- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Отчет ШМО учителей русского языка, литературы и МХК Башкирской гимназии с. Учалы за 2014-2015 учебный год
Отчет ШМО учителей русского языка, литературы и МХК Башкирской гимназии с. Учалы за 2014-2015 учебный год
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ХАДЕЕВА Л.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год
Работа МО учителей русского языка и литературы в течение 2014-2015 учебного года велась в соответствии с требованиями нормативных документов. Тема, цель и задачи деятельности МО были сформулированы в начале учебного года.
Тема МО: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы».
В 2014-2015 учебном году перед методическим объединением учителей русского языка, литературы были поставлены конкретные цели и задачи:
Цель:
Создание условий для выявления и раскрытия творческих способностей каждого ученика.
Задачи:
-
Воспитывать духовно богатую и высоконравственную личность с развитым чувством самосознания и общероссийского сознания, человека, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру.
-
Разрабатывать и проводить уроки разного типа с целью повышения интереса к предметам гуманитарного цикла.
-
Обеспечить уровень образования, соответствующего современным требованиям за счёт личностно-ориентированного подхода к учащимся.
-
Развивать творческий потенциал учащихся , используя современные педагогические технологии.
-
Совершенствовать внеурочную деятельность со школьниками по предметам гуманитарного цикла.
Проблемы, над которыми работали члены МО в 2014-2015 учебном году:
-
Качество знаний учащихся и подготовка к ГИА и ЕГЭ.
-
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.
-
Культура слова современных школьников.
-
Внеклассная деятельность учителей словесников.
В основном, поставленные перед МО цель и задачи были реализованы.
Вывод: как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2014-2015 учебном году. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, были разнообразными формы работы.
В 2014-2015 учебном году состоялось 5 плановых заседаний МО.
Первое заседание МО (протокол №1 от 29.08.14)носило организационный характер. Был обсужден и утвержден план работы МО на год, выяснены наиболее актуальные проблемы в преподавании предметов, проанализировано качество учебников. Кроме того, обсуждались рабочие программы по предметам, все программы утверждены. Учителями выпускных классов дан анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах. Было решено внимательно следить за изменениями в материалах ГИА и ЕГЭ. Также был составлен календарь литературных дат на 2014-15 учебный год. На заседании рассмотрели также вопрос об участии в международном конкурсе «Медвежонок».
На втором заседании( протокол №2 от 29.09.2014 г.) рассмотрели несколько вопросов, самым важным из которых является подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Было решено улучшить качество работы с КИМ при подготовке к экзаменам, особое внимание обратить на технологию написания изложения по аудиозаписи сочинений-рассуждений. Был сформирован банк одаренных учащихся по направлению « ФИЛОЛОГИЯ», в который вошли 36 учащихся гимназии. На этом же заседании обсудили план проведения предстоящего юбилея М.Ю.Лермонтова. Всеми учителями были предложены разнообразные мероприятия к этой дате, разработан предварительный план проведения. Был оформлен стенд, посвященный жизни и творчеству величайшего поэта, вывешен план проведения мероприятий:
-
Экспресс-информация « Великий русский поэт»
-
Конкурс творческих работ « Литературное наследие Лермонтова»
-
Конкурс рисунков « Мой Лермонтов»
-
Книжная выставка « Творчество Лермонтова»
-
Лит.викторина « Нет, я не Байрон, я другой…»
-
Лит.час « Герой нашего времени»
-
Выставка « М.Ю Лермонтов в воспоминаниях современников»
-
Беседа « Классик русской поэзии»
-
Конкурс стенгазет « Земле отдал я дань земную любви, надежд, добра и зла…»
-
Конкурс исследовательских проектов и рефератов « Наследие Великого поэта»
-
Виртуальное путешествие по лермонтовским местам
-
Конкурс чтецов « Гляжу на будущность с боязнью…»
-
Познават. час « М.Ю. Лермонтов-детство, годы учения»
-
Литературно-музыкальный вечер « Страницы мятежной жизни»
Все запланированные мероприятия были проведены силами классных руководителей, библиотекаря и учителей русского языка и литературы. Учащиеся 9А класса подготовили красочный вечер, для которого научились танцевать полонез, вальс, ученица 11-го класса Гарипова Ямиля исполнила два романса на стихи поэта, а роль самого Лермонтова блестяще исполнил Аглеев Салават из 9А.
Третье заседание МО ( протокол№3 от 13.10 2014 г.) прошло в форме семинара на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Кроме того, был разработан план подготовки к различным конкурсам и мероприятиям российского и международного уровня. В октябре же был дан старт Всероссийской олимпиаде школьников.
20.10 2014 года прошел школьный этап олимпиады по русскому языку, 24.10.-по литературе, 27.10-по МХК. На муниципальном уровне ученица 11Б класса Умургулова Алина заняла 3-е место по МХК, ученица 7В Жолобова Кристина-5-е место по литературе.
В ноябре проводилась международная игра-конкурс « Русский медвежонок», на которой участвовали 104 ученика гимназии., пятеро из которых получили дипломы и грамоты победителей, а также призы. Приняли участие в конкурсе « Кубок Гагарина» --шестеро 6-классников по рус.языку и двое по литературе. 9 учащихся участвовали в викторине по творчеству М.Ю.Лермонтова на сайте « Марафоны»
С 1 по 12 декабря проводился декадник русского языка, литературы и МХК. Было запланировано и проведено 10 мероприятий:
-
Викторина « По дорогам сказок»
-
Конкурс « Самый грамотный ученик»
-
Викторина по тв-ву Лермонтова
-
Конкурс на лучшую тетрадь по рус. языку, литературе и МХК,
-
Конкурс сочинений ко Дню матери
-
Конкурс рисунков и поделок « Мой любимый лит.герой»
-
Просмотр фильма « Лермонтов»
-
Выставка « Величайшие памятники мира»
-
Конкурс стенгазет к юбилею Лермонтова
-
Итоговый вечер.
20.01.2015 г. провели пробный ОГЭ , проанализировали результаты.
5.02.2015г. состоялось открытие Года литературы, Всеми учителями МО были проведены специальные мероприятия:
Валиуллина Г.Н.-« А.П. Чехов-созидатель»
Резяпова З.А.-- « В обыкновенном видеть прекрасное»
Кусяева Р.Б.-« Литература-искусство слова»
Хадеева Л.В.-«Книги-юбиляры 2015 года»
Рахматуллина Л.С.-« Литература детям»
На четвертом заседании (протокол №4 от 11.02.14) изучили изменения в материалах КИМов ОГЭ и ЕГЭ,
кроме того, отдельным вопросом стояло прохождение программ.
Пятое заседание было посвящено анализу экзаменационных материалов и их утверждению
На последнем заседании МО (протокол №6 от 15.05.15) были рассмотрены следующие вопросы:
1.Подведение итогов работы МО за 2014 - 2015 учебный год.
2. Утверждение задач на новый 2015 - 2016 учебный год.
3. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.
4.Прохождение программ по предметам.
5. Анализ результатов контрольных работ.
6. Подготовка выпускников к проведению ЕГЭ и ГИА.
Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения в течение учебного года использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-конференция, урок-исследование, урок-презентация. урок-проект.
В 2014-2015 учебном году МО работало в составе 5 человек.
Учителя в течение года принимали самое активное участие в проведении мероприятий, тематических вечеров, были задействованы в проверке экзаменационных работ, активно сотрудничали с центральной библиотекой, посещая встречи с интересными людьми по скайпу, лекции и занятия. Проводились тематические выступления на линейках: « Живи и помни»- памяти В.П.Астафьева, 21.03.2015г.-К Международному Дню поэзии.
10.04.2015 года 11Б класс провел Вечер, посвященный юбилею С.А.Есенина.
Также учащиеся школы принимали активное участие в дистанционных и заочных конкурсах и олимпиадах.
№
п/п
Ф.И.О. учителя
предмет
Вид конкурса, уровень
Кол-во
участн.
призеры
1.
Хадеева Л.В.
Русский
Язык
Русский язык
«Русский медвежонок»
Международный
Всероссийский конкурс сочинений к 70-летию Победы в Вов « Когда была война»
Конкурс « Кубок Гагарина»
18
1
Гильманова Гульнур-рег.уровень
Сафиуллин Радмир-рег. Уровень
Ризванова Альмира(1 место)
Сафиуллин Радмир( участник)
Абросимова Рената ( участник)
Засова Аделина (участник)
2
Рахматуллина Л.С.
Русский
язык
«Русский медвежонок»
Международный
Конкурс « Кубок Гагарина»
36
Нурмухаметова Айлина ( рег.)
Нурмухаметова Айлина ( муниц.)
3
Валиуллина Г.Н
Русский
язык
«Русский медвежонок»
международный
4
Резяпова З.А.
Русский
язык
Межрегиональный конкурс творческих работ « Что такое Родина»
« Русский медвежонок»
Булякова Лидия ( 3 место)
Биккулов Наиль (рег.)
5
Кусяева Р.Б.
Русский
язык
В течение года в кабинеты русского языка и литературы поступило новое мультимедийное оборудование.
Увеличилось число уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.
Использование нового оборудования помогает разнообразить формы и методы проведения уроков, заинтересовать ребят в изучении предмета.
В текущем учебном году повышение и совершенствование мастерства педагогов проходило через посещение районных МО, а также через взаимопосещение уроков и заслушивание выступлений по темам самообразования.
Выводы и решения
Работу МО учителей русского языка и литературы можно признать удовлетворительной. Учителя МО участвовали в инновационной деятельности, применяли современные образовательные технологии, участвовали в предметной неделе. МО в 2014 -2015 году проводилась работа по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач:
-
не найдена такая форма организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию.
-
всё ещё малоэффективной остаётся работа по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
-
Организовать работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми;
-
Продолжить процесс самообразования;
-
Активизировать использование инновационных технологий;
-
Работать над пополнением методической «копилки» школы;
-
Повышать качество знаний обучающихся.