Литературно-музыкальная композиция Будь благодарен каждому клочку земли!

Литературно-музыкальная композиция - Любовь, бережное отношение  к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься родители, и педагоги. Учитель может провести с ребятами беседу «Природа в поэзии и музыке», подготовить с ними литературно- - музыкальную композицию «Будь благодарен каждому клочку земли!» Предлагаю разработку такой композиции. Пусть ребята заранее развесят на стенах зала плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе :                                      « Я не знаю  ничего более прекрасного, чем наша земля ».                                                                                                                    ( Г.К.Паустовский )                                      « Человека не может не занимать природа. Он связан                                    с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её ».                                                                                                                    (И.С.Тургенев)                                      « Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней ».                                                                                                                   ( Л.Н.Толстой )                                      « Человек, который понимает природу, - благороднее,чище ».                                                                                                                   ( Л.М.Леонов )                                      « Человек должен устраивать землю так же заботливо,                                    как он привык обустраивать своё жильё, свой дом ».                                                                                                                  ( А.М.Горький )                                      « Человек должен украшать землю ».                                                                                                                  ( М.А.Шолохов )      Школьники могут оформить стенды «Поэты о русской природы», «Художники о русской природе», провести конкурс на лучший рисунок о природе, подготовить выставку своих рисунков, поделок, выполненных из природного материала. В назначенное время школьники собираются в зале. На сцену выходят ведущий и несколько ребят.    Ведущий.    Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.    У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: « И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие  стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция

«Будь благодарен каждому клочку земли!»

- Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься родители, и педагоги. Учитель может провести с ребятами беседу «Природа в поэзии и музыке», подготовить с ними литературно-

- музыкальную композицию «Будь благодарен каждому клочку земли!»

Предлагаю разработку такой композиции. Пусть ребята заранее развесят на стенах зала плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе :

« Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля ».

( Г.К.Паустовский )

« Человека не может не занимать природа. Он связан

с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её ».

( И.С.Тургенев )

« Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней ».

( Л.Н.Толстой )

« Человек, который понимает природу, - благороднее,чище ».

( Л.М.Леонов )

« Человек должен устраивать землю так же заботливо,

как он привык обустраивать своё жильё, свой дом ».

( А.М.Горький )

« Человек должен украшать землю ».

( М.А.Шолохов )

Школьники могут оформить стенды «Поэты о русской природы», «Художники о русской природе», провести конкурс на лучший рисунок о природе, подготовить выставку своих рисунков, поделок, выполненных из природного материала.

В назначенное время школьники собираются в зале. На сцену выходят ведущий и несколько ребят.

Ведущий.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: « И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Красота простой и безыскусственной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Звучит песня «Наш край» ( сл.А.Пришельца, муз.Д.Кабалевского ):

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдешь ещё такой?

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,

И куда не бросишь взгляд -

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!

Ученик.

А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка,

каждый цветок!

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше вы

нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например, он берёт крупинку мягкой чёрной земли, затем он

берёт дождя дождинку, и воздуха голубой лоскуток, и лучик

солнышком пролитый. Всё смешает потом (но где?!).

( Где грибок, и колб, и спиртовок ряды?)

И вот из одной и той же чёрной земли

Он то красный, то синий, то сиреневый,

то золотой!

В.А.Солоухин.

Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас.

Ученица читает стихотворение:

Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор …

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Н.А.Некрасов

Ученик.

Подарила сполна тебе Родина - мать

Всё,что может она только сыну отдать.

Подарила рассвет и отцовский порог.

И на тысячи лет дали звёздных дорог.

Цветы калины в полях, чистоту родника

Отстояла в боях, пронесла сквозь века,

Подарила тебе полевые цветы,

Бесконечный сияющий мир.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. А.Пахмутовой).

Ведущий.

Природа, которая дает нам всё для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу пред потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней.

Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.

Певец природы писатель М.М.Пришвин обратился к школьникам с такими словами:

«Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит, охранять Родину. В нашей стране ведётся борьба за озеленение дворов, где много сажают деревьев и цветов, за озеленение улиц.

Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенными, волшебными красками украшает мир растений художница Осень!

Учёные разных национальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведёт к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли уже многие виды животных и растений. Поэтому учёные составили Красные книги. В них перечислены те виды растений и животных, которые оказались на грани исчезновения. Учёные активно участвовали в подготовке законов о природе. Эти законы должны знать не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто ещё не понял, что, вредя природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране».

Ученица.

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатство и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни виды животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

Ученик читает стихотворение:

Богаты мы,

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плывут в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы!!!

Р.Рождественский

Ученица.

Чтобы нормально жить, людям необходимы полезные ископаемые. Учёные подсчитали, что если мы будем использовать природные ресурсы в таких темпах, как сейчас, то их хватит ненадолго.

Ученик читает стихотворение:

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Но торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то земли не будет

У каждого из нас.

М.Дудин

Ведущий.

Учёные предупреждают: Если человечество не изменит своё бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждёт экологическая катастрофа и оно погибнет. Признаки глобальной беды уже налицо: высокая концентрация в атмосфере загрязняющих и радиоактивных веществ, уменьшение азонового слоя, разрушение почв, сокращение площади леса, наступление пустынь, загрязнение водоёмов, истощение водных запасов, истребление животных.

Ученик.

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство - земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать её плодородие. А как люди относятся к своей кормилице - земле? Они разрушают верхний плодородный слой земли, а чтобы получить большой урожай, чрезмерно удобряют её химическими удобрениями. Этим наносят невосполнимый вред земле - кормилице и здоровью людей.

Ученица читает стихотворение:

Она нам не желает ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного:

Чтоб люди были к ней добры.

Будь благодарен каждому клочку земли,

Куда ступал ты на веку. Земля тебе дарует благодать,

Даёт тебе всё то, что может дать.

Ученик.

На нашей планете тысячи рек, озёр. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьем из рек и озёр воду, используем их как транспортные пути, источники электроэнергии.

Людям стало не хватать чистой воды. Вообще воды на земле много, она занимает большую площадь поверхности планеты, чем суша. Но пресная вода составляет 35 % от всех водных запасов Земли. Чистой воды стало меньше, пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными отходами предприятия. На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти, вылившейся из танкеров по неосмотрительности людей. От неё погибает рыба. Природа не успевает очищать воду от загрязнений.

Ученица читает стихотворение:

Я не хочу, чтоб речка высохла,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где тёплый вечер так порою тих!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

А подрасту - и я вам помогу,

И рыбок золотых уберегу.

Э.Огнецвет

Ученик.

Трудно представить себе Землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. « Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», - писал А.П.Чехов. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса.

Звучит грампластинка «Голоса птиц».

Ученица читает стихотворение:

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.

И.А.Бунин

Звучит «Лесной марш» композитора В.Шаинского.

Ученик.

Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрика, автомобили и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды - 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес - это легкие нашей планеты.

Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы.

Из древесины люди изготавливают множество вещей, необходимых им: дома, мебель, бумагу, ткани, спирт, карандаши, спички и так далее.

Вот почему так важен для человека лес. Вот почему его надо охранять и беречь. И хотя лесов на Земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя срубить зря.

Школьники исполняют народную песню «Тонкая рябина».

Ученица.

А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Ученик читает стихотворение:

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой - то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.

Вот маравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,Хмельного ухарства следы,

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

П.Бровко

Звучат в грамзаписи песня «Не рубите, мужики!», которую исполняет рок - группа «Комиссар».

Ученица:

Забывчивый охотник на привале не разметал,

Не растоптал костер, он в лес ушел.

А ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туман.

И ожил потухающий костер,

И сыпя искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

И как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели.

С грозным треском падали стволы,

И как снежинки искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

  • Берегите лес от пожара!

Ученик.

В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей.

Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловя на полях грызунов.

Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Звучит грампластинка «Голоса птиц».

Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искуственные гнездования.

Звучит мелодия песни «Аист на крыше».

Очень тяжело зимой без корма птицам и зверям.

Ученица читает стихотворение:

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку в ее конуре,

Но больше всего беспокойно за птиц

За наших воробышков, галок, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем!

Их надо кормить,

И тогда им будет легко

Пережить холода!

Е.Благинина

Ученик читает стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц зимой в мороз к своему окну,

Чтоб без песни не пришлось нам встречать

весну!

А.Яшин

Ученица.

Пусть птица, любая зверушка

Знает - в лесу ей готова кормушка,

Отличная, новая лесная столовая!

Голодный, грустный и худой

По лесу бродит лось зимой.

В беде друзей не бросим,

Вот сено - ешьте лоси!

Для зверей, птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.

Ученик читает стихотворение:

Раненая птица в руки не давалась.

Раненая птица - птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А лес без зверей - не лес!

Ученица.

Однажды весной на зеленом лугу

Лосиха с лосенком щипали траву.

Как вдруг из-за сосен, стоявших рядком,

По ним полыхнуло тяжелым свинцом.

Лосиха упала: «Спасайся, беги!

Беги мой детеныш, подкрались враги!

Нам больше с тобой не ходить по лугам,

Беду или радость узнаешь ты сам!»

Лосенок умчался - попробуй, слови!

Лосиха лежала в багряной крови.

Когда же не будет жестоких людей?

Хочу, чтоб не было их поскорей!

Пусть лоси гуляют на сочном лугу,

И выстрелов взрывы не рвут тишину!

Ученик.

Человек!

Щади зверей и птиц,

Деревья и цветы,

Ведь это все слова,

Что царь природы ты!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Удивительный мир насекомых. Их насчитывается около двух миллионов видов. Некоторые насекомые опыляют растения, борются с вредителями леса и другими вредными насекомыми.

К примеру, божьи коровки, муравьи уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы -

- комаров.

Ребята! Никогда не разоряйте муравейников. Лес, где есть муравьи, защищен от вредителей.

Ученица.

Все на свете нужны.

И мошки на свете

Не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд,

Кто делает мед и кто делает яд.

Ведущий. Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы - святой долг и обязанность каждого.

Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах.

Не допускайте пожара в лесу.

Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу.

Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей, а наоборот, боритесь с браконьерами.

Ученик.

Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д.Родович

Ребята читают (по одному четверостишию) стихотворение:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях павелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покосом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите себя, Чудо песен,

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертие верящую душу, -

Всех судеб связующие нити!

Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити!

Берегите Землю!

Берегите себя, Времени крутые повороты.

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства.

Дерево надежд и беспокойства.

Откровение

Земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только берегите эту Землю!

М.Дудин















СЦЕНКА

«РАЗГОВОР НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Ребята оформляют сцену в виде лесной полянки. Звучит фонограмма: слышен шум вьюги. Сквозь нее доносятся голоса птиц. На сцене появляется, оглядываясь назад, «ворона» и садится на пенек.

Ворона.

Кар-р-р, кар-р-р… хулиганы! Ох и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и наровят снежком попасть, того и гляди искалечат.

На сцене появляется «синица».

Синица.

Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона.

Кар-р-р… Еле ноги сейчас из города (деревни) унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (Ворона грозит «крылышком» в сторону воображаемого города). Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня, снежками…

Синица (вздыхает).

Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять… Бедные мои синички!

Ворона.

Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, он тоже на голод жаловался, говорит, что не знает, как пережить зиму.

Синица.

А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой птицам легче будет. Говорит, есть школьники, которые по всему городу (деревне) кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные корки, сало…

Ворона.

Что это еще за кормушки?

Синица.

Да вон видишь (показывает «крылом» в зал). Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу (деревне). Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки… Так и выжила я в ту зиму.

Синица.

И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона.

Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица.

Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона.

А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица.

Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

После этой сценки учитель биологии или председатель штаба юных друзей природы призовет ребят бережно относиться к зимующим птицам и своевременно развешивать для них кормушки и насыпать в них корм.


© 2010-2022