- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: «Виды рифм. Повторение. »
Тема: «Виды рифм. Повторение. »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федурина А.С. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тип разработки:
Итоговое занятие поэтического клуба «Пегас».
Возраст детей: 12 лет.
Тема: «Виды рифм. Повторение».
Цели:
1. Воспитывать гуманистические качества: взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
2.Развивать творческое воображение, культуру речи, умение
сотрудничать.
3.На практических примерах повторить виды рифм.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ветка вербы;
запись на доске: стол, кошка, кот, берёза; скороговорка.
Ход.
I.Слово учителя о цели, задачах занятия.
II. Практикум «Виды рифм. Повторение».
1.Речевая разминка: разомнём язычок.
Скороговорка: всех скороговорок не перескороговоришь.
2.Интеллектуальная разминка: игра в рифму.
Задание: подобрать рифму к словам: стол, кошка, кот, берёза.
(По вариантам)
На доске - «ключ»
Стол - ( пол - ствол - кол - пришёл).
Кошка - (мошка - окошко - немножко).
Кот - (рот - у ворот - мёд - крот).
Берёза - (роза - угроза - мимоза - слёзы - грёзы).
3. Дайте подробную характеристику рифмы по плану:
Слайд 1
Характеристика рифмы:
Точная - неточная;
простая - сложная;
замещённая - усечённая - йотированная;
мужская - женская;
перекрёстная - смежная - опоясывающая.
Слайд 2
Найдите рифму: женскую, мужскую, йотированную.
Стройки - стойкий.
Весло - унесло.
Рокот - ропот.
Слайд 3
1. В небесах - запоздалая птица,
2.Из-за туч выползает луна…
3.Мне не спится, не спится, не спится -
4.Мне мешает уснуть тишина.
1. Прочитайте.
- Как рифмуются строки?
- Определите рифму.
2. Задание: из перекрёстной рифмы сделать параллельную или опоясывающую. Найти лучший вариант рифмы.
Слайд 4
Параллельная рифма.
В небесах запоздалая птица,
Мне не спится, не спится, не спится -
Из-за туч выползает луна…
Мне мешает уснуть тишина.
Опоясывающая рифма.
В небесах запоздалая птица,
Из-за туч выползает луна…
Мне мешает уснуть тишина,
Мне не спится, не спится, не спится.
Вопрос классу: какой вариант лучше?
(перекрёстная рифма, т. к. именно в этом варианте
легче понять состояние лирического героя)
5.Колективное творчество.
Слайд 5
Задание: с рифмованными словами сочинить
четверостишие.
1._________________________ярко,
2._________________________облака,
3._________________________жарко,
4._________________________река.
6. Работа в парах.
Слайд 6
1.Луна - тишина - весна - одна - верна - волна…
2.Комета - планета - привета - ответа, звезда - никогда…
3.След - свет - ответ - лет - паркет - лорнет…
4.Полёт - вперёд - небосвод - свод - год…
5. Парад - рад - преград - наград - сад…
6.Птица - мчится - снится - вереница - синица - боится…
7.Весна - тишина - она - до дна - у окна…
Задание: зарифмовать предлагаемые строки, используя перекрёстную, смежную и опоясывающую рифмы
*Вопрос учащимся: о каких событиях напоминает вам содержание некоторых строк?
( Ответы учащихся: о Дне космонавтики, прошедшем недавно).
7. Проверка выполненных работ.
8. Индивидуальная работа.
Слайд 7
Пишем стихи по данному началу.
1.Распустилась пушистая верба,
2.Хоть опять запоздала весна.
3.
4.
1.Первый дождь… Свежо и остро
2.Дышит новая земля,
3.
4.
1.Весною жизнь берёт своё начало:
2.Сияет солнце, и звенит капель.
3.
4.
1.Я люблю весну и лето,
2.Солнце, ранние рассветы.
3.
4.
1.Со мною ты плачешь, подруга - свеча,
2.Горячей слезинкой коснулась плеча.
3.
4.
Беседа с классом:
Посмотрите внимательно на эту хрупкую веточку, на это маленькое чудо! Какая трогательная красота! Обратите внимание на эти нежные пушинки! Что напоминают они вам? С чем можно их сравнить? Какая цветовая гамма?
Обо всём этом можете написать в своём стихотворении.
Оно будет своевременным, т. к. у нас в школе идёт Неделя экологии.
9. Проверка выполненных работ.
10. Домашняя работа: написать 2 четверостишия по выбранному началу.
11. Рефлексия.
- Какие виды рифм мы повторили?
- Оцените свою работу.
- Чьё стихотворение вам понравилось?
Спасибо всем!
Краткое описание работы.
Раздел преподавания: русский язык, литература; внеклассная работа по предмету.
Разработка содержит коллективную, групповую, индивидуальную работу учащихся по овладению основами стихосложения.
На данном занятии у обучаемых формируются разные виды УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные. Дети учатся создавать поэтические тексты на основе наблюдений; взаимодействовать в группе, выступать перед сверстниками; анализировать, сравнивать. Идёт работа по воспитанию гуманистических качеств.