Обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

Повторить и обобщить основные сведения о СПП; отрабатывать и совершенствовать навыки в постановке знаков препинания в СПП; уметь конструировать СПП, перестраивая причастный оборот  в придаточное предложение;проверить знания учащихся по теме; вести постоянную подготовку к ОГЭ;проводить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися;  работать над развитием речи учащихся на отдельных этапах урока (составление словосочетаний и предложений), над совершенствованием навыков работы с компьютером; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

Цели урока:

образовательная: повторить и обобщить основные сведения о СПП; отрабатывать и совершенствовать навыки в постановке знаков препинания в СПП;

развивающая: работать над развитием речи учащихся на отдельных этапах урока, над совершенствованием навыков работы с компьютером воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, применяя нестандартные формы и приемы на уроке;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, применяя нестандартные формы и приемы на уроке;

Форма урока: комбинированный урок повторения с применением компьютерных технологий.

Оборудование урока:

1.Карточки для повторения в виде игры в пасьянс

2. Карточки для индивидуальной проверочной работы

3. Плакат - слово «ХЛОПУШКА» для словарной разминки

4. Компьютерная программа по русскому языку

5. Компьютеры

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами, ребята, должны повторить основные сведения по СПП, потренироваться в определении типов придаточных предложений и постановке знаков препинания в них.

II. Словарная разминка.

Ребята, вы обратили внимание, как по-новогоднему украшена наша школа? Совсем скоро наступит самый веселый, долгожданный и всеми любимый праздник - Новый год.

Поэтому для словарной разминки вам предлагается тоже новогоднее слово «ХЛОПУШКА» В течение двух минут вы должны составить из него как можно больше имен существительных. Первым ответит тот, чья цепочка будет длиннее и чье слово окажется самым длинным. (хлоп, пушка, опушка, ушко, купол, уха, полушка и т.д.)

III. Работа по развитию речи. Составление словосочетаний и предложений.

А теперь, ребята, составьте с любыми из данных слов словосочетания или предложения с разными видами связи: согласованием (зеленая опушка, позолоченный купол), управлением (сказать на ушко, купол церкви).

Около Царь-пушки всегда много туристов. На опушке леса среди берез мы набрали много белых грибов. Уха из карасей всегда очень вкусна

IV. Работа по основной теме.

1. Блиц-опрос

- Какой общий признак у всех сложных предложений? Чем они отличаются от простых предложений?

- По каким признакам среди сложных предложений мы выделяем СПП?

- Что общего у СПП и словосочетаний?

- На какие три большие группы делятся СПП?

- Как связываются придаточные предложения с главными?

- Какая разница между союзами и союзными словами?

2. Конструирование предложений

(записано на доске)

1. Ель стучала по ст..клу к..люч..ми ветками…

потому(что) п..дн..лась сильная м..тель.

2. Вз(вс)гл..нув в окно я увид..л св..ркающую бел..зну вып..вш..го ночью снега и подумал…

которые раскачивал ветер.

3. Мне пр..шлось остат?ся на ноч?лег в ст..рожк.. лесника

что (не)плохо было бы прок..тит?ся на лыжах.

- из данных частей, записанных в разные колонки, составьте предложение. Для этого необходимо по смыслу подобрать к главному предложению придаточное.

- Объясните пропущенные знаки препинания и орфограммы на месте пропусков.

- Назовите виды придаточных в полученных предложениях.

- На какой вопрос отвечает придаточное определительное? Чем присоединяется к главному?

- Составьте схемы данных предложений.

- Какая тема объединяет эти предложения?

3. Новогодний пасьянс. Повторение типов придаточных обстоятельственных в СПП. Близятся самые морозные дни и самые веселые народные праздники.

- Какие? (Рождество, Святки, Крещение)

- А как на Руси праздновали эти дни? (народные игры, зимние забавы гуляния,гадания)

- В каких произведениях вы читали о том, как раньше гадали? (В.А.Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

- Кто помнит наизусть строчки из этих произведений?

(Раз в крещенский вечерок Татьяна верила преданиям

Девушки гадали: Простонародной старины,

За ворота башмачок, И снам, и карточным гаданьям,

Сняв с ноги,бросали… И предсказаниям луны).

Один из способов карточных гаданий - это пасьянс: особый расклад карт.Обычно загадывают желание, и если пасьянс раскроется весь, то желание сбудется. Ваша судьба - в ваших руках: сойдется пасьянс - будет положительная оценка.

Итак, задание: вы представляете собой две команды: первая получает карты черной масти, вторая - красной. В этих картах представлены СПП с различными типами придаточных предложений. На моем столе лежат карточки с названиями типов придаточных обстоятельственных предложений. Если вы все сделаете правильно, пасьянс раскроется. Вы должны выстроить ряды карт под каждым типом. Должно быть не более четырех карт в каждом ряду, если их будет больше, значит, вы ошиблись, но можно исправить ошибку. Победит та из команд, которая первой правильно разложит все карты.

Придаточные

образа действия

1. Матросы сражались на суше так, как учили их сражаться на море. 2. Я бежал так, что заросли сливались в сплошную полосу. 3.Машина мчалась так, что перелетала через канавы. 4.О весне хотелось рассказать так, чтобы все почувствовали её дыхание.

Придаточные

степени

1.К рассвету ветер окреп так, что начал гнуть березы. 2.К вечеру так стихло, что листья на березах не шевелились.3.Брусники было так много, что ступить было некуда. 4.Сбор ягод так увлек Марину, что она не замечала времени.

Придаточные

места

1. Куда река пошла, там и русло будет. 2. Стрельба отдалялась вправо, где треск пуль продолжал сотрясать болото. 3.И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 4. Где гнутся над омутом лозы, там пляшут, летают стрекозы.

Придаточные времени

1.Когда топот затих, я вышел на террасу. 2.Они проснулись, когда в избе было уже совсем светло. 3. Пока не взошло солнце, дышать было легко. 4.Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

Придаточные

условия

1.Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 2.Если лето будет дождливым, грибов в лесу будет очень много. 3.Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый4.Если не знаешь горького, то не узнаешь и сладкого.

Придаточные

причины

1.Густая трава росла по берегам озера, потому что здесь было сыро. 2.Оттого что я выбегал на улицу без шапки, у меня начался сильный жар. 3.Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. 4.Всякий труд ценен, ибо он облагораживает человека.

Придаточные

цели

1.Братья должны были проехать через лес, чтобы подъехать к лугам. 2.Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ. 3.Для того чтобы добраться до озера, потребовалось много времени. 4.Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию.

Придаточные

сравнительные

1.Небо стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. 2.Щенок скулил жалобно, как будто плакал ребенок. 3.Издали слышался шум мокрых деревьев, словно вдалеке шумела вода в шлюзах. 4.Воздух изредка дрожал, как дрожит потревоженная вода.

Придаточные уступительные

1.Вскоре дождь прекратился, хотя небо было по-прежнему хмурое. 2.Несмотря на пронизывающий ветер, мы продолжали двигаться довольно быстро. 3.Как ни спешили мы на концерт, все же опоздали к началу. 4.Хотя наступил уже ноябрь, дни стояли по-летнему теплые.

Придаточные следствия

1.Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции. 2.Жара все нарастала, так что становилось трудно дышать. 3.Ручьи текли в разные стороны, так что трудно было указать направление воды. 4.Дожди размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.

(Работа начинается по команде и ведется до завершения. Подводится итог, определяется команда-победительница).

4.Работа учащихся за компьютерами

Сейчас нам предстоит отрабатывать навыки в постановке знаков препинания в СПП. Прослушайте задачу: в меню выбрать третий уровень «Проверь себя» и приступить к работе. Закончив данный вид работы, вы приступаете к следующему, выбираете тот, который, с вашей точки зрения, вам необходим или наиболее интересен: «Исправь ошибки», «Составь предложение» и т.д.

При работе с клавиатурой и мышью будьте предельно осторожны, соблюдайте необходимые меры безопасности. (С правилами по ТБ при работе в компьютерном классе учащиеся были предварительно ознакомлены под роспись). Не пугайтесь и не отчаивайтесь, если что-то не получилось. Мы всегда рядом и придем вам на помощь. (Учащиеся самостоятельно работают за компьютерами под наблюдением учителя русского языка и информатики. Работа проводится в течение 15 минут. За каждый этап компьютер выставляет оценку каждому. Затем учащиеся возвращаются на свои места).

V. Обобщение изученного на уроке

1.Что вы повторили сегодня на уроке?

2.Что нового узнали на уроке?

3.Что для вас было наиболее интересным?

VI. Проверочная работа в индивидуальных карточках

Итак, мы повторили основные сведения о СПП, потренировались в определении типов придаточных предложений и в постановке знаков препинания . Сейчас вам предстоит выполнить работу в индивидуальных карточках, Которая покажет, как вы усвоили тему и готовы ли к итоговому контрольному диктанту.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Работа выполняется в течение трех минут и проверяется учителем после урока.

1.М..тросы сражались на суш.. так как учили их ср..жат?ся на море.

2.К ра(с,з)свету ветер окреп так что начал гнуть б..рёзки.

3.Куда р..ка п..шла там и русло буд..т.

4.Любое ж..вое дело можно з..губить если делать его равнодушными руками.

5.Густая трава р..сла (по)берегам озера потому(что) (з,с)десь было сыро.

6.Когда топот затих я выш..л на те..асу.

7.Я строго ра(с,сс)читал время что(бы) успеть на лекцию.

1.М..тросы сражались на суш.. так как учили их ср..жат?ся на море.

2.К ра(с,з)свету ветер окреп так что начал гнуть б..рёзки.

3.Куда р..ка п..шла там и русло буд..т.

4.Любое ж..вое дело можно з..губить если делать его равнодушными руками.

5.Густая трава р..сла (по)берегам озера потому(что) (з,с)десь было сыро.

6.Когда топот затих я выш..л на те..асу.

7.Я строго ра(с,сс)читал время что(бы) успеть на лекцию.

VII. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту, выполнить упражнение 128

VIII. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся. Поблагодарить ребят за работу на уроке.

© 2010-2022