Урок изучения нового материала по русскому языку на тему «Язык как система и средство общения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изучения нового материала на тему «Язык как система и средство общения».

Этапы.

  1. Организационный.

  2. Постановка цели.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний.

  6. Подведение итогов и определение домашнего задания.

Слово учителя

В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире. Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Актуализация знаний

Лексика

Укажите лексическое значение слов.

Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.

Словообразование

- Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?

(Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши)

Морфология

- Прочитайте данный текст.

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».

А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)

- На каком языке этот тест?

- Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова, не считая служебных. Что происходит и с кем - неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.

- Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.

Синтаксис

Вы знаете, что обязательным показателем предложения является наличие грамматической (предикативной) основы, а в устной речи - интонации. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)

3. Весь мир - театр, и люди в нём - актёры. (В. Шекспир.)

4. Пусть заболею, пусть даже умру - вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)

Изучение нового материала

Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему.

Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение)- объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Следовательно, каждая система:

  • состоит из множества элементов;

  • элементы находятся в связи друг с другом;

  • элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

  • звук;

  • морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

  • слово;

  • фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

  • свободное словосочетание;

  • предложение (простое, сложное);

  • текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка

Уровни языка

Разделы языкознания

Звуки, фонемы

Фонетический

Фонетика

Морфемы

Морфемный

Морфемика

Слова

Лексический

Лексикология

Формы и классы слов

Морфологический

Морфология

Предложение

Синтаксический

Синтаксис


Основные функции языка:

  • коммуникативная;

  • когнитивная (познавательная);

  • аккумулятивная;

  • эмоциональная;

  • эстетическая.

Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как им пользуются люди разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий.

Выделяются следующие формы существования общенародного языка:

  • просторечие;

  • диалекты;

  • жаргоны;

  • литературный язык.

Литературный язык - высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении.

Его основные свойства:

  • полифункциональность;

  • наличие системы функциональных стилей;

  • наличие как устной, так и письменной формы;

  • наличие нормы, обязательной для всех носителей языка.

Кодифицированные нормы - это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация - это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей (например, правильное ударение: договор, маркетинг, обеспечение, намерение).

Вопросы на закрепление материала

  1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы).

  2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).

  3. Совокупность слов какого-нибудь языка (лексика).

  4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы).

  5. Новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

  6. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления (архаизмы).

  7. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (фразеология).

  8. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы).

  9. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы).

  10. Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (жаргонизмы).

  11. Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (историзмы).

Упражнения на закрепление

1.Закончите следующие фразы:

  • Без языка невозможно ……. .

  • Кодификация - это…… .

  • Литературный язык имеет две формы - ……. .

2. Подберите к устаревшим словам синонимы из современного русского языка.

Очи - глаза
чело - лоб
ланиты - щёки
уста - губы
перст - палец
брань - битва
глаголет - говорит
брадобрей - парикмахер
овен - баран
риза - одежда
плоть - тело
пясть - кисть руки
десница - правая рука

3. Распределить словосочетания: в первый столбик с прямым значением, а во второй - с переносным.

Стальной гвоздь; стальные нервы;
Большой камень; большой футбол;
Горячий человек; горячий кофе;
Холодный взгляд; холодная вода;
Крепкое здоровье, крепкий орешек;
Глухой старик, глухой голос;
Шёлковые ресницы; шёлковый платок;
Коралловые бусы, коралловые губы;
Золотое сердце; золотое ожерелье.

4. Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся в нем слово синонимами.

Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ (превосходное) место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ (отличный). Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: "Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ (отменная)!" Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ (прекрасное).

Подведение итогов, домашнее задание.

Используемые источники.

Г.А. Богданова .Тестовые задания по русскому языку: 10 кл. - М.: Просвещение, 2007.

Г.К.Трофимова. Русский язык и культура речи: курс лекций. 2004г.

Интернет:

dic.academic.ru/dic.nsf/bse/155438/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA

8


© 2010-2022