Открытый урок: «Искусство создания портрета»

""Описание материала: "Главная проблема, которую приходится решать на уроках развития речи, это преодоление неумения учащихся находить и описывать красоту в себе и в окружающем мире. "Данный урок проводится совместно с учителем изо и решает сразу несколько важных для развития творческих способностей учащихся задач: умение создавать синквейны-портреты и автопортреты, графические автопортреты, анализировать творения признанных мастеров слова и известных художников. "Планировать свою деятельность и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка и изо на тему:

«Искусство создания портрета»

7 класс

Эпиграф: «Нет ничего прекраснее,

чем человек»

( Софокл.)

Тип урока: интегрированный урок

Форма: урок - творческая мастерская

Цели урока:

1) развитие речи учащихся

2) развитие способностей к рисованию

3) Развитие умения рефлексии.

Главная проблема, которую предстоит решить на уроке, это преодоление неумения учащихся находить и описывать красоту в себе и в окружающем мире.

Круг реальных объектов действительности предлагаемых для изучения учащимся: Репродукции портретов кисти великих художников, тексты для редактирования.

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов:

Наблюдение, анализ и сопоставление увиденного с личным опытом.

Задачи урока: научить создавать синквейны и графические портреты.

Ведут урок учитель русского языка и изо.

План:

1. Оргмомент в форме приветствия (1мин).

2. Объявление темы, целей и задач урока(2).

3.Создание портретного описания в форме синквейна(14мин).

4. Создание графического портрета .Создание самодельной книжки. «Мой друг» или «Это я» (14мин).

5.Рефлексия(5мин).

Организация работы детей: работа в парах.

ХОД УРОКА:

1.Приветствие в форме комплимента (учителя обмениваются комплиментами друг с другом, дети в парах)

2.Объявление темы урока , его целей, задач: Учитель русского языка: Приветствую всех присутствующих здесь, очень рада видеть самых талантливых, самых неповторимых и интересных людей, ибо « людей неинтересных в мире нет, их судьбы, словно тысячи планет, у каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее»

Учитель изо: А я приветствую самых талантливых и красивых, ибо « нет ничего прекраснее, чем человек»

Учитель русского языка : Тема нашего урока : « Искусство создания портрета». Сегодня мы с вами будем учиться создавать тексты-синквейны . Это урок развития творческих способностей и в том числе развитие речи. Ответьте, пожалуйста, на первый вопрос листа рефлексии. (Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?)

3. Синквейн:

Учитель:

- А какой бывает речь? (ответы детей: устной и письменной, красивой, выразительной и нескладной, корявой, бедной…)

Учитель: Верно, ребята. И чтобы наша речь была внятной, образной, богатой, этому надо учиться постоянно. Именно речь является показателем грамотности и культуры человека.

Вспомните, что такое портрет?

А теперь ваши вопросы друг другу , которые вы готовили дома:

Для чего нужно описание внешности человека? Где оно может встретиться, пригодиться?

Только ли внешность описывает автор в герое?

Что является инструментом описания человека?

Учитель: - Итак, вспомним еще раз способы описания внешности ( слайды) Редактирование чужого текста.( см. приложения)

Учитель: А теперь попробуем написать синквейн, в котором отразим не только черты нашей внешности, но и характерные особенности внутреннего мира. Описывать можно самого себя или своего друга, с которым ты работаешь в паре.

СИНКВЕЙН- это пятистрочный стих, в котором каждая строка описывает предмет по-новому.

1-я строка- название (имя).

2-я строка - два прилагательных, наиболее точно характеризующих предмет.

3-я строка - три глагола, связанных с объектом описания.

4-я строка - эмоциональная характеристика, выражающая Ваше личное отношение к объекту описания.

5-я строка - поясняет суть объекта одним существительным.

Задание: составьте синквейн-описание самого себя, возможно, сравнив себя с рекой, горой, цветком, снежинкой, бабочкой и др.

Пример : 1- Я- река.

2-Спокойная и прозрачная.

3- Не стою на месте, стремлюсь в океан Знаний, не меняю течения.

4-Как здорово , что у меня есть притоки-друзья и мое русло правильное!

5-Движение!


ТВОЙ СИНКВЕЙН:


1- Я-это…………………………………………….

2-….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3-…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................5…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!!!


4. Создание графического портрета.

Учитель изо вспоминает с детьми знаменитых портретистов, рассматривают иллюстрации портретов известных людей, вспоминают этапы создания портрета и , наконец, создают портреты друзей или автопортреты ( по выбору)

5. Создание книжки.

6. Рефлексия: а) Какие чувства и ощущения возникли у вас во время выполнения эвристического задания?

б) Чему вы научились на этом уроке?

в) Что вам хотелось бы изменить в этом уроке?

Задание на дом: составить синквейн с описанием своего любимого воспитателя.

Приложения.

Описывать внешность человека в жизни приходится довольно часто. Существует три основных способа описания внешности человека, каждый из которых применим в соответствующей ситуации. Прочитайте это объявление на стене отделения милиции, в котором внешность человека описана очень подробно, таким образом, чтобы любой мог без ошибки узнать опасного преступника.

Словесный_портрет

Такое подробное описание в криминалистике (науке, изучающей секреты раскрытия преступлений) называется словесным портретом, он составляется по специальным правилам и в работе милиции может оказаться иногда даже полезнее фотографий. Там кроме цвета волос, одежды, роста, указываются особые приметы: акцент и особенности произношения отдельных звуков, характерные жесты, походка и много другое, что помогает найти преступника.

Например, вы по телефону договариваетесь о встрече с человеком, который вас никогда не видел, и которого вы тоже никогда не видели. Условившись о месте и времени (предположим, это будет выход из станции метро «Кузнецкий мост» в 5 часов вечера), необходимо договориться, как вы узнаете друг друга. Но подробно рассказывать о себе в соответствии с правилами составления словесного портрета в такой ситуации вовсе необязательно. Достаточно указать одну или две выразительные детали, по которым человека легко узнать в толпе. Например, собеседник сообщит вам, что ходит в очках и собирается отправиться на встречу в серой куртке. Этих признаков совершенно достаточно, чтобы найти друг друга среди сотен выходящих из метро в это время дня.

Итак, первые два способа помогают найти конкретного человека среди многих других. Первый очень подробен и точен, второй краток. Но существует еще один вариант описания внешности человека, использующийся очень часто, но по которому найти конкретного человека среди других людей совершенно невозможно. Дело в том, что он используется для создания образов литературных персонажей. Еще в древнегреческом театре актеры, изображавшие коварных злодеев, надевали рыжие парики. Рыжие волосы символизировали огонь, знойное солнце, разрушение, и зрители сразу понимали, что ничего хорошего ждать от такого героя не следует. Если в романе девятнадцатого века мы читаем о молодом человеке, у которого бледное лицо и «кудри черные до плеч», это, прежде всего, означает, что он романтик. Так описывались избранные люди, живущие возвышенными чувствами и испытывающие тайные страдания. Ну а если в художественном тексте встречается персонаж, у которого разные глаза, причем один из которых зеленый, то на следующих страницах вы узнаете о чем-то страшном и необычном, возможно, о том, что этот человек имеет отношение к нечистой силе. В литературном портрете черты внешности являются не только наружным признаком персонажа, но и служат выражению его внутренней сущности.

Попробуйте, выполняя упражнение № 1, определить, какие человеческие качества скрываются за деталями литературного портрета.

Открытый урок: «Искусство создания портрета»

Любой текст, предназначенный для печати, (художественные произведения, научные статьи или заметки для газеты), из рук автора сначала попадает к редактору. Это человек, который исправляет ошибки, случайно допущенные или не замеченные автором. Самая главная задача редактора - найти речевые ошибки, потому что из-за них текст может быть понят неправильно.

Редактор - это первый и самый внимательный читатель любого печатного текста. Для школьных сочинений редактором является учитель: он красной ручкой исправляет ошибки, допущенные или не замеченные учениками, и потом ставит оценку. Для того чтобы оценки за сочинения были хорошими, нужно самому уметь находить и исправлять собственные речевые ошибки, а также научиться редактировать свой текст.

Давайте попробуем найти и исправить речевые ошибки, допущенные в описании внешности одного известного литературного героя. ( Предложения для удобства пронумерованы.) Упр. №2

«1. На пороге стоял маленький коренастый человечек в желтой клетчатой рубашке и голубых штанишках. 2 .Сразу бросались в глаза его озорные глаза. 3. Добродушная улыбка озаряла лицо. 4. Возраста он был неопределенного, но точно не мальчик и не старик. 5. Волосы и руки, держащие в карманах, были растрепаны. 6. На животе сияла огромная не то пуговица, не то кнопка. 7. Когда он повернулся, стало видно лопасти небольшого пропеллера, укрепленного у него за спиной».

В этом тексте семь предложений, из которых два написаны с ошибками. Посмотрите внимательно на второе предложение, там дважды повторяется слово ГЛАЗА. Первый раз оно входит в состав фразеологического оборота «БРОСАТЬСЯ В ГЛАЗА», что обозначает «быть заметным, ярким, привлекать внимание». Исправить эту ошибку можно разными способами: «Я сразу заметил его озорные глаза», «Нельзя было не заметить его озорных глаз» или «Его озорные глаза сразу привлекали внимание».

В пятом предложении допущено сразу две ошибки: логическая и грамматическая. Во-первых, РАСТРЕПАНЫ могут быть только ВОЛОСЫ, во-вторых, неправильно употреблено причастие ДЕРЖАЩИЕ. Это предложение надо из простого превратить в сложное, например, так: «Волосы его были растрепаны, руки он держал в карманах».

© 2010-2022