• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Исследовательская работа на тему: РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

Исследовательская работа на тему: РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

Тарасова Марина Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж».

Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание тайн природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для души непросветленной поэзией - вот главные особенности творчества А.Фета. Именно они позволили ему создать те необыкновенно прекрасные, глубокие и выразительные поэтические картины, которые до наших дней считаются образцом стихотворений о природе и человеческой душе.

Истинную, непреходящую красоту Фет находил лишь в природе, в любви и в собственно искусстве. Они и стали главными темами его лирики. В своей поэзии Фет стремился как можно дальше уйти от действительности, погрузиться в созерцание вечной красоты, не причастной суете, треволнениям и горечи повседневности.

Поэзия Фета очень близка к живописи. Пожалуй, больше ни одному поэту не удалось настолько сблизить эти два вида искусства, соединить их в единое целое. Причина такой особенности состоит в том, что Фет весь живет моментом, им схваченным, а потом в стихотворении до малейшей подробности воссоздает поразившую его картину. Так, он запоминает все мелкие черты, характеризующие вечер в степи, он упоминает даже о взлетевшем жуке и о коростелях, скрипящих в росистой ложбине. Но Фет может и не использовать ярких красок или точных изображений предметов и пейзажей. Для того, чтобы нарисовать глубокую и достоверную картину ему бывает достаточно легкой кистью набросать тени, оттенки, эмоции. При этом такие намеки на ситуацию, на чувства, владеющие лирическим героем, могут быть более выразительными, чем реалистичное и точное изображение. Стремление Фета показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы импрессионистического стиля.

Первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета, - стремление зафиксировать впечатление от мгновения, «трепет жизни».

Вторая особенность - предмет изображения. Как и в живописи, импрессионизм в поэзии - это отражение предметов не в целостности, а будто бы в случайных снимках памяти. Перед читателем проходят отдельные обрывки события, но вместе взятые эти отрывки образуют неожиданную цельную, психологически достоверную картину. Получается, примерно, так, как сказал Л.Н. Толстой: «Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь - и, в общем, получается цельное впечатление».

Вспомним стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», которое строится на отдельных обрывках события, фиксации окружающих предметов, а получается поэтический рассказ о состоянии влюбленных. Предметы не предметны, есть эскиз, а конкретности нет.

Поиск новых способов художественной выразительности - это одна из важных сторон импрессионизма. А.Фет внес в поэзию новые находки, свое самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость» (Л.Толстой).

Поэтому, говоря о лирике А.Фета, необходимо знакомить студентов с полотнами импрессионистов, просить их проводить параллели. Оформив выставку репродукций картин в кабинете, можно предлагать следующие задания:

-сопоставьте картины русского художника И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» (1886) и французского художника-импрессиониста Ж.Сера «Поляна» (1882) со стихотворением «Я пришёл к тебе с приветом...» (1843). Какая из них больше подходит в качестве иллюстрации к стихотворению А.Фета?

-работы каких художников вы бы предложили в качестве иллюстраций для стихотворения «На заре ты ее не буди…»? Могут ли быть использованы для этой цели следующие картины: А.Куприн. «Пейзаж с луной»; В.Борисов-Мусатов. «Водоём»; Э.Мане. «Молодая женщина среди цветов»?

Тем самым, диалог лирики и живописи на учебных занятиях по творчеству А.Фета воспитывает эстетический вкус студентов, расширяет их кругозор в области искусства.

Кроме этого Фет в высокой степени обладает еще одной особенностью, а именно высокой музыкальностью стиха. С помощью аллитераций и разнообразных ритмических рисунков Фет создает необычные звуковые образы, которые подчеркивают, усиливают образы живописные («Спи, еще с зарею...», «Серенада», «Растут, растут причудливые тени», «На заре ты ее не буди», «Люди спят, пойдем в тенистый сад», «Пчелы» и т.д.). Природа в стихотворениях Фета всегда оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния автора или лирического героя: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Таким образом, можно утверждать, что главным в его поэзии становятся не яркие образы, а эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Эти настроения и легли в основу создания романсов на стихи А.Фета.

Литературно-музыкальные параллели и сопоставления эстетически оправданы: музыка - душа поэзии, она проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Обогащенное ритмом и мелодией, оно начинает играть всеми своими красками. Вспомним романс на стихи А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу».

Учебные занятия и внеаудиторные мероприятия, на которых сопоставляются литературные и музыкальные произведения, оставляют яркие эстетические впечатления, воспитывают чувство прекрасного. И вместе с тем учебные занятия с использованием музыкальных записей - дело достаточно тонкое, трудоемкое, требующее тщательной подготовки. Не все студенты, зачастую, ориентируются в искусствоведческой литературе, владеют специальной лексикой (например, композитор, исполнитель, романс, мелодия, фортепианная партия, аккомпанемент, ритм, музыкальное сопровождение и т.п.), поэтому необходимо познакомить их с этими понятиями, дать определения.

Каждое музыкальное произведение оригинально по своему характеру и стилю. Поэтому перед прослушиванием романсов на стихи А.А.Фета будет целесообразно рассказать об истории создания, о композиторе и наиболее известных исполнителях, тем самым, расширяя знания студентов не только по литературе, но и по музыкальному искусству. Общий тон занятия может определять мысль о глубокой и органичной связи лирики и музыки.

Романсы на стихи А.А.Фета звучат, как одухотворенный дуэт, тонко передающий настроения и поэтическую завершенность стихотворения. Аккомпанемент, звучание живого голоса делают ощутимыми эмоциональные контрасты романсов. Стихи поэта окрашиваются обаянием живого человеческого чувства, отраженного в мелодии романса.

Фет - поэт звуков. Кажется, будто он слушает только звуки, а не смысл слов и соединяет их в мелодии. Никто не верил так, как Фет, что в слове таятся два значения, две силы: одна - его непосредственный смысл, другая - его звуковой смысл, его музыка. И никто так не верил, что вторая значительнее первой:

Я понял те слезы, я понял те муки,

Где слово немеет, где царствуют звуки,

Где слышишь не песню, а душу певца…

Душа певца - это его стихи, которые воздействуют на личность через эстетический идеал,

Список использованной литературы:

  1. Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.Фета.- М., 1975.

  2. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, 1989.- 159с.

  3. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма.- М.: Советская Россия, 1988




4

© 2010-2022