Конспект урока Правописание наречий (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю» Дата __________________

________________

Зам.директора по УВР


Класс

8

Урок

Тема

Правописание наречий

Цель

Повторение и систематизирование материала по правописанию наречий; закрепление и углубление знаний учащихся о правописании наречий; развитие орфографической грамотности, привитие интереса к изучению русского языка

Ожидаемые

результаты:

Учащиеся знают правописание наречий через дефис между частями слова, -употребляют их в речи

Ключевые идеи:

  1. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -ки, -ьи пишутся через дефис.

  2. Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-, во- пишутся через дефис.

  3. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением: того же слова (еле-еле, чуть-чуть, вот-вот); того же корня, осложнённого приставками и суффиксами (видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей), синонимов (с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно).

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Ресурсы

Учебник, интерактивная доска, листы оценивания, карточки с заданиями, флипчарты

Х о д у р о к а

І.

Организацион-ный этап.

Психологический настрой

(5 мин)

Действия учителя

Действия учеников

Деление на группы.

Листочки с наречиями на казахском, русском, английском языках

Ерте, тез, жылдам, қазір, бұрын

Рано, быстро, завтра, сегодня, давно

today, yesterday, tomorrow, before, always


Продолжить предложения наречием

Сегодня на уроке мы будем работать.........

Ученики берут листочки, на которых написаны наречия. В зависимости от от языка, на котором употреблены наречия , делятся на группы.

І группа- Знатоки

ІІ группа- Грамотеи

ІІІ группа - Умники

Продолжают предложение своими примерами

ІІ.

Актуализация опорных знаний

(5 мин)

Стратегия «Верные- неверные утверждения»

  1. Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

  2. Наречие отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

  3. Наречия не изменяются.

  4. В предложении наречия чаще всего бывают определениями.

  5. По значению наречия делятся на 3 разряда.

  6. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс -а.

  7. В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс -о.

  8. На конце наречий после шипящих под ударением пишется о.

  9. На конце наречий после шипящих без ударения пишется е.

Ученики соглашаются или не соглашаются с утверждениями. В случае несогласия дают правильный ответ.

1.Неверное утверждение

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака)

2.Неверное утверждение (Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем? в какой степени?)

3.Верное утверждение

4.Неверное утверждение (В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельством)

5. Неверное утверждение

(По значению наречия делятся на 6 разрядов: места, времени, образа действия, цели, причины, степени)

6. Неверное утверждение

(В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс -о)

7. Неверное утверждение

(В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс -а)

8. Верное утверждение

9. Верное утверждение

ІІІ.

Продолжение изучения темы «Дефисное написание наречий»

  1. мин)















На прошлом уроке вы познакомились с темой «Дефисное написание наречий». Давайте повторим правила дефисного написания. (5 мин)

Дефис ставится:

  1. Есть ПО- и -ОМУ по-новому

-ЕМУ по-весеннему

по-волчьи

-КИ по- казахски

  1. Есть В- и -ИХ в-третьих

ВО- -ЫХ во-вторых

  1. Есть КОЕ- кое-как, кое-где

-ТО когда-то, куда-то

-ЛИБО где-либо, как-либо

-НИБУДЬ где-нибудь

  1. Есть повторяющиеся слова, основы,

синонимичные слова:

еле-еле, мало-помалу,

нежданно-негаданно

Исключение: бок о бок

  1. Работа с текстом.(5 мин)

І группа- упр.1 стр.203

ІІ группа упр.2 стр.204

ІІІ группа - «Сказка о пустоцвете»

Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте - всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга - в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:

- Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может быть, это ты посадил дуб?

Склонил голову отец, по-прежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

- Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

Задание 1.

І группа- Какие виды современных информационных связей вы знаете?

ІІ группа, ІІІ группа-Чему учит сказка?

(Человек должен прожить жизнь так, чтобы после себя оставить добрый след на земле, чтобы не было стыдно перед сыном, перед людьми за бесплодно прожитую жизнь. Человек должен не тлеть, а гореть, творить добрые дела.)

Задание 2.

Выпишите из текста наречия на изученную орфограмму, объясните написание.


  1. Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

І группа

1.На русском языке (по-русски).
2.Не так, как раньше, новым способом (по-новому).
3.Очень давно (давным-давно).
4.Очень крепко (крепко-накрепко).
5.Неизвестно куда (куда-то).
ІІ группа

1.Небрежно, плохо (кое-как).
2. Двигался с трудом (еле-еле)

3.Поступил как товарищ (по- товарищески)

4.Поступил как друг (по-дружески)

5.Решил подстричься, как прежде (по- прежнему)

ІІІ группа

1.Решил одеться, как в старые времена (по- старому)

2.Получилось, как ты предполагал (по-твоему)

3. В первую очередь (во-первых)

4. В неопределённое время (когда-нибудь)

5. Постепенно, понемножку (мало- помалу)

  1. Работа в группах

Дидактическая игра «Собери цветок».

Даны два цветка: 1 цветок- слова пишутся слитно, 2 цветок- слова пишутся через дефис. Определить, каким правилом объединены эти слова.

1 группа- (из)давн(а), (с)лев(а), (до)сух(а), (из)далек(а), (с)нов(а), (до)красн(а), (с)перв(а); (по)сво(ему), (по)испан(ски), (по)видим(ому), (по)боев(ому), (по)всяк(ому), (по)китай(ски),( по)дружеск(и)

2 група- (в)лев(о), (на)прав(о), (за)нов(о), (за)прост(о), (на)бел(о), (на)чист(о), (за)светл(о); (во)перв(ых), (в)десят(ых), (в)пят(ых), (в)треть(их), (во)втор(ых), (в)шест(ых), (в)восьм(ых)

3 группа- горяч(о), свеж(о), жгуч(е), зловещ(е), певуч(е), хорош(о), пахуч(е), откуда(либо), где(то), где(либо), когда(то), как(нибудь), когда(либо), где(нибудь)

Ученики повторяют правила дефисного написания наречий.





Читают тексты, выполняют задания к текстам, лидер группы оценивает работу каждого ученика













Ученики заменяют слова наречиями, пишущимися через дефис. Лидер группы оценивает работу каждого ученика





Распределяют лепестки цветов, приходят к выводам, что лепестки цветков объединены правилами:

1.Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -ки, -ьи пишутся через дефис.

2.Правописание наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на, за-.

3.Правописание гласных на конце наречий после шипящих

4. Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-, во- пишутся через дефис.

Лидер группы оценивает работу каждого ученика

Ү.

Закрепление

(5 мин)

Тест.

  1. Укажите верное определение.

А) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака

Б) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета

В) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет

Г) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов

2. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

А) слитно

Б) раздельно

В) через дефис

3. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -ки, -ьи пишутся

А) через дефис

Б) слитно

В) раздельно

А) через дефис

Б) слитно

В) раздельно

4. Наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся

5. Найдите случаи использования дефиса: А) (по)нашему

Б) (по)короче

В) (по)твоему заданию

6. Найдите случаи использования дефиса: А) (по)больше

Б) (по)царски

В) (по)моему мнению

7. Какие наречия пишутся через дефис?

А) (за)ново

Б) (по)меньше

В) (по)лучше

Г) (по)прежнему

8. В каком наречии дефис не пишется?

А) (по)русски

Б) (ни)куда

В) где(то)

Г) (мало)(помалу)

9. Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

А) слитно

Б) раздельно

В) через дефис

10. В каком наречии дефис не пишется?

А) (по)узбекски

Б) (не )хорошо

В) где(нибудь)

Г) (видимо)(невидимо)

Ключ к тесту

  • 1. А

  • 2. В

  • 3.В

  • 4. А

  • 5. А

  • 6. Б

  • 7. Г

  • 8. Б

  • 9. В

  • 10. Б

Отвечают на вопросы теста, проверяют свои ответы

ҮІ

Рефлексия

(2 мин)

Рефлексия «Светофор»

В Казахстане 1 марта объявлено Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.Подумайте, что хорошего было в вашей жизни. За что вы хотели бы поблагодарить родителей, родственников, учителей, судьбу? Напишите ваши слова благодарности на листочках и прикрепите к Дереву Благодарности

Ученики поднимают красный цвет-совсем непонятно;

желтый- надо повторить еще раз;

зеленый-все легко и просто.

Пишут на листочках слова благодарности и прикрепляют к Дереву

ҮІІ.

Оценивание

(2мин)

Д/З

Упр.4 стр. 206

Лидер группы суммирует баллы членов группы, выставляет оценки за урок





«Сказка о пустоцвете»


Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте - всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга - в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:

- Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может быть, это ты посадил дуб?

Склонил голову отец, по-прежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

- Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

1. Чему учит сказка?

2.Выпишите из текста наречия.







Вековая традиция Казахстана- уважение старших. Детям запрещается говорить со старшими в повышенном тоне.

Одна из самых замечательных традиций- гостеприимство. Гость в дверь- счастье в дом. Откуда идут истоки казахстанского гостеприимства?

Давным- давно жил старец. У него было много скота. Пришло время умирать, позвал он трех своих сыновей и говорит: «Разделите весь скот на четыре равные части».

  • Не ослышались ли мы, родитель наш?

  • Кому ты оставляешь четвертую часть?

  • Четвертую часть скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий кто к вам зайдет, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. Если гость отказывается, то скажите, что он ест и пьет не ваше, а свое, ибо в вашем достоянии есть его доля.

Миновали столетия, многое изменилось с тех пор, но обычай гостеприимства остался. Кто бы ни зашел днем или ночью в жилище казахов, его ждут отдых, щедрое угощение и разговор по душам.

1. Чему учит сказка?

2.Выпишите из текста наречия.










Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже большое расстояние быстро передавать важный приказ, вовремя оказать помощь тем, кто нуждается.

Представьте между нами такой уговор: поднимешь руку вверх- значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом-значит «Г», а обе руки в уровень с плечами- читай «Т». И так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсе пользуются во флоте. По- прежнему на кораблях есть специалисты- сигнальщики. Они берут в руки по флажку и быстро- быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивляешься, как они друг друга понимают. Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф.


  1. Какие виды современных информационных связей вы знаете?

  2. Выпишите наречия.










Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

І группа

1.На русском языке

2.Не так, как раньше, новым способом

3.Очень давно

4.Очень крепко

5.Неизвестно куда



Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

ІІ группа

1.Небрежно, плохо

2. Двигался с трудом

3.Поступил как товарищ

4.Поступил как друг

5.Решил подстричься, как прежде



Замените наречиями, которые пишутся через дефис.

ІІІ группа

1.Решил одеться, как в старые времена

2.Получилось, как ты предполагал

3. В первую очередь

4. В неопределённое время

5. Постепенно, понемножку

Тест.


  1. Укажите верное определение.

А) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака

Б) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета

В) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет

Г) Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов

2. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

А) слитно

Б) раздельно

В) через дефис

3. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -ки, -ьи пишутся

А) через дефис

Б) слитно

В) раздельно

4. Наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся

А) через дефис

Б) слитно

В) раздельно

5. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)нашему

Б) (по)короче

В) (по)твоему заданию

6. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)больше

Б) (по)царски

В) (по)моему мнению

7. Какие наречия пишутся через дефис?

А) (за)ново

Б) (по)меньше

В) (по)лучше

Г) (по)прежнему

8. В каком наречии дефис не пишется?

А) (по)русски

Б) (ни)куда

В) где(то)

Г) (мало)(помалу)

9. Как пишутся наречия (часто)(часто), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

А) слитно

Б) раздельно

В) через дефис

10. В каком наречии дефис не пишется?

А) (по)узбекски

Б) (не )хорошо

В) где(нибудь)

Г) (видимо)(невидимо)

Стратегия «Верные- неверные утверждения»


  1. Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

  2. Наречие отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

  3. Наречия не изменяются.

  4. В предложении наречия чаще всего бывают определениями.

  5. По значению наречия делятся на 3 разряда.

  6. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс -а.

  7. В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс -о.

  8. На конце наречий после шипящих под ударением пишется о.

  9. На конце наречий после шипящих без ударения пишется е.




Умники

© 2010-2022