Литературно-музыкальная композиция Письма с фронта - строки дорогие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта - строки дорогие»

На сцену выходят четыре учащихся. Они одеты в солдатскую форму. Трое стоят на сцене. Четвертый выходит в конце. Во время выступления идут слайды № 1-8. Читают отрывки из рассказа Б. Васильева «Экспонат №».

Первый ученик читает: «Дорогая мамочка!

Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят...»

Входит второй учащийся: «...Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку...»

Третий учащийся: «...Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?.. Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»

Четвертый учащийся: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был...»

Выходят двое ведущих (мальчик и девочка). Слайд № 9.

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые ветераны, труженика тыла, все те, кто пережил страшную войну.

Ведущий 2. Здравствуйте, учителя и все ребята.

Ведущий 1. Мы пригласили вас на этот вечер, посвященный памяти всем тем, кто защищал нашу Родину в те далекие от нас года.

Ведущий 2. Позади война и много времени прошло, но голоса тех лет сохранились в письмах.

Ведущий 1. Письма с фронта - строки дорогие. Письма ждали солдаты на фронте, письма ждали матери, жены и дочери дома.

Ведущий 2. Почтальон, идет почтальон, сердце замирает от страха… Кто-то слышит: «Танцуй!» и видит улыбку на лице почтальона… Но а кому-то, опустив глаза, вручают бумагу, простую бумага, в которой сказано, что уже никогда не увидишь ты своего сына…

Ведущий 1. Заветные треугольники, как же берегли их солдаты! И с каким трепетом хранили матери письма сыновей, не вернувшихся с фронта.

Театральная сценка эпизода из рассказа Б. Васильева «Экспонат №».

Для исполнения ролей детей берем 5-6 класса учащихся, героиню может сыграть старшеклассница 10-11 класса.

«- Садитесь, кому где удобнее. И говорите, зачем пришли, по какому такому делу.

- Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на сборе нашей пионерской дружины. А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». А она тогда сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма.

- Игорь успел написать всего одно письмо. А второе написал после его смерти его товарищ Вадим Переплетчиков.

- Здесь еще уведомление о смерти.

- Это же все ненастоящее!

- Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, девочка... Та, которая маленькая, ты стоишь возле комода. Правда?

- Правда, - а ваша внучка говорила, что вы ослепли от горя.

- Я научилась чувствовать, кто где стоит. Открой верхний левый ящик. Там есть деревянная шкатулка. Достань ее и передай мне.

- Идите все сюда. Вот, можете посмотреть. Здесь письмо моего сына Игоря, письмо его друга Вадима и... И похоронка. Так называлось тогда официальное уведомление о гибели человека на войне.

Дети: «А почему я? Ну почему? Ты - звеньевая...», «А потому, что у нее сын, а не дочь, понятно тебе? Если бы дочь, то я бы сама или Катя, а так ты должен...».

- Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.

- То есть как это? Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

- Потому что у нас в школе организуется музей. Мы взяли торжественное обязательство к сорокалетию великой Победы.

- Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

- А зачем нам ваши копии? (агрессивно). Нет, это даже очень интересно! Ведь копии - это же так просто, это же бумажка. В копии я могу написать, что моя бабушка - героиня «Молодой гвардии», ну и что? Возьмет такую копию музей?

- Не возьмет. И вы не берите. И, пожалуйста, верните мне все документы.

Дети возбужденно зашептались.

- Верните мне в руки документы.

- Бабушка, вы ведь очень, очень старенькая, правда ведь? А нам предстоит жить и воспитываться на примерах. А вдруг вам станет нехорошо, и тогда все ваши патриотические примеры могут для нас пропасть.

- Вот когда помру, тогда и забирайте (угрюмо), давайте письма. Долго еще вам говорить?

- А если вы не скоро... (задиристо, но осеклась). То есть я хочу сказать, что вы можете не успеть к сорокалетию великой Победы, а мы не можем. Мы взяли торжественное обязательство.

- Хочешь, значит, чтобы я до девятого мая померла?(усмехнулась). Кто знает, кто знает. Только и тогда я не вам эти документы велю переслать, а в другую школу. Туда, где мой Игорь учился: там, поди, тоже музей организуют.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку:

- Мальчик, поставь эту шкатулку в левый ящик комода. И плотно ящик задвинь. Плотно, чтобы я слышала.

Дети шепчутся.

- Трус несчастный(отчетливо), только пикни у нас.

- Все равно нельзя. Все равно (горячо и непонятно).

- Молчи лучше! (громко оборвала звеньевая). А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. Верно, Катя?

Раздается скрип задвигаемого ящика.

- Ступайте, дети. Я очень устала.

- До свидания (три раза по очереди).

- Может быть, надо вызвать врача?

- Нет, спасибо тебе, ничего мне не надо.

Молча уходят».

Ведущий 2. Полевая почта была связующей нитью между разбросанными, разъединенными людьми. Ежедневно на фронт доставляется 70 миллионов писем! Слайд №10.

Выходит чтец. Стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта» (на сцене на одной половине стоит чтец в солдатской форме, на второй половине за столом, на котором скатерть и лампа, женщина сидит и держит в руках письмо; между ними ширма - со стороны солдата на ней проволока колючая (из бумаги можно сделать). Слайды №11-14

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Ведущий 1. Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день - придумают медали
За ласковые письма для солдат!

Ведущий 2. Письма солдаты носили у самого сердца, ведь это единственное, что связывало с домом, с родными и любимыми.

Ведущий 2. «Жди меня…» - каждый шептал, каждый наделся и верил, он вернется, обязательно вернется…

Выходит чтец. Стихотворение К. Симонова «Жди меня…». Слайды № 15-20.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 1. Письма имели колоссальное значение. Одна строчка могла перечеркнуть судьбу человека.

Исполнение песни В. Высоцкого «Письмо» под гитару.

Полчаса до атаки.

Скоро снова под танки,

Снова слушать разрывов концерт.

А бойцу молодому

Передали из дому

Небольшой голубой треугольный конверт.

И как будто не здесь ты,

Если почерк невесты,

Или пишут отец или мать...

Но случилось другое,

Видно, зря перед боем

Поспешили солдату письмо передать.

Там стояло сначала:

"Извини, что молчала.

Ждать устала...". И все, весь листок.

Только снизу приписка:

"Уезжаю не близко,

Ты ж спокойно воюй и прости, если что!"

Вместе с первым разрывом

Парень крикнул тоскливо:

"Почтальон, что ты мне притащил?

За минуту до смерти

В треугольном конверте

Пулевое ранение я получил!"

Он шагнул из траншеи

С автоматом на шее,

От осколков беречься не стал.

И в бою под Сурою

Он обнялся с землею,

Только ветер обрывки письма разметал.

Ведущий 1. Письма помогали выживать, помогали верить и надеяться, что скоро победу одержим, что скоро вернется мирная жизнь, что скоро любимый отец, брат или сын вернется домой.

Чтение по ролям стихотворения Надежды Горлановой «Письмо отцу на фронт». Читают автор, девочка, почтальон, отец, соседка. Слайды № 21.

Письмо - треугольник с печатью
В наш дом почтальон принесла,
Стоит и от радости плачет,
А дома - девчушка одна (читает автор).

"Письмо-то от папы. Возьми вот!
Да только не потеряй!
Придет когда мама с работы,
Скорее ей передай." (почтальон заходит, вручает письмо девочке).

На улице солнце светило,
Денек был такой золотой,
Девчонка конвертик крутила?
Губами шептала (читает автор).: "Родной!

Ну, как там без нас? Ты воюешь?
Фашистов скорее побей!
За нами скучаешь, тоскуешь?
Домой приезжай поскорей!" (читает девочка).

Затем на крылечко присела
И быстро раскрыла письмо,
Усердно взялась за дело -
Как будто читает его.

Девчонка читать не умела,
Ни буквы не знала она,
Но речь так серьезно и смело
Из уст ее потекла(читает автор).:

"Ну здравствуй, Марфуша родная!
И, доченька, здравствуй моя!
Я жив и здоров, дорогая!
За вами соскучился я.

Вот скоро побьем мы фашистов,
С победой вернемся домой.
Война закончится быстро,
Детей береги, ангел мой!" (читает девочка).

И, кончив читать, приуныла,
На строчки упала слеза(читает автор):
"Ох, папа! Папочка милый!
Как плохо нам без тебя!" (читает девочка).

Потом вдруг домой побежала
И тащит большой табурет,
Чернильницу, ручку достала,
А вот бумаги-то нет.

Пошла в переулок к соседке
Листочек бумаги просить (читает автор).
"Ты что-то приходишь к нам редко?" (читает соседка).
Девчонка стоит и молчит.

Глаза опустила и мнется:
Не хочет секрет выдавать.
Сердечко в комочек сожмется -
Скорей бы - скорей убежать.

Листочек взяла и помчалась
Писать поскорее письмо
И рада, что ей досталось
Ответ держать на него.

На ступеньке ловчей умостилась,
Придвинув к себе табурет,
Перед нею листок и чернила,
И готова писать уж ответ.

Ручкой водит она по бумаге,
Оставляя каракулей след,
Тихо шепчет своими губами,
Посылая отцу свой привет(читает автор):

"Приезжай, наш любимый и добрый!
Посмотри, как Колюня подрос!
Он в кроватке сидит уже бодро,
Иногда и встает во весь рост.

Помнишь, сделал ему погремушку?
Он глазами смотрел на нее,
А теперь уж играет с ней шустро
И ручонками крепко берет.

Раньше всех ты вставал на рассвете,
Молотком по железу стучал,
Мастерил для себя, для соседей,
Ты усталости, папа, не знал.

То ведро, то корыто, то тазик,
А то лейку сумел смастерить.
Звали все тебя, папочка - мастер!
И просили скорей починить:

Кто замок, кто кастрюлю, кто примус,
Не отказывал людям ни в чем;
Здесь с улыбкою каждого примут,
Успокоят, напоят чайком.

А у дома нашего танки,
Здесь, в лесочке укрывшись стоят.
По дороге ходит охрана -
Подходить к ним нам не велят.

Помню, как мы с тобою играли,
На качелях катал ты меня.
Выше елок качели летали,
Лишь с тобой не боялась я.

Ну, теперь, до свидания, папа!
Пусть письмо поскорее дойдет.
Я целую тебя, твоя лапа!
И свою высылаю ладонь" (читает девочка).

Положив на листочек ручонку,
Отчертила чернилами ее.
Так довольна осталась девчонка,
Что отцу написала письмо.

И закончив писать, свернула
Письмо в треугольник простой
И адрес все также черкнула
Своею дрожащей рукой.

Глаза ее больше не плакали,
Теплилась надежда одна.
И эти святые каракули
Скорее отправить пошла.

Надолго запомнилось лето,
Ответ оставалось ей ждать,
А было девчоночке этой
Всего лишь неполных пять (читает автор).

Ведущий 1. Строки, залитые слезами счастья и горя; строки, оставшиеся не прочитанными, потому что уже не было в живых адресата; строки, затерявшиеся и не дошедшие вовремя; строки, хранящиеся с трепетом и сегодня...

Чтение писем. На сцене девушка (сидит на стуле), солдат (стоит в форме с винтовкой в руках). Слайд № 22.

Примечание. Будет хорошо, если откликнутся жители вашего города, села, у кого сохранились письма родственников. Тогда можно их прочитать. Если же таковых нет, ищем в других источниках, сейчас очень много публикаций.

Читают по очереди под музыку (4-6 небольших писем).

Исполнение песни «Письмо отца» (Дементьев А. Усманов Д.).Слайды № 23-28.

Я читаю письмо,
Что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу
Номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором
Мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти
В свой последний
Решительный бой.

Дорогая моя,
На переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.

Я читаю письмо
И как будто бы ближе и ближе
Тот тревожный рассвет
И биенье солдатских сердец,
Я читаю письмо
И как будто отчётливо слышу,
Как сейчас те слова,
Что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо,

А за окнами солнце смеётся,
Начинается день,
И сердца продолжают любить.
Я читаю письмо
И уверен, что если придётся,
Всё, что сделал отец,
Я сумею всегда повторить!

Дорогая моя,
На переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.


Дорогая моя,
На переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.

Ведущий 1. Дорогие ветераны и труженики тыла, низкий Вам поклон до земли за мирное небо над нашей головой! Слайд № 29.

Ведущий 2. Пройдут годы, но фронтовые треугольники, долгожданные гости времен войны, навсегда останутся в в летописи огненных лет. И сегодня, дорогие наши ветераны и труженики тыла, мы хотим вам вручить письма от учащихся нашей школы. Слайд №30.

Ветеранам и труженикам тыла учащиеся вручают письма- благодарности, сложенные треугольником, и гвоздики (письма пишутся заранее).

© 2010-2022