном произведении». Защита подобных проектов происходит сначала на школьной научно - практической конференции, с лучшими работами учащиеся выступают на конференции в университете.
Проектная методика заключает в себе большие возможности преодоления инертности и безынициативности учащихся на уроках, развивает у школьников самостоятельность, творчество и активность, превращает ученика из объекта обучения в субъект учебной деятельности и позволяет создать условия для развития личности школьника.