Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е. В. Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)План-конспект урока внеклассного чтения по русской литературе в 8 классе

Тема раздела: «Внеклассное чтение»

Тема урока: «Прости нас, Рыжая» по рассказу Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Цель урока: Изучение рассказа писателя и выявление проблемы, поднятой Е.А.Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро», пути их решения;

Задачи урока:

1.обучающие: раскрыть авторский замысел, определить основную идею рассказа;

2.развивающие: развивать навыки аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;

3.воспитательные: формировать доброе отношение к людям, воспитать целеустремленную личность, ответственную за свои поступки, преодолевающую трудности, помочь осмыслить поступки подростков, помочь осознать то, что нет людей, похожих друг на друга;

Методы:

проблемный,

эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы);

иллюстративный (с использованием мультимедиа),

диалог,

самоконтроль,

самооценка,

исследовательская деятельность;

работа с опорной схемой;

логическая задача;

Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя, комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование слов, кластер, работа с художественным текстом, интервью, ассоциативный ряд;

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Познавательные УУД : знакомство с творчеством Е.В.Габовой и анализ рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро»; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие образного и ассоциативного мышления; умение осуществлять информационный поиск, поиск и выделение необходимой информации, решение проблемных задач; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД : умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;

Личностные УУД: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую, формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: доброты, милосердия, уважения к человеку; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы, чтение произведений, не включенных в программу ;

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи;

Основные термины и понятия

Тема, идея, изобразительно -выразительные средства, антитеза

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: работать с текстом; находить проблемы, поднятые Е.А.Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» и решать их;

Получат возможность : совершенствовать собственную речь; активно сотрудничать на уроке, проводить самоконтроль и самооценку достигнутых результатов, вступить в диалог с автором текста; извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Добрый день, дорогие мои ребята и уважаемые гости! Я хочу всем пожелать хорошего настроения. Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг дугу и пожелайте удачи. Я надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. А теперь с хорошим настроением, добрыми мыслями начинаем нашу работу. Вы готовы? Замечательно!

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». У нас в гостях Елена Васильевна Габова. Детский писатель, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ. Автор 39 книг для детей и подростков. На встречу с писательницей пришли журналисты из разных газет.

Интервью с писателем.

-Здравствуйте, Елена Васильевна. Самойлова Виктория, журналистка газеты «Волжская правда». Расскажите, пожалуйста, о том, как и почему Вы начали писать?

---Первое свое стихотворения я написала, когда мне было 10 лет. Оно было про весну, заканчивалось так:

На деревьях в парке развешены дворцы

высунув головки, глядят из них скворцы.

Повлияло на меня весеннее настроение. А писать начала почему? Может, гены сработали, мой дедушка был писателем.

---Спасибо

--Добрый день, Елена Васильевна. Ярутова Ульяна, журналист газеты «Аргументы и факты». Скажите, пожалуйста, на каких писателях Вы сами выросли? Что читали в детстве?

--В детстве любила фантастику. Любимые книги детства - Фраерман "Дикая собака Динго" и Экзюпери "Маленький Принц". Мой любимый писатель- Владислав Петрович Крапивин. Я с удовольствием читаю его книги. Я часто болела ангиной, поэтому книга была всегда под рукой. У меня было трудное детство, я была предоставлена сама себе. Читать научил дед, когда мне исполнилось 5 лет.

--Здравствуйте, Елена Васильевна. Иванов Алексей, журналист газеты Московские ведомости», что, на Ваш взгляд, самое главное в детской книге?

-Главное в детской книжке - чтобы ее героям хотелось сопереживать. В детских книгах важнее всего душа. Если читатель не сочувствует герою, как своему близкому, книжка не удалась.

-Добрый день, Елена Васильевна, Иванова Анна, журналистка газеты «Комсомольская правда. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: какие темы особенно волнуют вас? Ведь вы правы - если тема
"болит", то не написать - не можешь. Есть ли у вас такая тема, которая "жжется"?

-У меня как-то по-другому выходило. Не по темам. По-разному. Вот, например, вижу я в автобусе девчонку зареванную. И не могу взгляда от нее оторвать. И уже сошла с автобуса, и уже дома, но перед глазами - девчонка та. И вот пока я не выдумаю про нее рассказ (кто она? Почему плакала? Куда едет? Откуда? Что с ней было вчера? Есть ли у нее друзья и т.д), я не могу жить. Приходится писать, выдумывать.

-Дорогая Елена Васильевна, Кораблев Валентин, журналист газеты «Герой нашего времени» скажите , пожалуйста, как вы относитесь к современным подросткам и ваши пожелания.

- Я думаю, что среди современных подростков много добрых, талантливых, отзывчивых ребят, которые справятся с любой проблемой. Надо всегда начинать с себя. Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Спасибо всем. До новых встреч на страницах моих книг.

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравился рассказ? Чем? А чем не понравился?

(понравилась Светка, она не обращала внимания на оскорбления одноклассников, она упорно шла к своей мечте, Светка добрая, целеустремленная, не понравилось отношение одноклассников))

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

(О взаимоотношениях одноклассников, о жестокости подростков)

Ребята, значит, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Откройте свои тетради. Запишите числои тему урока: «Прости нас ,Рыжая» Пишем красиво. Не спеша. Следим за осанкой. Записали. Хорошо.
- Скажите, пожалуйста, а чем мы с вами будем заниматься? Используйте опорные слова на доске.

Анализировать рассказ писателя

Выявлять проблемы, поднятые Е.А.Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро»,

Находить пути их решения;

Послушайте эпиграф и подумайте, почему я выбрала именно этот эпиграф, как вы думаете?

Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи". (Л. Кассиль)

(главная героиня нуждается в поддержке и помощи)

Ребята, сегодня мы работаем с вами в группах. Каждая группа оценивает свои ответы сама. У вас на столах лежат жетоны. Ваша группа ответила, один жетон вы заработали. А в конце урока мы с вами подсчитаем количество жетонов. У кого больше всего будет жетонов, та получит отличную оценку. Выбирите ученика, который будет собирать жетоны и подсчитывать.

- Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"?

1. цвет волос;

- Всегда ли рыжий - это только цвет волос?

2. наверное, вы все произносили фразу : «А что я рыжий что ли?». Что означает эта фраза?

(не такой, как все)

Сейчас я предлагаю вам решить проблемную ситуацию. Разрешите спор двух друзей.

Встретились два друга рыжие волосы и рыжая судьба и начали спорить, что они имеют одинаковое значение. Так ли, ребята? Докажите.

Посмотрим, чем отличаются эти два выражения друг от друга?

Рыжие волосы (в прямом значении и являются эпитетом, обозначают цвет волос)- рыжая судьба (в переносном значении, это метафора, не такая , как у всех, яркая)

- Трудно ли быть рыжим, т.е. иметь рыжую судьбу?

(докажем на примере рассказа)

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточку с вопросами.

1 группа:

- Какой вы представили главную героиню рассказа? Что мы узнали о семье девочки, о её внешности? Как относятся одноклассники к Светке? Почему они ее не любили? Ваше мнение о героине. Понравилась она вам? Чтобы вы ей посоветовали, если бы она обратилась к вам за помощью? Примеры из текста.

2 группа: Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? Как она пела? А как рассказчик относится к пению Светы? Согласен ли он с мнением класса? Пример из текста. Почему же рассказчик не захотел с ней встретиться? Что он понял? А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (Найдите предложение, в котором заключена идея рассказа.

3 группа:

- Ваше отношение к её одноклассникам? Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой? Как вы думаете, класс был дружный? Что же помогло героине выстоять? Чего больше в мире - добра или зла?

А теперь мы с вами составим мини - проект, с каким бы предметами вы сравнили Рыжую и «дружный класс» и дайте характеристику этого предмета, используя прилагательные, оформив в виде кластера.

Защита работ.

Решение занимательной задачи ( прилагается в конце урока)

Нужно рассказать, что здесь нарисовано.

Ребята, как вы считаете, какую проблему поднимает Елена Васильевна Габова в своем рассказе? (проблему подростковой жестокости). Ребята, а как вы считаете, актуальна ли тема подростковой жестокости? Как вы думаете, почему подростки стали жестокими? (влияние компьютерных игр, обстановка в семье, непонимание сверстников, чувство неполноценности, плохая компания, просто так)

В настоящее время увеличилось количество преступлений среди детей. Школьники избивают сверстников, снимают на телефон и выкладывают в интернет, оскорбляют одноклассников и доводят их до самоубийства. Около 8% всех серьезных правонарушений в России, а это 155 тысяч преступлений ежегодно, совершаются несовершеннолетними.

Что можно сделать, чтобы этого не произошло? (говорить о добре и зле на уроках и во время классного часа, дома, смотреть добрые фильмы, читать художественную литературу…)

Мальчики и девочки, а наш класс дружный? Докажите.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать, как ученики нашей школы относятся к этой проблеме. Слово предоставляется Михайлову Денису.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ШКОЛЕ.

Мы провели опрос среди учащихся 8-11 классов. Было опрошено 62 ученика. Предложено было вопроса:

На 1 вопрос применяли ли когда-нибудь по отношению к вам физическую силу? «Да» ответили -3 ученика, остальные - «нет»

На 2 вопрос вы сами когда-либо вымещали свою агрессию на других? «Да» ответили -8 учеников, остальные «нет»

На 3 вопрос как вы думаете, почему дерутся подростки? Большинство ответили агрессия как способ самозащиты.

Ребята, прочитайте еще раз название урока и скажите, что сейчас мы с вами должны сделать? (Мы должны просить прощения у Светки Сергеевой)

9. Выводы.

Ребята, достигли ли мы с вами цели, которые поставили в начале урока? 1.проанализировали рассказ Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»;

2.Выявили проблемы, поднятые Е.А.Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро»,

3. Нашли пути их решения;

- Чему же нас учит рассказ Елены Габовой? Какой вывод можно сделать? Вернемся к параграфу урока. Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи". Человеком надо быть всегда. Все в наших руках.

Оценка. Подсчитаем количество жетонов. Я думаю, что вы все сегодня заработали 5. Вы согласны со мной?

Домашнее задание:

1.Сочинение «Поступок, за который мне было стыдно».

2.Письмо Свете Сергеевой

Рефлексия

"Благодарю…". Кому из учеников нашего класса мы скажем спасибо

Слово учителя.

Я тоже хочу сказать вам спасибо за то, что у меня есть вы. С вами я забываю о своих проблемах. Мне важно ваше мнение, ваша поддержка. Я думаю, наш класс - это маленькая дружная семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы.

















Занимательная задача

Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)



?

Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)Урок русского языка по теме Прости нас, Рыжая (по рассказу Е.В.Габовой Не пускайте Рыжую на озеро)



© 2010-2022