Рабочая программа элективного курса Стили речи для 9 класса

Элективный курс «Стили речи» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме. Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бродовская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла

Протокол №1

От « 29» 08. 2014 год

Утверждено педагогическим советом школы

Протокол № 2

от 30.08.2014 год

«Утверждено»


_____________

А.А. Косинков

Приказ № 84

От «03» 09 2014 год

«Программа рекомендована

к использованию»

Протокол заседания НМС № 1

от 29.08.2014 год

Председатель НМС


____________Хабарова С.Б













Рабочая программа элективного курса

«Стили речи»

для 9 класса


на 2014-2015 учебный год.







Составитель:

учитель русского языка и

литературы

Бутко Галина Владимировна





с. Бродовое 2014 год



I. Пояснительная записка

Количество недельных часов - 1 час

Количество часов в год - 34 часа


1. Преподавание элективного курса в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

Элективный курс «Стили речи» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме.

Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.

Задачи:

  • расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;

  • углубить знания функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;

  • вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями.

2. Данная программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  • Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;

  • Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.

  • Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840 О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.

  • Приказа Министерства образования № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год».

  • Устава школы;

  • Программы развития на 2011-2015 учебный год;

  • Образовательной программы на 2014-2015 учебный год;

3. Актуальность темы состоит в том, что сведения об основных чертах функциональных стилей, последовательная языковая характеристика каждого их них особенно необходимы учащимся для полного овладения нормами литературного языка.

Обсуждение теоретических вопросов требует использования различных форм работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учителем литературы.

Изучение стилистических средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами.

В практической работе над функциональными стилями для развития стилистических умений учащихся по восприятию и самостоятельному построению текстов различных функционально-стилевых типов речи наиболее эффективны такие методы, как стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста.

Задания и упражнения для формирования стилистических знаний и умений могут быть различными по дидактическому назначению и характеру учебных действий.

В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение стилистических знаний, на то, чтобы научить школьников «узнавать» изучаемое явление: найти в тексте стилистически окрашенные единицы и определить характер стилистической окраски; определить стилевую принадлежность текста; сопоставить тексты, написанные на одну тему, но в разных стилях; охарактеризовать стилистические функции выразительных средств языка в художественном тексте.

Упражнения конструктивного характера должны быть направлены на выработку у учащихся частноречевых умений. Они предполагают большее или меньшее изменение текста или его полную трансформацию.

Коммуникативные упражнения направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной жанрово-стилевой принадлежности.

Важное место в системе заданий занимает работа со словарями и справочниками.

II. Содержание учебного курса

  1. Содержание программы.

Стилистические ресурсы языка (1)


Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Функциональные стили речи ( 2 )

Понятие о функциональных стилях речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Разговорный стиль речи ( 5 )

Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.

Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграммы.

Особенности разговорного стиля речи. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств. Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля. Употребление разговорных и просторечных слов, фразеологизмов. Эмоциональность и экспрессивность разговорного стиля речи.

Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля речи. Роль логического ударения и порядка слов в предложении.

Влияние разговорного стиля на устные жанры научного стиля, публицистики. Использование разговорного стиля в художественной литературе.

Практические работы:

  • выписать из словаря 10-15 слов со стилистической пометой «разговорное» и столько же с пометой «просторечное»;

  • найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;

  • в изученном художественном произведении найти отрывки с использованием разговорного стиля;

  • составить диалог на темы: «На почте», «В аптеке», «У газетного киоска»; указать способы экономии речевых слов в диалоге.



Научный стиль речи ( 6 )

Научная сфера общения. Современные жанры научных текстов: монография, статья, информационное сообщение, лекция, рецензия; реферат, автореферат, тезисы докладов и сообщений и др.

Особенности научного стиля. Требования к структуре разных жанров научных текстов (словарной статье, научному докладу, рецензии, аннотации и др.)

Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

Практические работы:

  • выписать из справочников, словарей 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются;

  • подобрать из какой-либо научной работы десять грамматических форм и конструкций, имеющих окрашенность научного стиля;

  • произвести стилистический разбор научного текста, охарактеризовать функцию, содержание, цель высказывания, адресат, форму речи, языковые средства, с помощью которых в данном тексте реализуются стилевые черты;

  • найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля;

  • проанализировать отрывок из школьного учебника, охарактеризовать логическую структуру данного текста;

  • составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохраняя основные мысли автора, средства связи предложений и абзацев;

  • написать рецензию на сочинение товарища, используя слова и выражения, характерные для рецензии как жанра научного стиля;

  • написать рецензию на научно-популярную книгу любой тематики;

  • проанализировать язык небольшого отрывка из научной монографии.



Официально-деловой стиль речи ( 5 )

Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.

Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, справка, приказ, протокол, акт, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.

Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы; точность в употреблении дат, географических названий, цифр, названий учреждений.

Языковые средства официально-делового стиля речи.

Употребление сложных синтаксических конструкций; простых предложений с однородными членами, вводными и вставными конструкциями

Практические работы:

  • распределить по группам данные учителем слова и выражения, имеющие официально-деловую окраску;

  • подобрать нейтральные синонимы к словосочетаниям, свойственным официально-деловому стилю;

  • заменить нейтральные выражения синонимами, характерными для делового стиля;

  • пользуясь словарем, определить значения приведенных учителем слов;

  • к данным устаревшим словам и выражениям подобрать слова, употребительные в современном языке;

  • составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;

  • проанализировать какую-либо автобиографию, написанную писателем;

  • прочитать протокол какого-либо собрания и на его основе составить план протокола вообще; указать, какие части должны присутствовать обязательно, какие могут варьироваться;

  • произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;

  • самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты.



Публицистический стиль речи ( 6 )

Сфера применения публицистического стиля. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления публицистики.

Жанры публицистического стиля речи: выступления на собраниях, митингах, форумах, публичные лекции; газетные жанры; радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля.

Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания.

Языковые средства публицистического стиля. Лексика публицистического стиля. Разнообразие синтаксических конструкций, употребление обращений, риторических вопросов, восклицаний, побудительных предложений. Использование стилистических фигур.

Практические работы:

  • выбрать из газеты 10-15 слов общественно-публицистической тематики;

  • выбрать из газет и журналов устойчивые сочетания, которые часто употребляются в публицистике;

  • проанализировать язык какой-либо газетной статьи, найти в тексте специфические средства публицистического стиля;

  • написать хроникальную заметку в школьную газету;

  • проанализировать портретный очерк из газеты, отметить его структуру, стилистические особенности;

  • проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенности публицистического стиля.



Язык художественной литературы ( 7 )

Основная функция - воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы.

Эстетическая функция языка в художественном произведении. Виды и жанры художественных произведений.

Особенности языка художественной литературы. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Индивидуальность авторского стиля

Стихотворная речь и ее особенности. Звуковая организация речи в прозаическом и поэтическом художественном тексте.

Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства. Изобразительная роль морфологических и синтаксических средств языка.

Практические работы:

  • подготовить сообщение на тему: «Особенности языка художественной литературы»;

  • проанализировать звуковую, интонационную организацию поэтического и прозаического художественного текста;

  • провести анализ художественного текста, выявить роль лексических средств;

  • сопоставить несколько текстов, близких по теме, жанру, и определить особенности индивидуального стиля авторов;

  • сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический и определить их особенности;

  • подготовить реферат на основе изученной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранного художественного текста.

Стилистическая норма (1)

Законы построения, правила организации письменной речи.

Стилистические ошибки (1)











  1. Учебно-тематический план курса

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Стилистические ресурсы языка


1

Функциональные стили речи


2

Разговорный стиль речи


5

Научный стиль речи


6

Официально-деловой стиль речи


5

Публицистический стиль речи


6

Язык художественной литературы


7

Стилистическая норма


1

Стилистические ошибки


1


Итого

34

































  1. Календарно-тематическое планирование

п/п



Тема занятия

Количество часов



Форма занятия

Виды деятельности

учащихся

Дата

План

Факт


Стилистические ресурсы языка (1)




Стилистические ресурсы языка



1

Лекция с элементами беседы



Мини-исследование




Функциональные стили речи ( 2 )




Функциональные стили речи



1



Практикум



редактирование






Функциональные стили речи



1



Практикум



Тестирование, редактирование





Разговорный стиль речи ( 5 )


Бытовая и производственная сфера человеческого общения.





1



Беседа



Составление диалога



Жанры разговорного стиля



1

Лекция с элементами беседы



Доклады



Особенности разговорного стиля речи.



1



Практикум



Мини-исследование



Синтаксические конструкции.



1

Практикум

Редактирование



Использование разговорного стиля в художественной литературе.





1



Конференция



Доклад




Научный стиль речи ( 6 )




Научная сфера общения.



1

Лекция с элементами беседы

Составление плана лекции, работа со словарями



Современные жанры научных текстов.




1



Устный журнал



Реферат



Особенности научного стиля




1



Конференция



Мини-исследование



Требования к структуре разных жанров научных текстов.



1



Стилистический эксперимент



Мини-исследование



Языковые средства научного стиля.

1

Практикум

редактирование



Языковые средства научного стиля.

1

Практикум

Творческая работа, редактирование




Официально-деловой стиль речи ( 5 )


Официально-деловая сфера общения.

1

Конференция

Доклад



Жанры официально-делового стиля

1

Устный журнал

Реферат



Особенности официально-делового стиля



1

Стилистический эксперимент



Мини-исследование



Языковые средства официально-делового стиля.



1



Практикум

Составление документов, редактирование



Употребление сложных синтаксических конструкций.



1



Практикум

Доклады, составление документов




Публицистический стиль речи ( 6 )


Сфера применения публицистического стиля



1



Лекция

Анкетирование, заметка в газету



Жанры публицистического стиля речи.



1



Устный журнал



Реферат



Особенности публицистики.



1

Стилистический эксперимент



Мини-исследование




Особенности публицистики.



1

Стилистический эксперимент



Мини-исследование




Языковые средства публицистического стиля.



1



Практикум



Творческая работа



Языковые средства публицистического стиля.



1



Практикум



Творческая работа




Язык художественной литературы ( 7 )


Литературный язык и язык художественной литературы



1



Устный журнал

Рефераты,

творческая работа



Эстетическая функция языка в художественном произведении.



1



Стилистический эксперимент



Мини-исследование



Особенности языка художественной литературы.



1



Практикум



Анализ художественного текста




Стихотворная речь и ее особенности.

1

Практикум

Анализ поэтического текста



Изобразительно выразительные средства.



1

Стилистический эксперимент



Мини-исследование



Комплексный анализ текста

1

Практикум

Анализ художественного текста



Комплексный анализ текста

1

Практикум

Анализ художественного текста




Стилистическая норма (1)


Стилистическая норма

1

Практикум

Тестирование, редактирование




Стилистические ошибки (1)


Стилистические ошибки

1

Практическое занятие

Защита проектов


















  1. Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Грамотно, свободно и выразительно говорить, используя разные виды аудирования;

  • Отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

  • Владеть устной и письменной речью;

  • Владеть навыками стилистической правки текста;

  • Проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельным поиском, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору знаний и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов позволит учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

  • Проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший», «дурной» и истинный вкус - можно ли о них спорить»;

  • Самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных задач;

  • Совершенствования рукописи с определённой точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

  • Рецензирование;

  • Сообщения как результат наблюдений.



















  1. Учебно - методическое обеспечение.


Для учителя


Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. - М., 1994.

Барлас Л.К. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. - М., 1978.

Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка / Под редакцией Н.М. Шанского. - Л., 1989.

Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учебное пособие для вузов. - М., 1986.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1982.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1984.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974.

Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. - М., 1987.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. - Изд.2. - Л., 1990.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1974.

Для обучащихся

Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. - М., 1978.

Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988.

Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. - М., 1975.

Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. - М., 1996.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2 - М., 1996.




15


© 2010-2022