- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для студентов СПО
Рабочая программа по русскому языку для студентов СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Н.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии ОГСЭ(3)
Председатель ЦК __________/Горзина С.Л../
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 292 от 28.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
БД.01 Русский язык
специальность
22.02.06 Сварочное производство
базовая подготовка
Разработчик: преподаватель
Михайлова Н.В.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины БД.01.Русский язык разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089) и является частью программы подготовки специалистов среднего звена.
Рабочая программа предусматривает продолжение изучения русского языка, направлена на повторение, систематизацию и обобщение основных сведений о языке, а также на углубление знаний, развития умений студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, на расширение знаний о тексте и стилях речи.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, она направлена на повышение квалификации и профессиональной подготовки.
1.2. Требования к результатам освоения: знаниям и умениям
Результатом освоения данной учебной дисциплины является освоение студентами следующих знаний и умений:
Результаты освоения
Основные показатели
оценки результата
Должны знать и понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов
определяет связь языка и истории, культуры русского и других народов
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
воспроизводит смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
идентифицирует основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
представляет орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
Должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль
владеет речевым самоконтролем
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
Выбирает устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
различает языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
исследует тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
пользуется основными видами чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
выбирает необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
моделирует устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
пользуется в практике речевого общения основными нормами современного русского литературного языка
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
контролирует в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
обрабатывает нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
демонстрирует основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа
-приобщения к ценностям национальной и мировой культуры
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности
-увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств
-совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
применяет приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
1.3. Виды учебной работы и объем часов
Вид учебной работы
Объем часов
по учебному плану
Обязательная учебная нагрузка
78
в том числе:
теоретическое обучение
39
практические занятия
39
Самостоятельная работа
34
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Домашнее задание
Объем
часов
1
2
3
4
Раздел 1. Лексика и фразеология.
Тема 1.1. О русском языке. Русская лексика.
Теоретическое обучение
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. (Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.)
ОИ1. стр.11. Ответить на вопросы.
2
Тема 1.2. Словари русского языка.
Теоретическое обучение
Словари русского языка. (Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.)
ДИ5. стр3. Ответить на вопросы.
2
Практическое занятие
Словарное богатство русского языка. (Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.)
ОИ1. стр.14. § 1 Упр. 13,15
2
Тема1.3.Многозначные слова и их употребление.
Теоретическое обучение
Многозначность слов. (Информационная переработка текста.)
ОИ1. стр. 16.§3 Упр.7
2
Самостоятельная работа
Работа со справочной литературой. Многозначные слова и их употребление.
2
Тема 1.4. Исконно русские слова, старославянизмы, иноязычные слова, неологизмы.
Теоретическое обучение
Исконно-русские слова, старославянизмы, иноязычные слова, неологизмы. (Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
ОИ1. стр.15. § 2 Упр.4, 9
2
Самостоятельная работа
Работа со справочной литературой. Исконно русские слова, старославянизмы, иноязычные слова, неологизмы.
2
Тема 1.5. Синонимы и антонимы.
Практическое занятие
Понятия о синонимии и антонимии. (Синонимия в системе русского языка.)
ОИ1. стр.21. §5 Упр.12, 1
2
Практическое занятие
Употребление синонимов и антонимов в художественных текстах. (Литературный язык и язык художественной литературы)
Составить текст.
2
Тема 1.6. Разновидности лексики литературной речи.
Практическое занятие
Диалектизмы и специальная лексика.
ОИ1. стр. 25.Упр.29, 30
2
Практическое занятие
Разговорно-бытовая лексика. (Культура публичной речи. Культура разговорной речи.)
ДИ1. стр. 21.Составить текст.
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Разновидности лексики литературной речи.
2
Тема 1.7 Употребление заимствованных слов.
Практическое занятие
Заимствованные слова.( Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.)
ОИ1. стр. 25.Объяснить значение слов.
2
Самостоятельная работа
Работа со справочной литературой. Употребление заимствованных слов.
2
Тема 1.8. Понятие о фразеологических оборотах русского языка.
Теоретическое обучение
Происхождение фразеологизмов. (Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.)
ОИ1. стр. 27.Объяснить значение фраз.
2
Практическое занятие
Стилистическая окраска, употребление фразеологизмов. (Информационная переработка текста.)
Выполнить инд.задания
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Понятие о фразеологических оборотах русского языка.
2
Тема 1.9.Повторение.
Практическое занятие
Повторение и обобщение материала. (Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.)
ОИ1. стр. 32.Ответить на вопросы
2
Раздел 2. Орфография.
Тема 2.1.Правописание безударных гласных корня слова
Практическое занятие
Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных корня.
Выполнить инд.задания.
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Правописание безударных гласных корня слова.
2
Тема 2.2.Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.
Практическое занятие
Правописание глухих и звонких согласных.
ОИ1. стр. 34.§ 19 упр. 83, § 20 упр.86
2
Практическое занятие
Непроизносимые согласные.
ОИ1. стр. 37.Выполнить упражнение.
2
Практическое занятие
Правописание слов с чередующимися гласными в корне слова.
ОИ1 стр. 38Выполнить упражнение.
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.
2
Тема 2.3.Употребление прописных букв.
Практическое занятие
Сферы употребления прописных букв.
ДИ1. стр.40. § 14
2
Тема 2.4.Разделительный ъ и ь.
Теоретическое обучение
Условия выбора разделительных ъ и ь знаков.
ОИ1 стр.43. § 15, 16
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Разделительный ъ и ь.
2
Тема 2.5. Правописание гласных после шипящих и ц.
Теоретическое обучение
Условия выбора гласных букв после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов.
ОИ1 стр. 44.Упр. 144, 145
2
Тема 2.6. Повторение.
Теоретическое обучение
Повторение и обобщение материала. (Русский язык в современном мире. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.)
ОИ1. стр.47. Ответить на вопросы
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Повторение.
2
Раздел 3 . Морфология.
Тема 3.1. Имя существительное. Правописание существительных.
Теоретическое обучение
Правописание окончаний, суффиксов, сложных имен существительных.
ОИ1. стр.51. § 31-34 Разбор слов
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Имя существительное. Правописание существительных.
2
Тема 3.2.Правописание глаголов.
Теоретическое обучение
Значение, категории и формы глаголов.
ДИ1. стр. 47.Работа с текстом.
2
Тема 3.3.Причастие. Формы причастий.
Теоретическое обучение
Значение и формы причастий. Правописаний причастий.
Выполнить задания по карточкам.
2
Практическое занятие
Причастный оборот.
Составить предложения с причастными оборотами.
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Причастие. Формы причастий.
2
Тема 3.4.Правописание нн и н в причастиях и в отглагольных прилагательных.
Теоретическое обучение
Правописание нн и н в причастиях и в отглагольных прилагательных.
ОИ1 стр.78. § 49 Упр. 274, 276
2
Тема 3.5.Деепричастие как часть речи.
Практическое занятие
Деепричастный оборот.
Составить предложения с деепричастными оборотами.
2
Тема 3.6. Повторение.
Теоретическое обучение
Повторение и обобщение материала. (Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
ОИ1 стр.92. Выполнить упражнение.
2
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация.
Тема 4.1.Типы простых предложений, тире между подлежащим и сказуемым.
Теоретическое обучение
Типы простых предложений. Знаки препинания внутри простого предложения.
ОИ1 стр. 94.§ 69-71 упр. 357, 361
2
Практическое занятие
Тире между подлежащим и сказуемым.
Выполнить инд.задания.
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Типы простых предложений, тире между подлежащим и сказуемым.
4
Тема 4.2.Предложения с однородными членами, знаки препинания между однородными членами.
Теоретическое обучение
Знаки препинания между однородными членами и внутри простого предложения.
ОИ1 стр.98. § 75-76 , упр.385, 386
2
Тема 4.3.Вводные слова и предложения.
Теоретическое обучение
Вводные слова.
Анализ предложения
2
Теоретическое обучение
Предложения с вводными конструкциями.
ОИ1 стр.101. §81. упр.432
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Вводные слова и предложения.
2
Тема 4.4.Сложноподчиненное предложение.
Практическое занятие
Виды придаточных предложений. Придаточные изъяснительные.
Составить СПП.
2
Практическое занятие
Придаточный обстоятельственные.
Составить схемы предложений.
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Сложноподчиненное предложение.
4
Тема 4.5.Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.
Теоретическое обучение
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Работа с текстом
2
Самостоятельная работа
Работа с учебником. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.
2
Тема 4.6. Бессоюзное сложное предложение.
Теоретическое обучение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выполнить задания по карточкам.
2
Тема 4.7. Повторение.
Теоретическое обучение
Повторение и обобщение материала. (Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.)
Выполнить инд.задания.
1
Тема 4.8.Прямая речь. Замена прямой речи косвенной.
Практическое занятие
Замена прямой речи косвенной.
Составить текст с прямой речью.
2
Тема 4.9.Итоговая контрольная работа.
Практическое занятие
Итоговая контрольная работа.
1
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие следующих учебных кабинетов / лабораторий / мастерских:
1.Кабинет русского языка и культуры речи.
технических средств обучения:
1.Видеозаписи фильмов по произведениям русских и советских писателей.
2.Аудиозаписи произведений писателей.
3.Аудиозаписи с текстами диктантов и изложений.
оборудования и технологического оснащения рабочих мест, определенных для проведения лабораторных и практических занятий:
1.Телевизор.
2.Видеомагнитофон.
3.2 Требования к минимальному информационному обеспечению обучения
ОИ - Основные источники учебной литературы:
1.Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко -М.: Просвещение,2012.
ДИ - Дополнительные источники (печатные издания, электронные ресурсы):
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2011
2. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации.- М., 2012
3. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку.- М., 2012
4. Культура русской речи./ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева.- М., 2010
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М., 2011
6. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщения при обучении орфографии.-М.,2013
7.Ващенко Е.Д.Русский язык и культура речи. Учебник. Ростов на Дону.2011.
8.Антонова Е.С.Русский язык и культура речи:учебник для студентов.СПО.2009.