Урок-конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Уважаемые коллеги!  Моя тема самообразования «Интеграция уроков русского языка и литературы как способ восприятия целостной картины мира». Нынешний год посвящен М.Ю.Лермонтову, и выбор темы мероприятия стал очевиден. Правда,  в рамках одного урока всецело охватить жизнь и творчество  юбиляра мы не в силах, но прикоснуться к таланту замечательного человека и подойти к изучению его деятельности с разных сторон мы попытаемся и попробуем доказать, что спустя столетия, творчество Михаила Юрьевича, ка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ КАРАВАЕВСКАЯ ООШ









Урок - конференция,

посвященная 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова


«Белеет парус…»




Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы


I квалификационной категории

Копорова Анна Анатольевна











2014г.



Конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Белеет парус…»

ЦЕЛЬ:

  • познакомить с биографией и творчеством поэта

  • формировать самостоятельность и умение аргументировать ответ

  • вырабатывать коммуникативные качества

  • развивать творческие способности

  • воспитывать любовь к поэзии и культуре

Оформление:

  • Портреты М.Ю.Лермонтова разных художников

  • Живопись М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведениям

  • Макет парусника, композиция баталии «Бородино», выполненная учащимися

  • Стенгазеты: «Семья М.Ю.Лермонтова», «Письма Лермонтова», «Путешествие по музеям», «Лермонтов о Кавказе», «Писатели о Лермонтове»

  • Выставка книг

  • Презентации «Биография поэта», «Память о Лермонтове в портретах», «Живописное наследие М.Ю.Лермонтова», «Лермонтов и музыка», «Анализ стихотворения»

  • Музыкальное сопровождение: А.Б.Матюхин «Ночевала тучка золотая», Анна Герман «Выхожу один я на дорогу...» муз. Е. С. Шашина), Людмила Зыкина «Нет, не тебя так пылко я люблю», Смирнов Александр "ГУСАР" -« Бородино», А. С. Даргомыжский - "Мне грустно", Арам Хачатурян - Вальс к драме "Маскарад», Н.А. Римский-Корсаков - Ангел, «казачья колыбельная» в исполнении Дарьи Винокуровой (Дроновой).

ВОПРОСЫ К КОНФЕРЕНЦИИ


  • Что мы знаем о жизни М.Ю.Лермонтова?

  • Существует ли реальная память о поэте?

  • Какое юношеское стихотворение М.Ю.Лермонтова было опубликовано при жизни?

  • Какими талантами был наделен поэт?

  • Можно ли назвать поэзию М.Ю.Лермонтова певучей, музыкальной?

  • Почему тема Кавказа красной нитью проходит по творчеству М.Ю.Лермонтова?

ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ ПЕРЕД КОНФЕРЕНЦИЕЙ


  • Подготовить доклад по теме «Биография М.Ю.Лермонтова»

  • Провести исследование «Память о Лермонтове в портретах»

  • Проанализировать одно из стихотворений

  • Раскрыть талант Лермонтова как художника

  • Выявить связь музыки и творчества поэта

  • Подготовить стенгазеты по вопросам

Ход урока:

1. Слово учителя о теме и цели урока, учитель представляет участников конференции.

2. Выступление участников по номинациям (см.Приложения)

  1. Номинация «Биография поэта». Свою работу представляет ученица 8 класса Батюкова Анжелика. Доклад в сопровождении презентации.

  2. Номинация «Портреты как память о поэте». Исследование ученицы 9 класса Афиногеновой Оксаны. (презентация)

  3. Номинация «Анализ стихотворения». Ученица 7 класса Букуярова Евгения проанализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел».

  4. Номинация «Живописное наследие Лермонтова». В тайну своей работы нас посвятят ученицы 6 класса Морякова Тамара и Максимова Карина.

  5. Номинация «Творчество М.Ю.Лермонтова и музыка». Вашему вниманию представляется исследование ученицы 8 класса Байковой Алены. (презентация)

3.Подведение итогов:

Спасибо всем участникам конференции. Ребята, как вы думаете, ответили ли мы на поставленные вопросы?

Можно ли сказать, что имя Михаила Юрьевича Лермонтова и его творчество еще долгие годы будут сопровождать нас и вести верным курсом по морю бушующей современности?

Завершающим этапом урока является оценивание. Вы все поработали на славу, ответили на поставленные вопросы, проявили свои творческие способности, умение работать самостоятельно и в парах, научились обрабатывать и дозировать информацию, и, конечно же, заслужили похвалу и благодарность. Для награждения участников конференции я приглашаю директора МКОУ Караваевской ООШ Кузенкову О.И. и руководителя РМО учителей русского языка и литературы Муравьеву О.П.

Вручение грамот и призов.

МКОУ КАРАВАЕВСКАЯ ООШ









Урок - конференция,

посвященная 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова


«Белеет парус…»

Доклад на тему:

«БИОГРАФИЯ
МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА»


Автор: ученица 8 класса

Батюкова Анжела

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Копорова Анна Анатольевна







2014г.

Приложение№1

Номинация «Биография поэта». Свою работу представляет ученица 8 класса Батюкова Анжелика. Доклад в сопровождении презентации.

Данная работа посвящается 200-летию со дня рождения великого поэта М.Ю.Лермонтова. (слайд №2)

Родился (3 октября [15 октября] 1814, в Москве - умер 15 июля [27 июля] 1841, в Пятигорске) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России. (слайд №3)

По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) - родная сестра Д.А. Столыпина. (слайд№4,1)

  • По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина. (слайд№4,2)

  • Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой. (слайд№5)

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. (слайд №6)

В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»). В 1830 - 1832 обучается в Московском университете на нравственно-политическом отделение. Во время обучения в университете Лермонтов увлекся Н.Ф. Ивановой и В.А. Бахметьевой, но его постигло разочарование. В это время Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы, драмы. (слайд №7,1)

По совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (слайд №7,2) Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов (слайд №7,3), который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников. Урывками, тайком Лермонтов работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета, служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе под Петербургом (слайд №7,4) Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841). Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год)(слайд №8,1)- гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. В марте 1837 года по приказу самого царя за распространение последних 16 строк стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. (слайд №8,2) Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова. В 1837 году был переведён в Гродненский гусарский полк (слайд №8,3) , 1838 года Лермонтов возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. С 1838 по 1840 год Лермонтов находился в Петербурге.

Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Стихи Лермонтова начали публиковать. (слайд №8,4)

В Пятигорске, где Лермонтов находился на лечении, офицеры собирались в компании веселой молодежи. В нее был вхож и отставной майор Мартынов, любивший обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал"(слайд №9)

Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. (слайд№10)

Более подробную информацию вы можете найти, посетив один из музеев в с.Лермонтово (слайд№11)

Интернет-источники:

  • lermontov.info

  • abc-people.com

  • liveinternet.ru

  • partygorsk.com

  • culture.ru

МКОУ КАРАВАЕВСКАЯ ООШ









Урок - конференция,

посвященная 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова


«Белеет парус…»

Исследование на тему:

«ПАМЯТЬ О
М.Ю.ЛЕРМОНТОВЕ
В ПОРТРЕТАХ»


Автор: ученица 9 класса

Афиногенова Оксана

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Копорова Анна Анатольевна







2014г.

Приложение№2

Номинация «Портреты как память о поэте». Исследование ученицы 9 класса Афиногеновой Оксаны. (презентация)

ПАМЯТЬ О М.Ю.ЛЕРМОНТОВЕ В ПОРТРЕТАХ (слайд №1)

  • Многие исследователи биографии Лермонтова задаются вопросом: каким же на самом деле был поэт, кто из художников передал истинное лицо и сколько портретов существует. Ведь это реальные доказательства жизни поэта. (слайд №2)

  • Цели и задачи:

  • Выяснить, сколько портретов Лермонтова написано при жизни, кто является авторами произведений искусства,

  • Проследить за изменениями во внешности поэта разных периодов жизни,

  • Найти ответ, кто же из художников передал наиболее точный образ. (слайд №3)

Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) - 3-4-летнего ребёнка, - выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос.
Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. После её смерти портрет попал в имение её брата, А.А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже - в Мурановский музей. Оттуда - в Государственный литературный музей. (слайд №4)

Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. На портрете мы видим шести - восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.
В Институт русской литературы портрет поступил из Тархан в 1927 году. (слайд №5)

Живописного или графического изображения Лермонтова М.Ю. в период его обучения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни.

Этот портрет (холст, масло), как Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. До 1865 года о существовании портрета не было известно. На обороте текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой". Эта запись осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. (слайд №6)

Следующий портрет относится к январю - февралю 1837 года. Выполнен Петром.Ефимовичем. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Портрет, выполненный в реалистичной манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. (слайд №7)

Автопортрет М.Ю.Лермонтова на фоне гор. Самый значимый для исследователей. (слайд №8)

Александр Иванович КлЮндер создает сразу 4 портрета Лермонтова. Это самый ранний портрет 1838 года. Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Портрет подписной, датированный: «38/XI». (слайд №9)

Портрет работы Заболотского (картон, масло;. Лермонтов одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» Этот портрет, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года. (слайд №10)

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Дмитрием Петровичем. ПАленом, после валерикского боя. Это - оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это - единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. Портрет хранится в Институте русской литературы. (слайд №11)

Последний прижизненный портрет Лермонтова - 1841 год (до мая) - выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Андрей Александрович. Краевский заказал его Кириллу Антоновичу Горбунову (бумага, акварель). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. Портрет хранится в Институте русской литературы. (слайд №12)

На второй день после гибели поэта Роберта Константиновича ШвЕде создал портрет «Лермонтов на смертном одре. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Портрет оставляет тяжелое впечатление. (слайд №13)

Выводы

Таким образом, существует 15 достоверных прижизненных изображений поэта. Суждения современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы. В современном лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена.

В данной работе использована информация сайта:

  • lermontov.info/

МКОУ КАРАВАЕВСКАЯ ООШ









Урок - конференция,

посвященная 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова


«Белеет парус…»

Практикум на тему:

«Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Ангел»


Автор: ученица 7 класса

Букуярова Евгения

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Копорова Анна Анатольевна







2014г.

Приложение№3

Номинация «Анализ стихотворения». Ученица 7 класса Букуярова Евгения проанализирует стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел».

АНГЕЛ М.Ю.Лермонтов(слайд №2)

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.



  • «Ангел» - это единственное юношеское стихотворение, опубликованное поэтом при жизни. Но в сборник «Стихотворения» (1840) поэт его не включил, очевидно, в связи с отрицательным отзывом В. Г. Белинского. По всей вероятности, Белинский счел стихотворение незрелым, не обнаружив в нем «лермонтовского элемента» - высоко ценимого им (слайд №3)

  • Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание. (слайд №4,5)

  • «Ангел» - эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Рифмовка смежная в каждой строфе.

  • Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь. Стихотворение "Ангел" - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно - изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь. (слайд №6)



  • Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки. Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными. (слайд №7)

  • Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.
    Лермонтов использует прием олицетворения: «И месяц, и звезды, и тучи толпой внимали…песне». Песня до такой степени красива, очаровательна, удивительна, что даже неживые месяц, звезды и тучи слушают её. Чтобы показать красоту песни, ее величавость, святость, описать блаженство рая, автор использует эпитеты и прием инверсии («о Боге великом», «хвала его», «песне святой», «желанием чудным»). (слайд №8)

Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов - идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия. (слайд №9)

  • Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке - лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует. (слайд №10)

(музыкальное сопровождение «Ангел» Н.А.Римского-Корсакова)

Интернет-источники:

  • moy-bereg.ru

  • school-essays.info

  • coolreferat.com

  • pishi-stihi.ru

  • lermontov.niv.ru

МКОУ КАРАВАЕВСКАЯ ООШ









Урок - конференция,

посвященная 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова


«Белеет парус…»

Демонстрация на тему:

«Живописное наследие Лермонтова»


Автор: ученицы 6 класса

Максимова Карина,

Морякова Тамара

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Копорова Анна Анатольевна







2014г.

Приложение№4

Номинация «Живописное наследие Лермонтова». В тайну своей работы нас посвятят ученицы 6 класса Морякова Тамара и Максимова Карина.

Демонстрация «Лермонтов и живопись»

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у Петра Ефимовича Заболотского, уже известного тогда художника. Рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям.

Я хочу ознакомить вас с некоторыми из них. Обратите внимание, что художнику давались и портреты, и пейзажи.

1. МОРСКОЙ ВИД С ПАРУСНОЙ ЛОДКОЙ.

[1828-1831]

На переднем плане среди вспененных волн изображена парусная лодка; справа на возвышенном берегу видны стены и башни крепости.

После переезда в 1832 г. в Петербург в лирике Лермонтова мы неоднократно встречаем стихи, посвященные морю. Однако в акварели нет ничего такого, что позволяло бы считать ее иллюстрацией к одному из названных стихотворений, в частности к «Парусу»; живописная манера заставляет датировать ее более ранними годами.

2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1835-1836.

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Она примечательна своей поэтичностью. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

3. Вид Пятигорска.
Картина М.Ю.Лермонтова. 1837-1838.

Пятигорск.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1837 - 1838 гг.

Живописный пейзаж Лермонтова связан с его литературным замыс лом и, не являясь прямой иллюстрацией к тексту, соседствует со страницами "Героя нашего времени".

Кто-то с тросточкой в синем сюртуке и цилиндре, из "водяного общества", описанного в "Княжне Мери", поднимается вверх по склону Машука к гроту в скале (прозванному позднее Лермонтовским). С террасы открывается вид на Пятигорск. Дальше - долина Подкумка, вершины Юцы и Джуцы, а за ними - белый двуглавый Эльбрус.

4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.
Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.

Картина М.Ю.Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, масло;ИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри".

Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года.

Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. 1840 г.
Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом, художником Григорием Григорьевичем Гагариным. Чеченское название "Валерик" означает "Речка смерти". Валерикское сражение оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова. оно потрясло бессмысленной жестокостью. Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и братстве.

Перестрелка в горах Дагестана.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1840 - 1841 гг.

Рассказы о кровопролитных сражениях и схватках с горцами, о засадах и нападениях, подстерегавших казаков на каждом шагу, - всё о чём не раз он слышал в детстве, живя в имении Хасматовых на границе Чечни , стало суровой реальностью походной жизни ссыльного Лермонтова.

Об утомительном бое русских с черкесами Лермонтов и "рассказал" средствами живописи, где угадывается ландшафт нижней части каньона реки Сулак.

Воспоминание о Кавказе.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

Где бы ни был, чем бы ни занимался и чем бы ни был увлечён Лермонтов, образ Кавказа везде неотступно сопровождал его, волновал его чувство и воображение.

Картина написана в Новгороде во время службы в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах.

Автопортрет Лермонтова.

Акварель. 1837 - 1838 гг.

Большое значение имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.

М.Ю. Лермонтов послал свой портрет в подарок В.А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой). Многие годы этот портрет (подлинник) находился за границей у потомков Верещагиной и лишь в 1995 г. был обнаружен в Западной Германии, а в 1961 г. при содействии И.Л. Андроникова возвращён на родину.

Портрет В.А.Лопухиной

Варвара Александровна Лопухина одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей.

С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь - мне оборона
От гордых дум и суеты…

Столыпин А. А. (Монго) в костюме кУрда.
Двоюродный брат матери Лермонтова. Лермонтов изобразил его в костюме курда и описал в шутливой поэме «Монго»
Акварель М.Ю. Лермонтова.
1841 г.

1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи "Вадима".
1832-1834.

Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М.Ю.Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства - гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль. Обложка весьма характерна для Лермонтова-рисовальщика и говорит о его несомненной одарённости. Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа.

Таким образом, мы с вами еще раз убедились в таланте Михаила Юрьевича Лермонтова, замечательного поэта и самодостаточного художника.

В данной работе использован наглядный материал «К урокам литературы. М.Ю.Лермонтов», информация интернет-источника: ru.wikisource.org/wiki/

lermontov.niv.ru/

liveinternet.ru

МКОУ КАРАВАЕВСКАЯ ООШ









Урок - конференция,

посвященная 200-летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова


«Белеет парус…»

Проект на тему:

«ТВОРЧЕСТВО
МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

И МУЗЫКА»


Автор: ученица 8 класса

Байкова Алена

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Копорова Анна Анатольевна







2014г.

Приложение№5

Номинация «Творчество М.Ю.Лермонтова и музыка». Вашему вниманию представляется проект ученицы 8 класса Байковой Алены. (презентация)

Михаил Юрьевич Лермонтов - не только известный поэт и писатель, но он - любимый народом поэт. Его поэзия обладает певучестью, слова сами ложатся на музыку. (слайд №2)

Я решила выяснить, какие же произведения есть в музыкальном сопровождении и кто их исполняет.

Интересным мне показалось творчество поэта-барда Матюхина Александра Борисовича. На экране вы видите его портрет и произведения. Вашему вниманию я предлагаю послушать песню…. (прослушивание) (слайд №3)

  • Многие известные певцы с душою исполняли песни и романсы на стихи Лермонтова. Это Анна Герман - Выхожу один я на дорогу...(на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова, мелодия - Елизавета Сергеевна Шашина), Людмила Зыкина (сл. Лермонтова) - Нет, не тебя так пылко я люблю, Смирнов Александр "ГУСАР" - БОРОДИНО."- Скажи-ка, дядя, ведь не даром..."стихи Лермонтова Михаила Юрьевича (1814 - 1837), (слайд №4)

  • известные композиторы написали музыку к произведениям поэта: А. С. Даргомыжский - "Мне грустно" романс на слова Лермонтова (на экране вы видите их портреты), Арам Хачатурян - Вальс к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад», Н.А. Римский-Корсаков - Ангел (стихи Ю. Лермонтова) и другие(слайд №5)

  • Конечно же, исполнение музыкальных произведений нас заворожило, и мы подготовили танец к композиции «Казачья колыбельная» /Спи,младенец мой прекрасный/ Слова Михаила Лермонтова, музыка народная, сопр.:гусли), в голосовом сопровождении Дарьи Винокуровой (Дроновой). Исполняют ученицы кружка «Ритмика и танцы», руководитель Копорова А.А. (танец) (слайд №6)

  • В заключении нам стало интересно, а можем ли мы сами исполнить песню на слова Лермонтова. Наш выбор пал на стихотворение «парус», положенное на музыку А.Е.Варламова (исполнение) (слайд №7)

  • Вывод: Действительно Поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича гармонична и любима всеми поколениями. (слайд №8)

  • Спасибо за внимание!

Интернет-источники

  • lermontov.niv.ru

  • music.lib.ru/m/matjuhin_a_b/alb16.shtml

  • anapahram.ru

  • slavfond.ru

  • liveinternet.ru

  • bardclub.net

  • tunnel.ru

  • rmx.ru



© 2010-2022