Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинительные союзы. Группы сочинительных союзов»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сочинительные союзы. Группы сочинительных союзов».

Цели урока:

обучающий аспект:

  • уметь использовать теоретические сведения о союзах;

  • уметь находить в речи сочинительные союзы;

  • освоить и применять способ определения группы сочинительного союза;

развивающий аспект:

  • развивать и обогащать словарный запас через освоение новых терминов;

  • развивать мыслительные операции: анализ предложений, логику разбора предложений, уметь систематизировать группы сочинительных союзов, выявляя главное;

  • развивать умение аргументировать, определять и объяснять понятия;

воспитывающий аспект:

  • уметь работать в группах;

  • формировать нравственные качества, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива;

  • развивать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Технология: групповая, критическое мышление. Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс», раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Слово учителя. 1 слайд открыт на доске.

- Сегодня мы с вами продолжим цикл уроков по теме «Союз как часть речи». На предыдущих уроках мы работали с простыми и сложными предложениями, определяли роль союзов и знаков препинания в этих предложениях. Этот урок является для нас продолжением темы, но это и урок изучения нового. Он очень важен, так как именно тема этого занятия поможет нам лучше усвоить материал, который вы будете изучать в 9 классе, - «ССП». Запишите число, классная работа .

3. Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи.

- Прежде чем мы начнем работу по новой теме, сделаем один важный шаг: повторим теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи. У каждого из вас есть лист с печатной основой, заполните его, кроме задания № 8. Время работы 2-3 минуты. (Приложение).

-Проверим выполнение задания.

ВЫЗОВ -Что же нужно сделать, чтобы выполнить задание № 8? (Мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения).

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?

Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока (на доске) в тетради.

2 слайд «Сочинительные союзы. Разряды союзов по значению»

Вспомните, что связывают сочинительные союзы? (Верно, сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного). (Вся работа - 5-6 минут)

I. Изучение нового материала урока.

1. Работа с учебником и листом на печатной основе.

РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

-Ну что ж, вот и пришло время вернуться к листу с печатной основой.

Задание: откройте учебники на стр.154 и впишите недостающую информацию в схему к вопросу №8.

- Найдите отличия в предложенной информации в учебнике и в схеме.

-Где дана более полная информация?

-Итак, что нового вы узнали о сочинительных союзах?(3 минуты)

4. Применение изученного материала на практике.

- Ну вот и пришло время узнать, насколько хорошо понята вами тема «Сочинительные союзы».

4.1. Работа с упражнением 327. Задание: запишите номер предложения, выпишите сочинительный союз, рядом запишите буквы с, р или п. Что обозначают эти буквы?

Через 4 минуты - проверка работы.

4.2. Групповая работа. (Форма-собрание - принятие решения). Вы можете обратиться за помощью к ребятам из другой группы, ко мне и даже к нашим гостям.

!!! Желающие работать в одиночку.

- А сейчас мы с вами создаем мобильные группы - по рядам!!!

Каждая группа получает задание, на выполнение которого дается 4 минуты.

3 слайд «Расскажи и составь»

1 задание: используя теоретический материал учебника и данные таблицы,

- назовите разряд союза;

- определите, простой он или составной;

- приведите пример предложения с использованием данного союза.

Союзы выберите сами, вот перед вами 3 листочка.

1 группа И; то-то.

2 группа Но; не то - не то.

3 группа Или; не только -но и . (По строению союзы делятся на: 1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо; 2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как. Разновидностями составных союзов являются 1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как) второй частью, 2) повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или)).

Ответы: Союз И - сочинительный, соединительный, простой.

Союз ТО … ТО - сочинительный, разделительный, составной.

Союз но - сочинительный, противительный, простой.

Союз ТО … ТО - сочинительный, разделительный, составной.

Союз ИЛИ - сочинительный, разделительный, простой .

Союз НЕ ТОЛЬКО-НО И - сочинительный, соединительный, составной.

4 слайд «Продолжи мысль»

2 задание: продолжите мысль. Составьте сложное предложение. Каждая группа использует предложенный сочинительный союз. 2 минуты

I группа - разделительный союз

II группа - соединительный союз

III группа - противительный союз

1) Мы должны бережно относится к природе.......

Например: (или природа может погибнуть.)

2) За последние годы изменилось наше отношение к природе.......

Например: (и об этом говорят результаты исследования…..)

3) Каждый человек обязан беречь богатства Земли........

Например: (а не убивать животных, губить деревья и цветы, загрязнять водоемы…)

-Какой общей темой объединены все три предложения?

-Актуальна эта проблема в настоящее время?

Текст какого типа речи вы могли бы составить, используя эти предложения?

А мы продолжаем работу! И сейчас вы получите более сложное задание!

НО СНАЧАЛА РАЗМИНКА! И снова «Мысли по кругу». Я начинаю предложение, а вы его продолжаете! Мне нравится работать в группе, потому что….

5 СЛАЙД «Продолжи предложение дважды»

3 задание: Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом и? Правильно расставьте знаки препинания. На чистом листе постройте схемы-пунктограммы. 6 минут
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …


6 СЛАЙД «Отгадай пословицу»

4 задание: отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль сочинительного союза.

1)Не, словами, по, а, по, делам, судят;

2) Товарища, лучшие, себя, а, не, ищи, хуже;

3) Вскачь, гору, под, а, хоть, в, плач, гору.

4) Мягко, да, жестко, стелет, спать.

(Не по словам судят, а по делам. Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя. Под гору вскачь, а в гору, хоть плачь. мягко стелет, да жестко спать )

7 СЛАЙД

5 задание: «Союзы в поэтическом слове»

- Достаточно редко встречаем мы художественное произведение без союзов. И сейчас на фрагментах поэтических текстов посмотрим, как действуют союзы, какую роль они играют. (Каждая группа получает фрагмент стихотворения. Учащиеся анализируют стихотворение, говорят о роли союзов в поэтическом слове.) 4-5 минут

I группа

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо в бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
А.С.Пушкин

(Повторяющийся соединительный союз и открывает первые три строки - три предложения с параллельной связью. Этот союз закрепляет мысли, усиливает плавность поэтической речи. Придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз и - внутри последней строфы, находится после паузы, завершает поэтические мысли: и стихи свободно потекут.)

II группа

По небу полуночи ангелы летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов

(В этом фрагменте тоже наблюдается анафора - одинаковое начало строк. Первый союз и соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)

III группа

Не много лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло безвозвратно....
Но близок день, лампада догорает.
А.С. Пушкин

(Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя. Как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает разщмышления, прерывает паузу обозначенную многоточием.)

5. Рефлексия.

Ну что ж, работа в группах завершена, вернитесь все на свои места. У меня осталось к вам лишь несколько вопросов.

-Какие знания, ребята, сегодня вы уносите с урока?

- Что особенно вам понравилось на уроке?

- Какие проблемы возникли? Как исправить ситуацию?

- Какие пожелания у вас есть для соседних групп?

V Домашнее задание.

Дома вы закрепите теоретический материал, проверите свои знания о разрядах сочинительных союзов в упражнении 328 или выполните задание повышенного уровня сложности: составите сложные предложения с сочинительными союзами упр.331

8 СЛАЙД.

Выявление результативности урока

В каждой группе лежат прямоугольники трех цветов:

  • Зеленый цвет - все понял, могу помочь другому!

  • Желтый цвет - нужно закрепить дома.

  • Красный цвет - не понял.

Приложение № 1

1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.

2. Служебные части речи - это…………………………………… .

3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……… .

4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………

5. Союзы бывают простыми и………………………………… .

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .

7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .

8. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно

(или то, или это)

И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только … но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако

Же

Или

Или … или

Ни … ни

Либо

То … то

Не то…не то

То ли … то ли








© 2010-2022