- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа учебной дисциплины «Литература»
Программа учебной дисциплины «Литература»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чеснокова И.К. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИМОРСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Литература
Для специальностей
43.02.11 «Гостиничный сервис»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»
Владивосток
2015
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 43.02.11 «Гостиничный сервис», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» дисциплины «Литература»
Организация-разработчик:
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Приморский политехнический колледж»
Разработчик:
Чеснокова И.К., преподаватель краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Приморский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………10
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….……18
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСПЛИНЫ………………………………………………………………………..…….20
-
Паспорт программы учебной дисциплины «Литература»
-
Область применения программы
-
Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения русского языка в ФГОУ СПО» Приморский политехнический колледж», реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена, согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными программами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 № 03-1180).
Программа учебной дисциплины «Литература» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при организации подготовительных курсов, а также по всем направлениям профессиональной подготовки кадров.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Литература» относится к циклу ОБД (общеобразовательных базовых дисциплин).
-
Цели и задачи учебной дисциплины «Литература» - требования
к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
-
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятие информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
-
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
-
воспитание убеждённости в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
-
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды
Задачи дисциплины:
-
Развитие и совершенствование общих компетенций, включающих в себя:
ОК.1 - литературоведческая - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе и его влиянии на жизнь общества;
ОК.2 - коммуникативная - овладение монологической и диалогической речью, умением перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средств языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде; проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); самостоятельное выполнение различных видов творческих работ;
ОК.3 - культуроведческая - осознание литературы как формы выражения национальной культуры, её связи с мировой культурой, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; отражение в русской литературе традиционного русского быта, духовной культуры русского и других народов; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, художественного читательского вкуса;
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
- историко-культурный процесс 19 века;
- периодизацию русской литературы 19 века;
- самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала);
- взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке;
- феномен русской литературы;
- взаимодействие разных литературных стилей и направлений;
- литературную критику;
- эстетическую полемику;
- журнальную полемику;
- общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе;
- неповторимость развития русской культуры;
- новаторство литературы начала 20 века;
- многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы послереволюционных лет;
- роль искусства в жизни общества;
- полемику по вопросам литературы;
- противоречивость развития культуры в 20 годы;
- литературные группировки и журналы;
- полемику партии в области литературы в 20-е годы;
- становление новой культуры в 30-е годы;
- новые тенденции в литературе 50 - 80-х годов;
- публицистическую направленность художественных произведений 80-х годов.
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся долженуметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод, сцену изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки литературы народов России, формирования межнациональных отношений.
Приобретённые знания и умения студенты должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования коммуникативных способностей, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
-
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося58 часов.
-
Структура и содержание учебной дисциплины
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
в том числе:
работа с учебником
6
чтение литературных произведений
40
ответы на контрольные вопросы
6
работа над рефератами
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1.6 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литературы»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение
Содержание учебного материала
2
2
-
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Основные литературные направления конца 18- нач. 19 вв.
Раздел 2.
Русская литература первой половины XIX века
Содержание учебного материала
10
2, 4
-
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
-
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.
-
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (мотивы одиночества, обреченности, любовь к родине).
-
Роман «Герой нашего времени» - основные мотивы, особенности композиции.
-
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя Особенности жанра и композиции. Образ Чичикова.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Выучить любое стихотворение А.С. Пушкина. Прочитать поэму «Медный всадник». Выучить любое стихотворение М.Ю. Лермонтова. Прочитать роман «Герой нашего времени» (отрывки). Прочитать поэму «Мертвые души»(отрывки).
7
Раздел 3.
Русская литература второй половины 19 века
Содержание учебного материала
56
2, 4
-
Культурно-историческое развитие России середины 19 века, взаимодействие разных стилей и направлений.
-
Роман «Обломов» И.А. Гончарова Творческая история создания романа. Образ Ильи Ильича Обломова.
-
Противопоставление Штольца и Обломова в романе. Любовь в жизни героя (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницина).
-
Пьеса «Гроза» А.Н. Островского - творческая история создания. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.
-
Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Творческая история создания, особенности композиции, нравственная проблематика романа. Идейные споры «отцов» и «детей».
-
Образ Евгения Базарова, его нигилизм. Любовь в жизни героя (Базаров и Анна Сергеевна Одинцова).
-
Классное сочинение по роману «Отцы и дети».
-
Русская поэзия второй половины XIX века. Лирика Ф.И.Тютчева- особенности лирики.
-
Особенности лирики А.А.Фета.
-
Творчество А. К. Толстого - особенности лирики.
-
Особенности лирики Н.А. Некрасова -гражданский пафос, народность.
-
Творчество Н.С.Лескова. Основные мотивы повести «Очарованный странник».
-
Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Жизненный и творческий путь.
-
Основные мотивы повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
-
Сатирические приемы, используемые в творчестве (гротеск, гипербола, «эзопов язык»). Сказки Салтыкова-Щедрина.
-
Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра и композиции, социальная и нравственно-философская проблематика
-
Трагичность образа Родиона Раскольникова. История семейства Мармеладовых - трагедия «маленького человека» в романе.
-
Теория Раскольникова и ее опровержение в романе. «Двойники» Раскольникова.
-
Значение образа Сонечки Мармеладовой - возрождение через страдание и очищение. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
-
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказе.
-
Роман-эпопея «Война и мир» - творческая история создания романа, жанровое своеобразие, особенности композиции, проблематика романа.
-
Духовные искания Андрея Болконского.
-
Духовные искания Пьера Безухова.
-
Образ Наташи Ростовой - авторский идеал женской красоты и духовности в романе.
-
«Мысль народная» в романе. Значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого.
-
Классное сочинение по роману-эпопее «Война и мир».
-
Рассказы А.П. Чехова.
-
Новаторство Чехова в драматургии. Комедия «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Прочитать роман «Обломов» (отрывки). Прочитать пьесу «Гроза» (отрывки). Прочитать роман «Отцы и дети» (отрывки). Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева. Выучить стихотворение А.А. Фета. Выучить любое стихотворение Н.А. Некрасова. Прочитать роман «Преступление и наказание» (отрывки). Прочитать роман-эпопею «Война и мир» (отрывки). Прочитать рассказы А.П. Чехова. Прочитать комедию «Вишневый сад» (отрывки).
20
Раздел 4.
Русская литература на рубеже XIX - XX веков
Содержание учебного материала
6
2, 4
-
Введение - общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа веков и его отражение в литературе. Многообразие литературных течений.
-
Лирика Ивана Алексеевича Бунина. Основные мотивы рассказа Бунина «Темные аллеи».
-
Творчество Александра Сергеевича Куприна. Основные мотивы рассказа «Олеся».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Знакомство с творчеством А.С. Куприна.Составление рефератов.
4
Раздел 5.
Литература начала XX века. Поэзия Серебряного века
Содержание учебного материала
12
2, 4
-
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX вв. Основные литературные течения в русской поэзии: реализм, акмеизм, символизм, футуризм.
-
Творчество В.Я.Брюсова. Основные мотивы и темы поэзии Брюсова.
-
Творчество Н.С.Гумилева - основоположника акмеизма в русской поэзии начала XX века. Основные мотивы поэзии Гумилева.
-
Творчество Максима Горького. Особенности раннего творчества - слияние романтизма и реализма. Основные мотивы рассказа «Старуха Изергиль».
-
Пьеса Горького «На дне» - особенности композиции, проблематика пьесы. Образы ночлежников (Сатин, Актер, Клещ, Пепел и др.)
-
Жизнь и творчество Александра Блока. Основные мотивы лирики.Поэма Блока «Двенадцать» - композиция, сюжет, интонационное разнообразие.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Знакомство с творчеством В.Я. Брюсова. Знакомство с творчеством Н.С. Гумилева. Знакомство с творчеством М. Горького. Знакомство с творчеством А.А. Блока. Составление рефератов.
6
Раздел 6.
Литература 20-х годов XX века
Содержание учебного материала
10
2, 4
-
Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы.
-
Творчество С.А. Есенина. Основные мотивы лирики.Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.
-
Творчество В.В. Маяковского. Новаторство поэзии Маяковского.Основные мотивы поэмы «Во весь голос».
-
Жизнь и творчество А.А. Фадеева. Основные мотивы романа «Разгром».
-
Жизнь и творчество Б.А. Лавренева. Основные мотивы повести «Сорок первый».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Знакомство с творчеством С.А. Есенина. Знакомство с творчеством В.В. Маяковского. Знакомство с творчеством А.А. Фадеева. Знакомство с творчеством Б.А. Лавренева. Составление рефератов.
4
Раздел 7.
Литература 30-х - начала 40-х годов
Содержание учебного материала
2, 4
-
Обзор развития литературы 30-х - начала 40-х годов.
-
Творчество М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики.
-
Творчество О.Э. Мандельштама. Основные мотивы лирики.
-
Жизнь и творчество А.П. Платонова. Основные мотивы повести «Котлован».
-
Творчество И.Э. Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
-
Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Особенности раннего творчества.Проблематика повести «Собачье сердце».
-
Основные мотивы романа «Мастер и Маргарита» - композиция, система образов, смешение фантастического и реалистического.
-
Творчество А.Н. Толстого. Роман «Петр Первый» - художественное своеобразие романа.
-
Жизнь и творчество М.А. Шолохова. Трагический пафос «Донских рассказов».
-
Роман-эпопея «Тихий Дон» - судьбы русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Образ Григория и Аксиньи.
20
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Знакомство с творчествомМ.И. Цветаевой. Знакомство с творчествомО.Э. Мандельштама. Знакомство с творчествомА.П. Платонова. Знакомство с творчествомИ.Э. Бабеля. Знакомство с творчествомМ.А. Булгакова. Знакомство с творчествомА.Н. Толстого. Знакомство с творчествомМ.А. Шолохова. Составление рефератов.
6
Раздел 8.
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Содержание учебного материала
-
Деятели литературы и искусства на защите Отечества (живопись, музыка, песни военных лет, кинематограф героической эпохи).
-
Лирический герой в стихах поэтов - фронтовиков: Ольги Берггольц, Константина Симонова, Александра Твардовского, Михаила Исаковского, Юлии Друниной и др.
-
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.
-
Драматургия военных лет: пьесы «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука.
-
Обзор литературы первых послевоенных лет (тематика произведений).
-
Жизненный и творческий путь Анны Ахматовой. Особенности ранней лирики.
-
Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Поэма «Реквием» - основные мотивы.
-
. Творчество Бориса Пастернака. Основные мотивы лирики.Роман «Доктор Живаго» - обзор.
-
Творчество Александра Трифоновича Твардовского. Тема войны и памяти в лирике Твардовского («Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины..» и др.)
-
Поэма «По праву памяти» - осмысление трагического прошлого.
20
2, 4
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков. Знакомство с творчествомЛ.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова. Знакомство с творчеством А.А. Ахматовой. Знакомство с творчествомБ. Пастернака. Знакомство с творчествомА.Т. Твардовского.
6
2, 4
Раздел 9.
Литература 50-80-х годов (обзор)
Содержание учебного материала
-
Пути развития литературы 50-80-х годов ,изменения в общественной и культурной жизни страны и отражение этих событий в литературе (обзор).
-
Поэзия 60-х годов - поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Е.Винокурова, А.Вознесенского, Б.Окуджавы и др.
-
Проза 6о-80-х годов - тематика, нравственная проблематика произведений («городская проза», «деревенская проза»)
-
Особенности драматургии 50-80-х годов: нравственная проблематика пьес А.Володина «Пять вечеров», А.Арбузова «Иркутская история», А.Вампилова «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и др.
-
Творчество А.И.Солженицына. Обзор романа «Архипелаг Гулаг».Основные мотивы рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
-
Творчество В.М.Шукшина. Основные мотивы рассказов Шукшина - «чудики» русской жизни.
-
Русская литература последних лет (обзор)
-
Обзор изданий зарубежной литературы разных лет.
-
Обобщение изученного материала. Защита рефератов по современной литературе.
-
Зачетное занятие. Обобщение изученного материала.
20
2, 4
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Знакомство с творчествомБ. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Е. Винокурова, А. Вознесенского, Б. Окуджавы, А. Володина, А. Арбузова, А. Вампилова, А.И. Солженицына, В.М.Шукшина. Составление рефератов.
6
2, 4
Итого:
175
-
Уровень усвоения
Название уровня
Характеристика уровня
0 (нулевой)
Понимание
Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
I
Узнавание
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
II
Воспроизведение
Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III
Применение
Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
IV
Творчество
Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
1