Тема: «Виды рифм. Повторение. »

Типразработки: Итоговое занятие поэтического клуба «Пегас». Возраст детей: 12 лет. Тема: «Виды рифм. Повторение».Цели:1. Воспитывать гуманистические качества:взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие,настойчивость в достижении цели. 2.Развиватьтворческое воображение, культуру речи, умение сотрудничать.3. На практических примерах повторить виды рифм. Оборудование: Мультимедийный проектор,ветка вербы; запись на доске: стол, кошка, кот, берёза;скороговорка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип разработки:

Итоговое занятие поэтического клуба «Пегас».

Возраст детей: 12 лет.

Тема: «Виды рифм. Повторение».

Цели:

1. Воспитывать гуманистические качества: взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.

2.Развивать творческое воображение, культуру речи, умение

сотрудничать.

3.На практических примерах повторить виды рифм.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, ветка вербы;

запись на доске: стол, кошка, кот, берёза; скороговорка.

Ход.

I.Слово учителя о цели, задачах занятия.

II. Практикум «Виды рифм. Повторение».

1.Речевая разминка: разомнём язычок.

Скороговорка: всех скороговорок не перескороговоришь.

2.Интеллектуальная разминка: игра в рифму.

Задание: подобрать рифму к словам: стол, кошка, кот, берёза.

(По вариантам)

На доске - «ключ»

Стол - ( пол - ствол - кол - пришёл).

Кошка - (мошка - окошко - немножко).

Кот - (рот - у ворот - мёд - крот).

Берёза - (роза - угроза - мимоза - слёзы - грёзы).

3. Дайте подробную характеристику рифмы по плану:

Слайд 1

Характеристика рифмы:

Точная - неточная;

простая - сложная;

замещённая - усечённая - йотированная;

мужская - женская;

перекрёстная - смежная - опоясывающая.

Слайд 2

Найдите рифму: женскую, мужскую, йотированную.

Стройки - стойкий.

Весло - унесло.

Рокот - ропот.

Слайд 3

1. В небесах - запоздалая птица,

2.Из-за туч выползает луна…

3.Мне не спится, не спится, не спится -

4.Мне мешает уснуть тишина.

1. Прочитайте.

- Как рифмуются строки?

- Определите рифму.

2. Задание: из перекрёстной рифмы сделать параллельную или опоясывающую. Найти лучший вариант рифмы.

Слайд 4

Параллельная рифма.

В небесах запоздалая птица,

Мне не спится, не спится, не спится -

Из-за туч выползает луна…

Мне мешает уснуть тишина.

Опоясывающая рифма.

В небесах запоздалая птица,

Из-за туч выползает луна…

Мне мешает уснуть тишина,

Мне не спится, не спится, не спится.

Вопрос классу: какой вариант лучше?

(перекрёстная рифма, т. к. именно в этом варианте

легче понять состояние лирического героя)

5.Колективное творчество.

Слайд 5

Задание: с рифмованными словами сочинить

четверостишие.

1._________________________ярко,

2._________________________облака,

3._________________________жарко,

4._________________________река.

6. Работа в парах.

Слайд 6

1.Луна - тишина - весна - одна - верна - волна…

2.Комета - планета - привета - ответа, звезда - никогда…

3.След - свет - ответ - лет - паркет - лорнет…

4.Полёт - вперёд - небосвод - свод - год…

5. Парад - рад - преград - наград - сад…

6.Птица - мчится - снится - вереница - синица - боится…

7.Весна - тишина - она - до дна - у окна…

Задание: зарифмовать предлагаемые строки, используя перекрёстную, смежную и опоясывающую рифмы

*Вопрос учащимся: о каких событиях напоминает вам содержание некоторых строк?

( Ответы учащихся: о Дне космонавтики, прошедшем недавно).

7. Проверка выполненных работ.

8. Индивидуальная работа.

Слайд 7

Пишем стихи по данному началу.

1.Распустилась пушистая верба,

2.Хоть опять запоздала весна.

3.

4.

1.Первый дождь… Свежо и остро

2.Дышит новая земля,

3.

4.

1.Весною жизнь берёт своё начало:

2.Сияет солнце, и звенит капель.

3.

4.

1.Я люблю весну и лето,

2.Солнце, ранние рассветы.

3.

4.

1.Со мною ты плачешь, подруга - свеча,

2.Горячей слезинкой коснулась плеча.

3.

4.

Беседа с классом:

Посмотрите внимательно на эту хрупкую веточку, на это маленькое чудо! Какая трогательная красота! Обратите внимание на эти нежные пушинки! Что напоминают они вам? С чем можно их сравнить? Какая цветовая гамма?

Обо всём этом можете написать в своём стихотворении.

Оно будет своевременным, т. к. у нас в школе идёт Неделя экологии.

9. Проверка выполненных работ.

10. Домашняя работа: написать 2 четверостишия по выбранному началу.

11. Рефлексия.

- Какие виды рифм мы повторили?

- Оцените свою работу.

- Чьё стихотворение вам понравилось?

Спасибо всем!





Краткое описание работы.

Раздел преподавания: русский язык, литература; внеклассная работа по предмету.

Разработка содержит коллективную, групповую, индивидуальную работу учащихся по овладению основами стихосложения.

На данном занятии у обучаемых формируются разные виды УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные. Дети учатся создавать поэтические тексты на основе наблюдений; взаимодействовать в группе, выступать перед сверстниками; анализировать, сравнивать. Идёт работа по воспитанию гуманистических качеств.



© 2010-2022