Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся


Оборудование, ИКТ

Домашняя работа

План.

Факт

Введение (1ч.)

1

1.09.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

Урок-беседа.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги.

Знать: понятия художественная и учебная литература, структурные элементы учебника.

Понимать: роль книги в жизни человека.

Уметь: разбираться в структуре книги.

Учебник, рабочая тетрадь.

Подобрать пословицы

о книге, объяснить.

Устное народное творчество (5ч.+1ч.)

2

4.09.

Русский фольклор. Малые жанры.

Комбинированный

урок.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельная песня. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Знать: виды малых фольклорных жанров, примеры жанров.

Уметь: использовать малые фольклорные жанры в устной речи.

Учебник, рабочая тетрадь. Презентация «Фольклор. Малые жанры фольклора».

Выучить понятия, творческое задание.

3

8.09.

Сказка как вид народной прозы.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный характер сказок. Народная мудрость сказок.

Знать: жанровые особенности, виды сказок, характерные для сказок обороты речи.

Уметь: выделять структурные элементы сказок, обороты речи.

Учебник, рабочая тетрадь.

Повторить записи, пересказ сказки.

4

11.09.

«Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Комбинированный

урок.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой.

Знать: сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка».

Уметь: определять особенности фольклорной волшебной сказки, пересказывать сказку.

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

Выразитель-

но читать

сказку.

5

15.09.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная героическая сказка.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная героическая сказка. Система образов сказки. Образ главного героя.

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, читать сказку по ролям, находить в сказке выразительные средства, оценивать актёрское чтение.

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

Выразитель-

но

читать

сказки.

6

18.09.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовые сказки.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Иносказательный смысл сказки «журавль и цапля». Животные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

Знать: жанровые особенности сказки о животных, бытовой.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному.

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

Фонохрестоматия.

Письменно ответить на вопрос.

7

22.09.

Р.р. Мои любимые сказки.

Урок развития речи.

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. 1. Мой любимый герой русской народной сказки. 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Добро и зло в народных сказках.

Знать: особенности построения письменного высказывания.

Уметь: писать сочинение на одну из тем.

Тетрадь по развитию речи, выставка книг по теме урока.

Написать сочинение.

Из древнерусской литературы (1ч.)

8

25.09.

Возникновение

древнерусской литературы.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Знать: понятие летопись, истоки возникновения древнерусской литературы, основную мысль «Повести временных лет».

Уметь: коротко передавать содержание учебной статьи, определять черты фольклора в летописи.

Учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия.

в.2, 3, пересказ, повторить понятия.

Из литературы VIII века (1ч.)

9

29.09.

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру».

Комбинированный

урок.

Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Знать: сведения о жизни и творчестве Ломоносова, содержание стихотворения.

Уметь: давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.

Учебник, рабочая тетрадь, портрет Ломоносова. Фонохрестоматия

Выразитель-

но читать,

записи в тетради.

Из литературы XIX века (26+3)

10

2.10.

Вн.чт. Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр.

Урок внеклассного чтения.

Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен).

Знать: жанровые особенности басни, понятие басни, морали, аллегории, олицетворения, истоки басенного жанра.

Уметь: находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки.

Учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов.

Выучить записи, подгото-

вить

рассказ о Крылове.

11

6.10.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.

Знать: общую картину жизни Крылова, особенности басни как жанра литературы.

Уметь: выразительно читать и анализировать по вопросам басню.

Портрет Крылова, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Выразител. читать

басни,

знать черты басен.

12

9.10.

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Урок-беседа.

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Обличение невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Понятие об аллегории и морали.

Знать: общую картину жизни Крылова, особенности басни как жанра литературы.

Уметь: выразительно читать и анализировать по вопросам басню.

Портрет Крылова, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Выучить наизусть басню.

13

13.10.

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».

Урок-беседа.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

Знать: общую картину жизни Крылова, особенности басни как жанра литературы.

Уметь: выразительно читать и анализировать по вопросам басню.

Портрет Крылова, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

с.61-64, читать

басни.

14

16.10.

В.А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

Знать: сведения о жизни и творчестве Жуковского, сюжет и содержание сказки «Спящая царевна».

Уметь: пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки.

Портрет Жуковского, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Читать выразит. сказку.

15

20.10.

В.А. Жуковский. «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Понятие о балладе. История создания баллады «кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады «Кубок», признаки жанра баллады.

Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; определять признаки баллады, оценивать поступки героев.

Портрет Жуковского, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Выучить отрывок наизусть.

16

23.10.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти в стихотворении.

Знать: сведения о семье и детстве Пушкина.

Уметь: выразительно читать стихотворение, определять роль эпитетов и метафор.

Портрет Пушкина, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Выучить наизусть.

17

27.10.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок.

Комбинированный

урок.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Знать: понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Уметь: выразительно

читать пролог. Находить в тексте средства выразительности.

Портрет Пушкина, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Выучить наизусть пролог.

18

30.10.

Проверка техники чтения.

Урок контроля.

Знать: содержание прочитанного отрывка.

Уметь: читать бегло, выразительно, осознанно.

Текст для проверки техники чтения.

Читать

сказку Пушкина.

19

10.11.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Урок-беседа.

Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке.

Знать: историю рождения сюжета, понятия стихотворная сказка

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, оценивать героев и их поступки.

Портрет Пушкина, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Фонохрестоматия

Читать

сказку, вопросы

на с.108, иллюстра-

ция.

20

13.11.

Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Урок развития речи.

Стихи и проза. Стихотворная речь и её признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки. Обучение домашнему сочинению.

Знать: понятия рифма, ритм, строфа, виды рифмы.

Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).

Тетрадь по развитию речи.

Написать

сочинение.

21

17.11.

А.Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

Урок-беседа.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Знать: факты биографии писателя, содержание сказки.

Уметь: доказывать принадлежность произведения к жанру сказки.

Портрет А. Погорельского, учебник, рабочая тетрадь.

Читать

сказку, вопросы с.151.

22

20.11.

В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princes».

Урок-беседа.

В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princes». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Знать: факты биографии писателя, содержание сказки.

Уметь: доказывать принадлежность произведения к жанру сказки.

Портрет В.М. Гаршина, учебник, рабочая тетрадь.

с.164-165,

прочитать о Лермонтове.

23

24.11.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности построения.

Знать: отдельные факты жизни поэта, стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть, сопоставлять произведение литературы и живописи, передавать сюжет произведения.

Портрет М.Ю. Лермонтова, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Выразит.

чтение

стихотвор.

24

27.11.

Образ солдата-защитника в стихотворении «Бородино».

Урок-беседа.

Образ старого солдата - участника битвы. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

Уметь: анализировать стихотворение, определять тропы, наблюдать над речью рассказчика, определять роль звукописи.

Портрет М.Ю. Лермонтова, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Выучить наизусть.

25

1.12.

Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место». Краткий рассказ о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки.…». «Заколдованное место» - повесть, завершающая сборник.

Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место».

Уметь: пересказывать повесть; читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.

Портрет Н.В. Гоголя, учебник, рабочая тетрадь.

Читать

повесть,

пересказ.

26

4.12.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Комбинированный урок.

Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Понятие о фантастике. Юмор.

Знать: понятия юмор, фантастика.

Уметь: определять их роль в тексте, составлять план текста, пересказывать по плану, характеризовать речь героев.

Портрет Н.В. Гоголя, учебник, рабочая тетрадь.

Сообщение

о

Некрасове,

с.186.

27

8.12.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

Знать: сведения о детских и юношеских годах Некрасова, история создания стихотворения «Волга».

Уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать по вопросам.

Портрет Н.А. Некрасова, учебник, рабочая тетрадь, выставка книг Некрасова.

Выразит. чтение,

с. 192,

196.

28

11.12.

Вн. чт. Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Урок внеклассного чтения.

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

Знать: содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях…».

Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять поэму с фольклорным произведением.

Портрет Н.А. Некрасова, учебник, рабочая тетрадь, выставка книг Некрасова.

Выучить

отрывок наизусть.

29

15.12.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Знать: сведения о жизни писателя, историю здания рассказа «Муму», сюжет, содержание.

Уметь: пересказывать текст, анализировать по вопросам.

Портрет И.С. Тургенева, учебник, рабочая тетрадь.

Читать рассказ,

пересказ.

30

18.12.

Нравственный облик Герасима.

Урок-беседа.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Знать: содержание и сюжет рассказа.

Уметь: анализировать героев и их поступки, высказывать собственное мнение, выяснять значение незнакомых слов.

Портрет И.С. Тургенева, учебник, рабочая тетрадь.

Читать рассказ, вопросы

1-2, 5-6,

9 с.242.

31

22.12.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму».

Урок развития речи.

Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму».

Знать: содержание и сюжет рассказа, понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.

Уметь: составлять план к сочинению, подбирать материал к сочинению (герои, события, эпизоды).

Тетрадь по развитию речи.

Написать сочинение.

32

25.12.

Контрольная работа по творчеству поэтов и писателей XIX века.

Урок контроля знаний.

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева (письменные ответы на вопросы или тестирование).

Знать: содержание изученных произведений.

Уметь: определять в тексте выразительные средства, бегло, выразительно читать.

Текст контрольной работы.

Подгото-

вить

рассказ о Фете, с.245.

33

29.12.

А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь».

Урок изучения нового материала.

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Знать: сведения о жизни и творчестве Фета, содержание стихотворения.

Уметь: выразительно

читать стихотворение, находить в тексте выразительны средства, определять их роль.

Портрет А.А. Фета, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Выучить наизусть.

34

15.01.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания, сюжет, героев рассказа «Кавказский пленник».

Уметь: пересказывать текст, строить развёрнутые высказывания, характеризовать героев и их поступки.

Портрет Л.Н. Толстого, учебник, рабочая тетрадь.

Читать рассказ, анализ

глав.

35

19.01.

Р.р. Два пленника: Жилин и Костылин. Подготовка к сочинению.

Урок-беседа.

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев и подготовка к домашнему сочинению.

Знать: понятия герой, средства раскрытия характеров героев.

Уметь: выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев.

Тетрадь по развитию речи.

Написать сочинение.

36

22.01.

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Знать: сведения о семье, детстве и юношестве Чехова, историю создания. Сожжет, содержание рассказа «Хирургия».

Уметь: выразительно читать и пересказывать фрагменты рассказа, анализировать героев и их поступки.

Портрет А.П. Чехова, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

Выучить понятия, читать

стихи.

37

26.01.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Урок-концерт.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроения.

Знать: знать содержание стихотворений русских поэтов XIX века о Родине и родной природе. Одно из них наизусть.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения.

Учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Выучить наизусть

(по выбору).

38

29.01.

Лирика А.А. Кольцова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.

Урок-концерт.

Лирика А.А. Кольцова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.

Знать: знать содержание стихотворений русских поэтов XIX века о Родине и родной природе. Одно из них наизусть.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения.

Учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Сообщение

о Бунине,

с.3(ч.2.).

Из литературы XX века (18ч.+3ч.)

39

2.02.

Вн. чт. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы».

Урок внеклассного чтения.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

Знать: факты жизни писателя и содержание рассказа «Косцы».

Уметь: сравнивать рассказ Бунина со стихотворениями о природе, выразительно читать рассказ.

Портрет И.А. Бунина, учебник, рабочая тетрадь, репродукция картины «Косцы».

Вопросы

1-3 (у),

с.10.

40

5.02.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, содержание, сожжет рассказа.

Уметь: ориентироваться в тексте, анализировать текст, давать характеристику героям.

Портрет В.Г. Короленко, учебник, рабочая тетрадь.

Читать

1-4 главы, пересказ.

41

9.02.

Жизнь семьи Тыбурция.

Урок-беседа.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей Портрет как средство изображения героев.

Знать: жанровые признаки повести, сюжет и содержание повести, способы создания образов в произведении.

Уметь: анализировать повесть, высказывать своё мнение, определять роль портрета и пейзажа в рассказе, позицию автора.

Портрет В.Г. Короленко, учебник, рабочая тетрадь.

Читать

5-8 главы, пересказ.

42

12.02.

Р.р. Подготовка к сочинению по повести «В дурном обществе».

Урок развития речи.

Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести «В дурном обществе».

Знать: этапы и приёмы работы над сочинением.

Уметь: составлять план и подбирать материал к сочинению.

Тетрадь по развитию речи.

Написать сочинение.

43

16.02.

С.А. Есенин. Образ родного дома в стихах Есенина.

Урок-практикум.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка стихотворений.

Знать: сведения о детстве и юности Есенина.

Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать, определять средства выразительности, оценивать авторское чтение.

Портрет С.А. Есенина, учебник, рабочая тетрадь, сборник стихов Есенина. Фонохрестоматия

Выучить наизусть

(по выбору).

44

19.02.

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Знать: сведения о жизни и творчестве Бажова, сюжет и содержание сказа.

Уметь: выразительно читать и пересказывать фрагменты сказа, давать характеристику героям и их поступкам, выяснять значение незнакомых слов в сказе.

Портрет П.П. Бажова, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов.

Читать

сказ,

портрет хозяйки.

45

23.02.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова.

Урок-беседа.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Знать: сюжет и содержание сказа Бажова.

Уметь: выразительно читать и пересказывать фрагменты сказа, давать характеристику героям и их поступкам, выяснять значение незнакомых слов в сказе.

Портрет П.П. Бажова, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов.

Изучить материал

на с.68.

46

26.02.

К.Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Знать: сведения о жизни и творчестве Паустовского, сожжет и содержание сказки.

Уметь: отбирать материал для характеристики героев.

Портрет К.Г. Паустовского, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов.

Читать рассказ, анализ эпизодов.

47

2.03.

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Урок-практикум.

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

Знать: понятие образ, пейзаж.

Уметь: давать характеристику героям, анализировать образы сказки, выразительно читать по ролям.

Портрет К.Г. Паустовского, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов.

Иллюстра-

ция,

читать рассказ.

48

5.03.

Вн. чт. К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Урок внеклассного чтения.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы».

Знать: содержание и сюжет сказки.

Уметь: давать характеристику героям, анализировать образы сказки, выразительно читать по ролям.

Портрет К.Г. Паустовского, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов. Иллюстрации.

Чтение

сказки в лицах.

49

9.03.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои сказки. Столкновение добра и зла.

Знать: сведения о жизни и творчестве Маршака, сюжет и содержание пьесы-сказки, признаки драмы.

Уметь: объяснять жанровые особенности, оценивать авторское чтение, читать по ролям.

Портрет С.Я. Маршака, учебник, рабочая тетрадь. Сказка «Двенадцать месяцев» (электронный носитель).

Читать

сказку, вопросы

с.101.

50

12.03.

Р.р. Художественные особенности пьесы-сказки.

Урок развития речи.

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению.

Знать: этапы и приёмы работы над сочинением.

Уметь: составлять план и подбирать материал к сочинению.

Тетрадь по развитию речи.

Написать сочинение.

51

16.03.

А.П. Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Знать: сведения о детстве А. Платонова, сожжет и содержание рассказа.

Уметь: выделять эпизоды рассказа и составлять его план.

Портрет А.П. Платонова, учебник, рабочая тетрадь, словарь терминов.

Повторение материала.

52

19.03.

Контрольная работа «Литература XX века».

Урок контроля знаний.

Знать: содержание изученных произведений.

Уметь: определять в тексте выразительные средства, бегло, выразительно читать.

Текст контрольной работы.

Читать рассказ Астафьева.

53

2.04.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, герои.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Знать: сведения о детстве и начале деятельности Астафьева, понятия автобиогрфическое произведение, сюжет и содержание рассказа.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, характеризовать героев и их поступки, создавать устные картины.

Портрет В.П. Астафьева, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Читать рассказ,

в.7-8, с.147.

54

6.04.

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».

Урок-беседа.

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: высказывать мнение по прочитанному, давать характеристику героям и их поступкам.

Портрет В.П. Астафьева, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Подготов. к викторине, в.11,

с.147.

55

9.04.

Р.р. Классное сочинение по литературе XX века.

Урок развития речи.

Знать: этапы и приёмы работы над сочинением.

Уметь: составлять план и подбирать материал к сочинению.

Тетрадь по развитию речи.

Дописать сочинение.

56-57

13.04.

16.04.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Урок-концерт.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин. Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.

Знать: авторов стихотворений.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять в них средства выразительности.

Учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

1)выразит.

чтение;

2)выучить наизусть

(по выбору).

58

20.04.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Знать: сведения о жизни и творчестве Саши чёрного, содержание рассказов.

Уметь: характеризовать героев и их поступки, выразительно читать отрывки рассказов.

Портрет Саши чёрного, учебник, рабочая тетрадь.

Вопросы

1-2 на

с.178.

59

23.04.

К.М.Симонов, А.Т. Твардовский. Война и дети.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о войне.

Знать: сведения о жизни и творчестве Симонова и Твардовского, содержание стихов о войне.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихи о войне, оценивать авторское чтение.

Портреты Симонова, Твардовского, учебник. Фонохрестоматия Выставка книг поэтов.

Выучить наизусть

(по выбору).

Из зарубежной литературы (7ч.+1ч.)

60

27.04.

Р.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Р.Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

Знать: сведения из жизни Стивенсона, понятие и содержание баллады.

Уметь: анализировать балладу, определять признаки баллады.

Портрет Р. Стивенсона, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Читать

главы из романа.

61

30.04.

Вн. чт. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

Урок внеклассного чтения.

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Знать: сведения из жизни Д. Дефо, содержание и сюжет повести.

Уметь: пересказывать текст, давать характеристику героям, сопоставлять литературное произведение с другим.

Портрет Д. Дефо, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Чтение

глав, пересказ.

62

30.04.

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Х.К. Андерсен. Слово о поэте. Сказка «Снежная королева».

Знать: сведения из жизни Х.К. Андерсена, сюжет и содержание сказки.

Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты сказки.

Портрет Х.К. Андерсена, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Читать

сказку,

в.2 (у).

63

4.05.

Два мира сказки «Снежная королева».

Урок-беседа.

Сказка «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Знать: сюжет и содержание сказки.

Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты сказки.

Портрет Х.К. Андерсена, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Читать

сказку, пересказ.

64

7.05.

Р.р. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к сочинению.

Урок развития речи.

Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к сочинению.

Знать: этапы и приёмы работы над сочинением.

Уметь: составлять план и подбирать материал к сочинению.

Тетрадь по развитию речи.

Домашнее сочинение.

65

11.05.

Вн. чт. Ж.Санд. « О чём говорят цветы».

Урок внеклассного чтения.

Ж.Санд. « О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Знать: сведения из жизни Ж. Санда, содержание произведения.

Уметь: отбирать материал для характеристики героев.

Портрет Ж. Санда, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Подготовить сообщение о М. Твене.

66

14.05.

Вн. чт. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Урок внеклассного чтения.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характеров героев. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев Твена.

Знать: сведения из жизни Марка Твена, содержание произведения.

Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды романа, оценивать авторское чтение.

Портрет Марка Твена, учебник, рабочая тетрадь.

Читать

главы, пересказ.

67

18.05.

Вн. чт. Д. Лондон. «Сказание о Кише».

Урок внеклассного чтения.

Д. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

Знать: сведения из жизни Д. Лондона, содержание и сюжет произведения.

Уметь: давать характеристику героям, выразительно читать текст произведения.

Портрет Д. Лондона, учебник, рабочая тетрадь. Фонохрестоматия

Повторе-

ние материала.

68

21.05.

Итоговый урок. Задания для летнего чтения.

Обобщающий урок.

Итоговый урок-праздник. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Знать: содержание изученных произведений.

Уметь: высказывать собственное мнение о прочитанных произведениях, доказывать свой ответ, защищать иллюстрации к произведениям.

69-70

25.05.

28.05.

Резервные уроки


39

© 2010-2022