Творческое сочинение Школа и общество

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа и общество

Начатых Е.С., учитель

русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа имени П.В. Киреевского»

«Всякое переустройство общества связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы - их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определённую форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Эти слова, написанные мыслителем второй половины 19 века, актуальны до сих пор.

Школа и общество… Мне трудно представить сейчас, что ещё совсем недавно взаимоотношения этих двух институтов были настолько прочными, что к ним с абсолютной уверенностью можно было применить понятие «семья»: недаром школу называли «вторым домом» для ребёнка. Ситуация, сложившаяся в современном мире, возникла не вдруг, не «по щучьему велению, по чьему-то хотению». Истоки непонимания школы обществом и, наоборот, на мой взгляд, надо искать в 90-х годах, когда волна негатива буквально хлынула на неподготовленные души и умы русских людей. Всё как-то сразу перевернулось с ног на голову, ценности поменялись, исказились представления о нравственности. Один из главных героев повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский говорил о том, что разруха не в стране, а в головах. Не повторяется ли то же самое спустя почти сто лет?! Кто поможет каждому человеку отдельно и обществу в целом разгрести всё низкопробное, некачественное, пошлое, чем так щедро снабжает нас заграница? Ответ на этот вопрос может быть только один: школа, учителя.

Одной из приоритетных задач для школы я считаю установление добрых, прочных взаимоотношений с семьёй. На сегодняшний день среди многих родителей утвердилось странное представление о роли школы и учителей в жизни их детей: и учить должны, и воспитывать, и развлекать, и на ходу решать конфликтные ситуации. Спорить сложно, потому что школа и призвана для того, чтобы учить и воспитывать. Однако те же родители почему-то забывают, что именно они в первую очередь в ответе перед ребёнком за то, каким он станет. В Законе «Об образовании» есть запись: «Ответственность за получение основного девятилетнего образования несут родители». Однако в стране очень много детей, не посещающих школу, и детей из неблагополучных семей! В нашем сознании произошло странное разграничение: в семье мы ценим воспитанность и нравственные качества, а со школы спрос другой: научите таким образом, чтобы наверняка поступить в вуз. Многие родители до сих пор считают, что сдают детей в «чёрный ящик» - сегодня отдали, через 9 - 11 лет получили.

Семья в российском обществе испытывает глубокий кризис. Он выражается в большом количестве разводов, в огромном числе матерей-одиночек, беспризорных детей. Детские дома переполнены. Переполнены детьми, которые не знают тепла и ласки при живых родителях. В моём сознании кризис семьи означает кризис общества. Кризис с особой силой проявляется в нарастании бездуховности молодежи, падении её нравственности, резком увеличении асоциального поведения, невозможности осуществления здорового образа жизни. Засилье далеко не лучших образцов западной и отечественной культуры в средствах массовой информации формируют личность маргинального типа, уже оторванную от российской культуры, но ещё не освоившую западный тип культуры, которая мало совместима с российской культурной реальностью и менталитетом.

Складывается ощущение, что сейчас мы живём в прошлом. Заявленные когда-то права на разные виды свобод для каждого гражданина постепенно приняли извращённые формы. Свобода теперь проявляется в откровенном хамстве, цинизме и распущенности. Для современного подростка свобода - это сидеть в транспорте, когда рядом стоит старый или больной человек, бросать мусор на землю, когда рядом есть урна, говорить нецензурные слова, не стесняясь ни взрослых, ни малышей. Но стоит всё-таки посмотреть в будущее. Как будет жить нужный обществу «свободный» человек, который сам знает, какие телепередачи ему смотреть, что читать, как организовать досуг?

На сегодняшний день взаимодействие между школой и обществом напоминает отношения между рекламодателем и потребителем: одна сторона себя рекламирует, выпуская бюллетени, отчёты, сборники, другая сторона из всего этого разнообразия выбирает, что купить. Однако взаимоотношения должны строиться совсем по-иному. Задача школы и каждого учителя - создание и поддержание позитивных отношений между обеими сторонами. И почему только учителя? Все сотрудники школы должны участвовать в этом. Необходим эффективный механизм сотрудничества школы и общества. Без общественной помощи реформу образования не провести. Образование рассматривается теперь как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. В наши дни каждый четвёртый житель земного шара не умеет читать и писать. Число неграмотных составляет более 1 млрд. человек. Стремление преодолеть неграмотность и охватить образованием всех привело к снижению его качества.

Поднять образование на должный уровень призваны опять же учителя. Именно в их руках находится самое сильное средство воздействия на людей - Слово. «Вначале было Слово. И Слово было Бог». По-моему, оно до сих пор выполняет какую-то божественную функцию, несёт в себе намного больше, чем просто информацию. Необходимо умело воспользоваться ею, чтобы донести до каждого человека в нашем непростом современном обществе мысль о том, что именно со школы начинается для ребёнка путь к достижению заветных вершин. Нельзя перепрыгивать эту ступеньку. Принято говорить, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Перефразируя эти слова в соответствии с современностью, хочется сказать: настоящее, качественное образование не купишь ни за какие деньги, потому что продаются аттестаты и дипломы, но они не вкладывают в покупателя тех знаний, которые должны накапливаться десятилетиями. Страшно попасть на приём к такому «специалисту», особенно, если это врач.

Хочется верить, что учитель станет связующим мостиком между школой и обществом. Только в этом случае возможно сотрудничество, основанное на взаимопонимании, чуткости и доброте. Только тогда во взаимоотношениях между школой и обществом наступит гармония и стабильность. Школа не будет мыслиться вне общества, станет его неотъемлемой частью.

3


© 2010-2022