«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предметы  русский языки литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятным для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.   Цель описания моего педагогического ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»



« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»






« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»



« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»


« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».






« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»






« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

« ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Введение

Сегодня очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась неэффективной. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предметы русский языки литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятным для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Цель описания моего педагогического опыта - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.

Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка и литературы, повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.

Как формировать УУД в рамках конкретных предметных дисциплин? Данной проблеме посвящена моя работа.

1. Основная часть

В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы продемонстрирую при использование ИКТ, при применении проектных технологий, при использовании нестандартных уроков и заданий, при организации самостоятельной работы учащихся, при словарной работе, работе с текстом и др.)

Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы», создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:

  • Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);

  • Методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint;

  • Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.). С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообразования поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн»), большое количество проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы презентации: «Боги и герои Древней Греции», «Такие разные слова», «Занимательная фразеология». В старших классах: «Пушкин и друзья-лицеисты», «Кубофутиризм в искусстве», «Кубофутиризм в литературе» «Язык - друг мой?», « Герои сказок Салтыкова- Щедрина», «Орфограммы в пословицах». Орфограммы в поговорках» «Односоставные предложения» и др.

Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.

1.1. Проектная деятельность

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. На мой взгляд, современный учебный процесс невозможен без проектной технологии. Она позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.

На уроках словесности и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

Моими учащимися были созданы различные проекты: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты по изученным темам.

Сочинение на тему : « Затерялась Русь в мордве и чуди» стало одним из лучших в муниципальном конкурсе). Была отмечена дипломом Лауреата работа, представленная на республиканский конкурс в форме эссэ - « Такая разная музыка», участие в конкурсе работ, посвященных 120- летию со дня рождения мордовского писателя-просветителя З. Ф. Доровеева. Мои учащиеся неоднократно принимали участие в муниципальном конкурсе « Искусство слова». На конкурс республиканского уровня в рамках года Образования был подготовлен проект « История нашей школы». Конкурсанты были отмечены дипломами участников. Среди школьников ежегодно проводятся конкурсы стихотворений на различную тематику. В конкурсе «К 65-летию со дня победы в ВОВ» мои учащиеся тоже принимали участие -писали сочинения о своих родных- участниках ВОВ и тружениках тыла.

Наиболее успешными оказались следующие проекты учащихся: «Путешествие в слово», «На берегах Лингвинии», «Как работать над сочинением», «Словесная живопись», «Русский язык в кроссвордах», «Изученные орфограммы в пословицах», «Изученные орфограммы в поговорках», « Жаргонизмы в речи школьников» Неоднократно учащиеся выставляли свои проекты при оформлении литературного календаря в соответствии со знаменательными датами и изучаемыми темами по литературе.

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию регулятивных, познавательных действий.

Ё

1.2. Нестандартные уроки, игровые технологии

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются помощниками в обучении.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах - позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности (приложение 2 (1)).

1.2.1. Использование нестандартных заданий

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Из нестандартных заданий можно отметить следующие:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

  • Использование ребусов,шарад и т. д.

Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);

- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).

Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.

- Она пуще неволи.

- Суп, сваренный Демьяном.

- Мельник, работающий неделями.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.

  • вопросы проблемного характера.

Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передавайте привет сестре вызвать удивление?

- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

  • развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);

  1. сочинение на лингвистическую тему;

  2. исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?

- Зачем нужны архаизмы?

Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)

- Покой морфемам только снится в гостях у Омонимов.

- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).

- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).

- Быть или не быть Собственным?

Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

  • диктанты «на засыпку»;

  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;

  • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»). Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:- Мы поражались его поразительной памяти.

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

1.3. Самостоятельная работа

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.

В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.

- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.

- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).

- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).

- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.

- Из художественных произведений( лучше изучаемых по программе) выписатьпримеры орфограмм или пунктограмм по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например «Правописание частиц НЕ и НИ», «Правописание суффиксов причастий».

Пример работы в парах:

- В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы «Лексика».

- Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.

- Какие слова относятся к общеславянской лексике?

- Какие группы славянских языков появляются в результате распада общеславянского языка?

- На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?

- Что такое заимствованные слова? и др.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.

Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на заданную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «Ура Инфинитиву», «Служебные части речи», «Стили речи и др.» Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ. На уроках литературы самостоятельная работа так же играет огромную роль, так как развивает навык вдумчивого чтения, анализа произведения в целом , эпизода, героя и типичного характера. Способствует развитию личностных позиций и формированию собственного мнения и опыта.

Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.

Выполнение заданий по карточкам также способствуют развитию самостоятельности обучающихся.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.

1.4. Работа с таблицами и схемами.

В своей работе, на уроках русского языка, часто использую элементы методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С. теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.

С пятого класса я рекомендую учащимся вести « копилки»- тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

На уроках русского языка использую электронные таблицы . На литературечасто работаем со схемами обобщающего или сравнительного характера (Например: заполнить таблицу ««Век нынешний» и «Век минувший» в комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума», « Онегин и Печорин- сходство и различие» при изучении творчества А. С. пушкина и М. Ю. Лермонтова).

1.5. Работа со словарными словами.

Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами. После традиционной работы со словом мы просим ученика выучить.Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.

Хочу поделиться опытом работы со словарными словами (приложение 2 (2)).

Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:

1. Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре,

орфография которого не вызывает затруднение.

2. Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим

группам.

3. Подбор слов по сходству их звучания.

4. Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к

нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.

5. Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.

6. Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию

зарифмованные фразы.

7. Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением

гласные.

8. Одним из любимых способов работы со словарными словами

является создание небольших стихотворений.

Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД

1.6. Работа с текстом.

Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
В своей работе на уроках словесности особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи (приложение 2 (3)).

Заключение

Необходимость формирования УУД очевидна.Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.

В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.

Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе;

  • прочное и неформальное усвоение знаний;

  • повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

  • активизация творческой деятельности - желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), наличием участников Олимпиад, научно - практических конференций, творческих конкурсов школьного ,муниципального и республиканского уровня, сформированности коммуникативных и ключевых компетенций (60 - 70%). Наблюдается позитивная динамика качества знаний.


© 2010-2022