«Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок по русскому языку.Тема: «Бессоюзное сложное предложение». («Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем». ) Лексическая тема:«Держать язык за зубами – признак культуры человека» Цель и задачи:с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый  материал в структурной системе его главных теоретических положений; Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова,  (Алматы  «Мектеп» 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки – консультации, интерактивная ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Бессоюзное сложное предложение»«Бессоюзное сложное предложение»9 класс

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫВОДОВ

Тема: «Бессоюзное сложное предложение». («Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем». )

Лексическая тема:«Держать язык за зубами - признак культуры человека»

Цель и задачи:с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый материал в структурной системе его главных теоретических положений;

Составить синтетическую таблицу;

Показать учащимся выразительно - изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений;

Материалы по лексической теме использовать в воспитании культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться

Методы, приемы, технология урока:метод исследований как основной, метод блочного изучения как вспомогательный; индукция, дедукция, прием сворачивания информации в опорную таблицу; коллективная, групповая, индивидуальная формы учебной деятельности, работа с раздаточным материалом и ТСО

Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, (Алматы «Мектеп» 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки - консультации, интерактивная доска.

Ход урока

І. Организационный этап.

Поэтическая минута- ученики выразительно читают стихи,в это время демонстрируется слайды о временах года под музыку Свиридова»Времена года»

  1. Уж небо осенью дышало , Уж реже солнышко блистало, Короче становился день , Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась , Ложился на поля туман , Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора ; Стоял ноябрь уж у двора

А. С. Пушкин



  1. Горные вершины, Спят во тьме ночной. Тихие долины Полны свежей мглой. Не пылит дорога, Не дрожат листы Подожди немного, Отдохнешь и ты.

М.Ю. Лермонтов

ІІ. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Слово учителя: знакомство учащихся с темой и комплексными задачами урока.Учитель подчеркивает, что самое главное - это блочное изучение теоретических сведений о бессоюзном сложном предложении, сворачивание полученной информации в опорную таблицу, выполнение тренировочно - закрепительных упражнений и творческих заданий. Сообщает о лексической теме с фразеологизмом , предусматривающим размышления;

Ученики записывают число, грамматическую и лексическую темы урока.(слайд 1)

Проверка домашнего задания. (Надо было повторить и восстановить опорные знания по теме «Бессоюзное союзное предложение, знаки препинания в нем,» по учебнику казахского языка для 9 класса. Выписать по одному предложению на постановку запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП).

ІІІ.Организация блочного изучения новой темы методом исследований и выводов;система закрепительно-тренировочных упражнений и творческих заданий.

1.Рассмотрение схемы,разворачивание ее в связное переложение на грамматическую тему. (слайд 2)

Сложное предложение

Союзное сложное Бессоюзное сложное предложение -БСП

предложение


Сложносочиненное Сложноподчиненное предложение - ССП предложение - СПП

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами: 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов; 2 )при помощи интонации (без союзов и союзных слов).Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения сложносочиненные; 2) предложения сложноподчиненные.

В бессоюзном сложном предложении его части(простые предложения)соединяются только по смыслу и интонации,без помощи союзов и союзных слов.



Бессоюзное сложное предложение . Знаки препинания в нём


Знаки препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Примечание

Запятая ( , )











Точка с запятой ( ; )




Двоеточие(:)

























Тире(-)

Предложения неболЬшие по объему, в них перечисляются какие - то факты







Предложения более распространены, не очень близки по содержанию


а)вторая часть указывает причину того,о чем говорится в первой части


б)вторая часть поясняет первую




в)вторая часть дополняет первую,распространяя обычно сказуемое









а)части противопоставлены по содержанию




б)первая часть указывает на время и условие того,о чем говорится во второй части


в) вторая часть заключает вывод,следствие из того,о чем говорится в первой части

[ ],[ ],[ ].










[ , ] ; [, ]





[ ]: [ ]


[ ]: [ ]; [ ].






[ ] :[ ].













[ ]- [ ].






[ ]- [ ].







[ ]-[ ].

Уж небо осенью дышало , Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. (П.) Тихо в тёмном поле, сладко пахнет клевер, над землею брезжит слабый полусвет (Б)


Слабо шурша, падали шишки;

вздыхая, шумел лес. (А.ГР)


Любите книгу: она научит вас уважать человека.




Люди разделяются на два рода: одни прежде думают,потом говорят;другие прежде говорят,а потом уже думают.(Л.Т.)


Важно только одно:любить народ и Родину,служить им сердцем и душою.(Н.)




Мелких чувств на свете не бывает-мелкими бывают только души. (М . Алигер )


Закончился отдых-закипела работа.Будешь книги читать-будешь все знать.


Солнце дымное встает-будет день горячий.Скажешь слово-добавят десять.


Стр.181












Стр.184



Стр.197
















Стр.204

Разворачивание в связном тексте содержание таблицы.Отличившиеся ученики получили высокие оценки.

Работа с текстом «О трех золотых куклах» из индийского фольклора.

Толкование трудных слов:

Фольклор-халық ауыз әдебиеті

Властитель-әмірші.

Придворные-сарай маңындағылар

Ваше величество-патшам

Один властитель послал соседу-султану в подарок три золотые куклы.Куклы были совершенно одинаковые и с виду,и по размерам, и по весу.Однако властитель велел передать,что цены у них разные.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже.Он просил объяснить,почему это так.

Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой.Придворные осмотрели все три куклы-никакой разницы между ними не было.

И вот один бедный юноша попросил передать султану,что он может разгадать тайну кукол.Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки.Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле:кончик стебелька вылез у нее изо рта.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле:кончик стебелька высунулся у нее из другого уха.Наконец,он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее

Тогда юноша сказал:

-Ваше величество,эти куклы сходны с людьми.Первая кукла похожа на того,кто сейчас же расскажет всем и каждому о том,что слышал.Вторая кукла схожа с тем,у кого чужие слова в одно ухо влетают,в другое вылетают.А третья кукла походит на человека,который что ни услышит,то словно проглотит.Это человек,достойный доверия,-цена этой кукле самая высокая.

Выслушал его султан,обрадовался и приблизил к себе.

Чтение,беседа по содержанию и по поводу главной мысли сказки.После самостоятельного чтения проводим беседу по следующим вопросам:

1)Расскажите,какой подарок и с какой просьбой получил султан.

2)Прочитайте его наказ придворным.

3)Кто и как разгадал тайну подарка?

4)Прочитайте объяснение юноши.

5)Какие качества людей символизируют эти куклы?

6)Какое из качеств вы цените в человеке?

7)К какому стилю речи вы относите этот текст?

Диктант:работа в паре «учитель-ученик».Справочный материал-опорная таблица.

Учитель: диктует Учащиеся:пишут,комментируя знаки препинания,составляют схему БСП

1.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже. [ ],[ ],[ ].

2.Куклы внешне были совершенно одинаковые;тем не менее,всем на удивление,цена на них была разная. [ ];[ , , ].

3.Один бедный юноша попросил передать султану:он может разгадать тайну кукол [ ]:[ ].

4.Султан велел доставить юношу во дворец:заинтересовало его смелое предложение [ ]:[ ].

5.Юноша осмотрел кукол и заметил:у них в ушах просверлены дырочки. [ ]:[ ].

6.Ваше величество,эти куклы сходны с людьми-они символизируют человеческие качества. [ ]-[ ].

7.Третья кукла дороже:она умеет держать язык за зубами. [ ]:[ ].

8.Держать язык за зубами-очень жизненный фразеологизм. Тире между подлежащим и сказуемым[ _ - _]

Устные упражнения:трансформация записанных БСП в ССП и СПП.

Делаю предваряющее сообщение,что бессоюзные сложные предложения можно заменить :а)ССП с сочинительными союзами,б)СПП с подчинительными союзами.

БСП-[ ],сочинительные союзы и, а, но [ ].

БСП-[ ],подчинительные союзы так как,потому что,если,когда,поэтому,так что

Задание выполняют самостоятельно.

IV.Подведение итога урока в форме диалога с классом

-Какую тему рассмотрели сегодня?

-Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в нем.

-Назовите знаки препинания?

-Запятая,точка с запятой,двоеточие,тире.

-Чем можно заменить БСП ?

Союзными сложными предложениями:ССП и СПП.

-Какова главная мысль лексического материала?

-Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека.Этому надо учиться с юных лет.

Выставление оценок.

V.Задания на дом.

Выписать из упражнений учебника по два предложения на каждый знак препинания в БСП или выписать из художественной литературы


© 2010-2022